Главная / Новости / Актуально / Татьяна Климович. Мы — АНУ. Самый большой в мире музей еврейского народа открывает двери

Татьяна Климович. Мы — АНУ. Самый большой в мире музей еврейского народа открывает двери

АНУ. Так называется Музей еврейского народа в Израиле, бывший Музей диаспоры, открывший свои двери после полной реконструкции – 4-х лет строительства и 10 лет исследований. Над его интерактивными экспозициями кропотливо работали сотни сотрудников и кураторы лучших музеев мира. Музей располагается на 7000 квадратных метрах и 3-х этажах реконструированного здания на территории Тель-авивского университета.  

Побывав в нем, можно с определенностью сказать, что это совершенно новый музей.

«Ану бану арца»… Слова из этой простой песни – первое, что приходит на ум, при виде названия на музейной стене. Ану – мы, приехавшие в Израиль и мы, живущие в разных странах…

Еврейский народ с 4000-летней историей с ее трагическими и светлыми страничками, с разнообразной и такой богатой культурой, давший миру столько замечательных имен… Принадлежность народу, самоидентификация – как это выразить концептуально…

Возможно, все это богатое разнообразие мультимедийных экспозиций, исторических экспонатов и интерактивных инсталляций, связывающих историю и современность – в теплом и ярком музейном пространстве — и подчинено этой идее – понять, кто мы и дать почувствовать: мы вместе.

Рассказывает председатель правления АНУ, президент фонда «Надав» Ирина Невзлина:

— До 7 лет я не знала, что я еврейка. Не знала, потому что мои родители очень боялись, что я скажу что-нибудь на улице на эту тему. Вы знаете эти ощущения. Я проходила мимо школы в свои 7 лет, и меня какой-то милый пьяный человек назвал жидовкой. И я пришла к своей бабушке (а она работала учительницей в той же школе), чтобы спросить, что же это все значит. И она сказала: «Ну во-первых, мы евреи – только ты и я – в этой школе, а во-вторых, ты больше никогда не повторяешь это на улице. Все, мы евреи». И на этом закончился наш разговор.

В 13 лет в 1991 году меня взяли сюда на экскурсию. И когда я сюда приехала… Не знаю, помните вы или нет… этот старый терминал, когда едешь, и эти апельсиновые рощи… Через несколько дней меня взяли на «Котель»…

Вот сейчас я директор еврейского музея, но до 13 лет я не знала, что такое Котель (Стена Плача – прим.Т.К.), Иерусалим… мы не разговаривали об этом дома. И вам, наверное, знакомо это ощущение: когда ты встречаешь этого человека, ты его никогда не видела, но ты его знаешь и это место… Ты не был там, но ты был. И вот я стояла близко к стене, между тремя стенами, И вот у меня это место – я его знаю! И я рассказываю эту историю, потому что это то, почему я здесь. Ощущение, что я часть чего-то большого…».

Музей рассказывает о прошлом, настоящем и будущем еврейского народа не в рамках диаспоры, а в глобальном масштабе. Отдавая дань трагическим событиям в истории народа, музей делает акцент на позитиве и глобальном вкладе евреев в развитие человечества.

Хотя на мой взгляд, музею стоит немного больше рассказать о пережитом еврейским народом, который прошел Холокост. Целые семьи, династии были стерты с лица земли, но народ выжил, возродился, пустил новые корни в неподатливой земле Израиля, расцвел апельсиновыми рощами, заколосился пшеницей и теперь живет – не только разбросанный по миру, но в своем государстве.

Где есть все, в том числе, большая разноголосица, споры, ссоры, противоречия… Стоит побывать в музее, чтобы осознать и насытиться ощущением – ведь это мы, и мы вместе.

В музее экспонируется более 500 собранных по всему миру, а также специально созданных для музея экспонатов. На сегодня это самый большой еврейский музей в мире.

Д-р Орит Шахам-Говер, куратор музея:

— «Вместо того чтобы говорить «гвалт», мы множество раз оглядываемся назад и говорим Аллилуя. Мы хотим, чтобы каждый, кто зайдет в музей, не важно, откуда он пришел и во что верит, сказал себе: эта история также и моя…

И в музейной экскурсии мы начали с конца, с наших дней – идентичности и культуры. Экспозиция на 3-м этаже, и это также первый этаж в экскурсии по музею, посвящена многообразию идентичностей, которые существуют в еврейском народе, и культуре еврейского народа и ее связи с мировой культурой.

И мы верим, что после посещения экспозиций на этом этаже, каждый из посетителей откроет для себя то, с чем он может идентифицироваться, что представляет часть его и является частью его жизни. Второй этаж – это часть экскурсии, посвященная истории: путешествию по историческому пути, вдоль исторической оси с великими личностями еврейского народа. И третья часть экскурсии (первый этаж музея) раскрывает вопрос: что есть общего между нами всеми, а также между нами и всем миром».

Новейшие технологии и исторические базы данных

Огромные базы исторических данных встроены в музейные мультимедийные системы. Новейшие технологии раскрывают эту информацию в доступной и понятной форме. И это интересно, как взрослым, так и детям любого возраста. Современные технологии: мониторы с touch-технологией, интерактивные браслеты, 3d-модули, элементы дополненной реальности, электронные гиды, делают возможным посещение экспозиции даже без сопровождения экскурсовода. Музей как будто сам воспроизводит и рассказывает историю народа.

Личные вещи и артефакты представителей еврейского народа, вошедших в историю

Несмотря на всю мультимедийность, АНУ — это музей о человеке и для человека. Здесь много личных вещей и артефактов: гитара Леонарда Коэна и сценический костюм Соломона Михоэлса, ручка Шолом-Алейхема и легендарный воротничок Рут Бейдер-Гинзбург, первое издание Франца Кафки и футляр свитка Торы из Кучинской синагоги в Индии, живописные и графические работы Хаима Сутина и Эля Лисицкого, и множество других экспонатов, за которыми стоит история человека и его народа.

Приведем один из примеров. Здесь, костюм Шаха Шахрияра из балета «Шахерезада» работы Леона Бакста, знаменитого художника, с 1910 года жившего в Париже и работавшего над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Вошёл в историю как автор художник-постановщик спектаклей Дягилева, декорации и костюмы к которым вызвали настоящий фурор. Стилизации Бакста, его творческое переосмысление античных и восточных мотивов создали в Европе моду на тюрбаны, шаровары, кимоно, персидскую вышивку и орнаменты. Очутился в Париже, так как за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства в 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство. Интересно, что в период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал.

Бас — гитара Джина Симмонса (с последнего выступления группы Kiss) — подарок Джина Симмонса, Лос-Анджелес, США, 2020

Сценарий знаменитого израильского фильма «Гиват Хальфон не отвечает» режиссера и сценариста Аси Даяна (сына министра обороны Моше Даяна, который стремился, чтобы его имя не было в тени знаменитого отца, и также ставшего знаменитым благодаря своим фильмам, сценариям и ролям, а также, чего греха таить, скандальным случаям из жизни). Правки сделаны автором — Аси Даяном

Платье и туфли из коллекции  Альбера Эльбаза, Lanvin. Спустя 5 лет после ухода из Lanvin 27 янв. 2021 г Альбер Эльбаз показал свой новый бренд AZ Factory

Персонаж из фильма Стивена Спилберга

К истокам. Макеты синагог из разных городов и частей мира

Конечно, невозможно было во время двух- часовой журналистской экскурсии посмотреть и увидеть все. Чего, стоит, например один из залов на нижнем этаже, в котором представлены макеты разных синагог из разных городов и стран мира. Интересно было увидеть и молитву из одной московских синагог – за СССР, написанную на иврите. Здесь же и мультимедийный видео стенд с демонстрацией фильма о сефардах и ашкеназах.

Еврейский юмор во времени и интерьере 60-80-х годов

А в другой части музейного пространства – экспозиции, посвященные еврейскому юмору и актерам, в том числе, и Аркадию Райкину. Здесь и театральная тумба, и старые проигрыватели, и комната в дизайне 60-х -80-х годов, где можно посидеть на диванчике и посмотреть некогда популярный комический сериал или побывать в импровизированном кинотеатре.

В общем, стоит продолжить экскурсию, Будем приезжать и посещать, к чему и вас всех призываем. Совершить грандиозное путешествие во времени и пространстве, а также интимное – к себе. В музее АНУ, самом большом еврейском музее мира.

Татьяна Климович

Фото автора

На пресс-конференции

Фото с пресс-конференции: Гия Гельдман, фотография предоставлена Bard PRoduction

Татьяна Климович, до новых встреч!

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан