Главная / Новости / Полемика / Спасение экономики — правительство без ортодоксов

Спасение экономики — правительство без ортодоксов

Сентябрьские выборы почти совпали с наступлением празднования еврейского нового года Рош а-Шана. В его преддверии израильским избирателям словно была предоставлена   возможность не просто пожелать «Шана това!», но и выбрать более хорошую модель ближайшего будущего. Запрограммировать на избирательных участках. Сделать так, чтоб будущий еврейский год был лучше предыдущего. 

Проблемы, однако, начинаются в тот момент, когда мы не просто желаем друг другу хорошего года, но пытаемся договориться по поводу того, что такое «хорошо».

«Хорошо» — это оценочное. А потому очень субъективное. «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо?». Даже выйдя из крошечного возраста, мы не всегда знаем ответ на этот вопрос.

Например, у меня есть друг-ортодокс, который любит сравнивать Израиль с Ираном. «Какая Иран теократия?! Сколько людей у них занимается религией как ремеслом? Меньше, чем у нас не только пропорционально, но и номинально. А у них же население в десять раз больше. Тоже мне фундаментализм».

 

Человек положительно оценивает тот факт, что в Израиле есть огромное количество харедим, которые нигде не работают, а государство им платит за занятие религией. А вы этих харедим называете «паразитами», «кровососами», «тунеядцами»? Ну это ваша оценка. У него — оценка другая. Это, как мы договорились, очень субъективно.

Но бывают случаи, когда ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» зависит не только от нашего субъективного понимания, но и от более объективных критериев. Например, в случае, если мы задаемся вопросом, как добиться чего-либо? Если мы, просто глядя на цифры, согласимся, что с растущим бюджетным дефицитом и стагнацией израильской экономики что-то надо делать, то ответ на вопросы «Как вытащить израильскую экономику из дыры?» и «Какое правительство и какая правящая коалиция нам для этого нужны?» будет предельно конкретным.

Уже в нынешнем веке на наших глазах, в 2003 и 2013 году,  создавалось в Израиле правительство, чтобы в критический момент спасти израильскую экономику от падения в пропасть. И, что редко бывает, задуманное осуществлялось. Почему?

Благодаря гению министра финансов?

 

В 2003 году в правительстве Шарона во главе финансового ведомства находился Биньямин Нетаниягу. В 2013 году в правительстве во главе с самим Нетаниягу главное экономическое министерство возглавил Яир Лапид.

Нетаниягу — хороший экономист. Это оценочное суждение.

Пропаганда Ликуда позиционирует Нетаниягу как обладателя многих врожденных талантов и приобретенных знаний в финансовой сфере. Способным и умелым, «сильным в экономике» (как гласил ликудовский лозунг) считают Нетаниягу его неистовые поклонники. То, что Биби разбирается в экономике — с этим соглашаются даже его непримиримые оппоненты. Правда, когда Нетаниягу, в качестве премьер-министра, возглавлял израильскую экономику в каденцию 2009-2013 года, управляя всем через «прокси» министра финансов Юваля Штайница, который был даже не послушным исполнителем его воли, а просто марионеткой, натянутой на пальцы Биби, то результат в виде огромного бюджетного дефицита не сильно свидетельствовал в пользу его экономической гениальности.

«Я ничего не понимаю в экономике»

Но Яира Лапида не считают мощным экономистом даже его преданные поклонницы, вздыхающие о набриолиненном образе бывшего телешоумена. Да он сам заявлял: «Я ничего не понимаю в экономике». И на знание каких-либо особых секретов денежной магии Лапид никогда не претендовал.

Однако, независимо от талантов, знаний и умений этих двух министров финансов израильскую экономику два раза удалось вытянуть из болота колоссального бюджетного дефицита.

И секрет в обоих случаях был прост. Дело было не только и не столько в министре финансов, сколько в составе правящей коалиции.

Оградите яблоню!

 

Великий украинский философ Сковорода утверждал, что не надо учить яблоню, как рожать яблоки, надо оградить её от свиней.

То же можно сказать о состоянии израильской экономики. Она требует не учителей, не фокусников, а защиты от вымогателей, казнокрадов, паразитирующих партий. Первой из чрезвычайных экстренных мер, судя по опыту 2003 и 2013 года, является выведение ортодоксальных партий за пределы правящей коалиции.

Сегодня, из-за бездумной политики министра Моше Кахлона при попустительстве Нетаниягу ситуация такая же как в 2003 и 2013 году, когда ради спасения экономики понадобилось формирование правительства без ортодоксов. Прежде всего, яблоню израильской экономики надо оградить от ортодоксальных вымогателей. Это может сделать только широкое светское правительство национального единства.

Чтобы бюджет не съели

В ходе майских коалиционных переговоров, после того, как соглашение между Нетаниягу и партией «Еврейство Торы» утекло в прессу, стало известно, что даже несмотря на тяжелейший бюджетный дефицит, даже несмотря на то, что израильская экономика стремительно опускается в яму, ортодоксы не только не готовы умерить свои аппетиты, не только не согласны от чего-то отказаться, но требуют дополнительных 30 миллиардов шекелей. И это только «Еврейство Торы». А требования всех религиозных партнеров были в районе 50 миллиардов. И «финансовый гений» Нетаниягу готов был договориться с ними, купив власть такой ценой, за счет израильских налогоплательщиков.

Хорошо для харедим

Кстати, о налогоплательщиках. У ортодоксов есть свои предложения о том, как залатать бюджетную дыру, одновременно не прекращая раздачу пряников. Всё просто. Они предлагают тупо повысить налоги, чтоб оплатить последствия прошедшего «аттракциона невиданной щедрости» и грядущее «продолжение банкета». И понятно, почему такое решение им кажется лучшим. Платить эти налоги не харедим.

Прежде и ШАС, и «Еврейство Торы» входили во все правительства. И в правые, и в левые, и в центристские. Так почему ортодоксы так прижались в союз с Нетаниягу? По той же причине, по которой (согласно еврейской пословице) прореха зовет вора. Правительство Нетаниягу с его «естественными партнерами» из числа ортодоксов — это не просто дыра бюджетного дефицита. Это прореха, позволяющая разворовывать казну государства.

Правительство, которое нужно


Широкое правительство национального единства на либеральной основе — это единственный правильный ответ для экономики. И не только для экономики.

На Сдерот и район Шаар а-Негев снова падают ракеты. Только широкое правительство национального консенсуса сможет правильно расставить приоритеты и достойно противостоять растущим угрозам.

Только правительство национального единства сможет взяться за решение давно назревших вопросов, касающихся области взаимоотношения государства и религии. Только такое правительство сможет остановить фронтальное наступление ортодоксов на статус-кво. Светские в Ашдоде не должны жить по правилам ортодоксальных районов Иерусалима. Правительство без ортодоксов сможет урегулировать законодательные вопросы, проведя решения, которые блокировались харедим, несмотря на желание большинства жителей Государства Израиль.

Только правительство, в котором Лицман и ему подобные не будут распоряжаться министерством здравоохранения, как частной лавочкой, сможет спасти израильскую медицину.

 
Мы можем перечислить и другие сферы, в которых яблоня будет плодоносить только в том случае, если оградить её от ортодоксальных запрещателей и вымогателей: юридическая система, социальное обеспечение, транспорт, торговля и т. д.

Что такое хорошо?

Маяковский вспоминал об Александре Блоке: «Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» — «Хорошо», — сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли…» Хотя, казалось бы, если библиотеку сожгли, то чего же тут хорошего? Но Блоку нравилась эта революционная буря и встряска, он видел в ней конец старого опостылевшего мира и Христа, который идет с красным знаменем.

Я люблю поэзию Блока и с уважением отношусь к иудаизму. Но предпочитаю, чтобы библиотеки не горели, а экономика была здоровой и плодоносной. От этого зависит и мое представление о том, какое правительство нужно теперь Израилю.

 

Давид Эйдельман

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан