Римма Осипенко
В ее голосе переплетены спокойная уверенность в себе, яркая сексуальность, нежность и задор. Легкость, с которой поет Мариам, непостижима и подкупает с первого звука. Накануне гастролей в Израиле певица Мариам Мерабова рассказала о любимой музыке, о себе и своей семье, о телевизионных шоу, в которых участвовала
— Мариам, вы блестяще поете джаз и вместе с тем легко исполняете попсу и даже «русский шансон». Какая музыка для вас главная?
— С некоторых пор я сама задаюсь этим вопросом. Я в музыке с пяти лет, все мое музыкальное мышление построили педагоги. Они научили меня, что задача музыканта в любом стиле – чувствовать этот стиль, погрузиться в него, а потом просто исполнять, показывая замысел композитора. Мой уникальный инструмент – голос. Но, кроме собственно пения, я должна передать и смысл слов. Конечно, моя любовь – джаз, и я все делаю через призму джазовой музыки. Пою как дышу.
О телевизоре
— Вы достаточно долгое время пели только джаз и вдруг пришли в шоу «Голос». Это самая рейтинговая программа российского Первого канала, ее смотрят миллионы зрителей по всему миру. Но по большому счету, это игра, которая вам как профессионалу ничего добавить не могла. Зачем вам, певице, как говорится, «в авторитете», в ней участвовать?
— Я была певицей, широко известной в узких кругах. Джаз – не самая популярная музыка, и джазовая публика достаточно невелика, даже по сравнению с классической. Я пошла за аудиторией, чтобы ее увеличить и привлечь внимание к тому, что мы много лет делаем с моим супругом Арменом Мерабовым и коллективом «Мирайф», где он выступает как пианист и композитор. А я больше двадцати лет солистка «Мирайфа».
— Когда вы пели на «слепом» прослушивании в «Голосе», член жюри Дима Билан вскочил на кресло, а Леонид Агутин начал бегать по студии, где записывали программу. Мариам, с Биланом и Агутиным вы знакомы очень давно, это было постановкой?
— Нет, ни в коем случае не постановка! Они не знали, что я участвую в шоу. Когда Дима нажал кнопку, обернулся и увидел меня, он просто обалдел. И Леня тоже обрадовался. Многие мои коллеги не идут на подобные шоу, боятся.
— Боятся чего?
— Что к ним не повернутся, что они будут неважно выглядеть, что потеряют наработанный статус. Их многое останавливает, и мне очень жаль.
— Вам понравилось соревнование, в котором вы вышли в финал? Это добавляет драйва?
— Невероятно добавляет. Во-первых, я хочу сказать, что это все по-честному, от начала и до конца. Как и все, я стояла в очереди на кастинг и до сих пор не понимаю, как оказалась в финале. Я всякий раз была готова уйти, потому что у нас собралась сильнейшая команда, и за каждого я переживала. Леонид Николаевич [Агутин] заставил поволноваться – я никогда не пела те вещи, которые он предлагал, для меня это стало главным испытанием. Когда он предложил спеть «Реквием», шедевр Марка Минкова, фантастически исполненный когда-то Аллой Борисовной, я сильно испугалась. Моей задачей было ни в коем случае не повторить Пугачеву. И я не слушала, как она поет – а слушала, как Алиса Бруновна Фрейндлих читает это стихотворение. На это меня подвиг Леонид Николаевич.
— Вы нашли в себе что-то новое?
— Прежде всего, это была борьба с моим собственным снобизмом. Закалка, которую я получила в «Голосе», очень помогла мне в шоу «Три аккорда».
— В «Голосе» вы получили и огромную, максимально возможную аудиторию. Для чего вам понадобились «Три аккорда»?!
— Это был мой личный вызов. В музыкальных водах, в которых мы плаваем, я достаточно освоилась и чувствую себя комфортно. Но даже когда встречаемся с друзьями-музыкантами, мы нет-нет да и запоем народную, городскую песню, тот самый «шансон». Так почему в творчестве мы такие снобы и боимся сделать шаг вправо-шаг влево? Опошлить можно любое произведение. А взять пограничный, очень опасный жанр и показать его культуру – это хочется попробовать. Я сама обратилась к Юрию Викторовичу Аксюте, главному музыкальному редактору Первого канала: «Хочу в «Три аккорда». Он очень удивился, сказал: «Ничего себе!» У нас были баталии по поводу репертуара, и я благодарна Аксюте за то, что он пошел мне навстречу. Все песни выбирала я, и все аранжировки делали мы сами. Настоящий катарсис произошел, когда я исполнила «Окурочек» Юза Алешковского. «Ты спела ее так, как пел Юз у нас на даче», – сказала Лидия Козлова [поэтесса, член жюри], и меня просто накрыло! Я работала над этой песней очень долго, рыдала над ней. «Окурочек» – страшная история нашей страны, я пела и видела этот белый ад…
О личном
— Сколько лет вы замужем за Арменом Мерабовым?
— Мы знакомы 25 лет, поженились в 2005-м.
— А еще вы вместе работаете. Как это – находиться рядом с человеком 24 часа в сутки?
— Мы с первого курса вместе, и это счастье. Но и серьезный труд. Армен не просто музыкант, он большой музыкант. Могу сказать, что меня сделал он. Сделал тем, что не давил, а это достаточно сложно, но дал раскрыться самой. Мне повезло.
— У вас с Арменом трое детей. Для выступающей и гастролирующей певицы не чересчур?
— Я бы с удовольствием родила еще, если бы Б-г дал, дом должен жить детьми. Справляемся как можем. К счастью, есть бабушки и дедушки, и старшая дочь очень помогает. Наши дети не ощущают, что им чего-то не додали. Когда мы дома, максимально проводим время с ними.
— Они понимают, что мама – известная певица, а папа – большой музыкант?
— Все наши достижения остаются за дверью квартиры. Дома мы мама и папа. Но иногда выступаем в школе, где учится Сонечка. Я проводила классный час, рассказывала о поэзии в музыкальных произведениях. Дети сейчас подвергаются жесткой попсовой атаке, однако я хочу, чтобы они знали и о другой музыке. Она должна быть качественной, даже если это рэп – то лучшие исполнители, если поп-музыка – то лучшие певцы и музыканты.
— Ваша дочь учится в школе Леонида Агутина, где вы преподаете?
— Да, и ей приходится нелегко, потому что с нее спрос больше, чем с других. Школа Агутина – очень интересное заведение. В ней заложены классические основы, мы настаиваем на том, что все должны изучать классику: инструменты, сольфеджио, музлитературу. С третьего класса начинается знакомство с разными стилями: джазом, блюзом, спиричуэл, фьюжн и так далее. Это очень хорошая история, хочется, чтобы никто ее не испортил и дал нам работать, как мы хотим.
Об очень личном
— Мариам, вы понимаете, что мы не сможем обойти вопрос о вашем чудесном преображении, девушки любого возраста нам этого не простят. Скажете им, на сколько вы похудели?
— Более чем на 60 килограммов.
— Вау! Все хотят радикально похудеть, но решаются немногие. Как удалось вам?
— Я решила, что когда сделаю операцию, не буду этого скрывать, не буду рассказывать, что всего лишь перестала есть конфеты. С тем весом, который у меня был, диеты не помогали, нужна была радикальная помощь. Мне сделали продольную резекцию желудка, и вот теперь могу соблюдать диету. После этой операции я должна внимательно относиться к тому, что и сколько ем – держать себя в форме намного легче, и намного понятнее, для чего. Я счастлива, что решилась на операцию, могу сказать, что у меня сейчас совершенно другая жизнь. Двигаюсь без остановки, могу пешком обойти весь город, покупаю вещи в любых магазинах. Даже дышу по-другому.
— Голос изменился?
— Сейчас я могу спокойно управлять диафрагмой, без лишнего давления, и, мне кажется, голос стал намного лучше.
О «Евровидении»
— Через несколько дней в Израиле состоится «Евровидение». Сколько раз вы принимали участие в этом самом популярном песенном конкурсе как бэк-вокалистка?
— Можно сказать, я ветеран. Сейчас посчитаем: Афины с Димой Биланом, Хельсинки с Димой Колдуном, Сербия с Ани Лорак, Осло с Евой Рибас.
— Что происходит за кулисами «Евровидения»?
— За кулисами, как и на сцене, большой праздник. Потрясающая организация, огромный коллектив, где каждый знает свое дело. Это самое позитивное закулисье из тех, что я видела, – все за тебя, все искренне улыбаются, все готовы помочь сделать номер так, как ты этого хочешь. Я не сомневаюсь, что и в Израиле конкурс пройдет прекрасно.
О концертах
— Засветившись в двух больших телепроектах, вы стали более востребованы?
— Да, мы этого очень хотели, и получилось. Нам есть что рассказать и показать, чем всю жизнь занимаемся, что накопили.
— Но зрители в зале могут закричать: «В Кейптаунском порту» давай!»
— Я думаю, что зрителям понравится наша большая программа – и джаз, и блюз, и много другой музыки. Мы привозим то, что любим сами.
— Вы уже выступали в Израиле?
— Нет, это наши первые гастроли. Мы будем знакомиться с Израилем, Израиль будет знакомиться с нами. Наша программа называется «Сто часов счастья». В нее вошли шедевры мирового джаза и блюза, свинга и латино; наши авторские произведения, некоторые на мои стихи; шлягеры советской эстрады в наших аранжировках; некоторые номера из телешоу, в которых я участвовала. И да – «В Кейптаунском порту» тоже будет! По секрету скажу: когда готовили этот номер, мы специально пригласили профессора по языку идиш, чтобы он поставил мое произношение в «Ба мир бисту шейн». Именно в Израиле зрители смогут оценить, удалось ли мне научиться.
Мариам Мерабова и группа «Мирайф» выступят в Израиле с тремя концертами. 30 мая – Ашкелон, 31 мая – Хайфа, 1 июня – Тель-Авив.
Подробности и билеты по телефону 058-7060455 и здесь: https://clck.ru/FXV8F
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo