Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Авторы Хай!Цафон / Илана Чубарова. Что такое ОКР?

Илана Чубарова. Что такое ОКР?

«Нет здоровых, есть недообследованные» это выражение мы часто слышим от врачей, но я, как оптимист, предпочитала не верить, однако, общаясь с Анной Сениной, и, узнав кое-что про ОКР, поняла, что врачи, пожалуй, правы.

Что такое ОКР? Пытаясь объяснить «для чайников», Анна клинический психолог, парадоксальный терапевт, основатель проекта Trevogam.net с очаровательной улыбкой говорит, что ОКР основано на генерации мозгом повторений. Но, видимо, это объяснение достаточно для продвинутых чайников, а я чайник обыкновенный. И вообще, в современном мире перед тем, как общаться со специалистом, необходимо, как минимум, «загуглить» тему.

«Обсессивно-Компульсивное Расстройство – вид невроза, психическое расстройство, связанное с навязчивыми мыслями, чувствами, действиями».

Всегда понятнее на примерах. А лучше давайте пройдём маленький тест:

  1. Случалось ли вам мыть руки чаще, чем они реально оказывались грязными?
  2. Возвращаетесь ли вы домой ещё раз проверить газ или свет?
  3. Боялись ли вы когда-нибудь не выдержать и прибить котёнка, который разбил вазу, порвал документы и написал вам в тапки?
  4. Пугает ли вас мысль, что вы совершите ошибку на работе?
  5. Посещает ли вас сомнение, а точно ли вы желаете ближнему добра и здоровья, а точно ли вы любите своих детей, а точно ли вы не хотите увести мужа у подруги (жену у друга)?
  6. Случалось ли вам испугаться, что вы вдруг толкнёте человека в метро или на смотровой площадке, и он упадёт на рельсы перед приближающимся поездом или в пропасть с огромной высоты?

Ну что, на все вопросы ответ ДА? Или почти на все? Ну честно… не вслух, только для себя. Вот-вот – недообследованные мы с вами. Но, пожалуйста, не пугайтесь раньше времени, ОКР – не вирус, который либо есть, либо нет, и третьего не дано; тут гораздо сложнее. Весь фокус в количестве и контролируемости.

Давайте пройдём ещё один маленький опрос и ответим на следующие вопросы:

  1. Как часто повторяются у вас действия, мысли, чувства, наличие которых вы отметили в первом тесте?
  2. Насколько они для вас мучительны, пугающи, мешают жить и радоваться жизни?
  3. Можете ли вы справиться с этим и выполнить задачу?

У каждого человека вполне могут быть симптомы, сходные с симптомами ОКР.

Например, бывает, что вы, закрыв дверь на замок, отпираете её снова, чтобы заглянуть, выключен ли утюг. Но! Вы не совершаете такую проверку постоянно, даже если у вас вообще нет в доме утюга, и вы точно уж не опоздаете из-за этого на работу. 

Говоря мерзкой кошке, загадившей весь дом, «Придушу гадину!», вы швыряете в неё веник, запираете на полчаса в туалете, но мысль о её убийстве не мешает вам спокойно заснуть и увидеть приятные эротические сны.

Проверив квартальный отчет в пятый раз, вам, может быть, и страшно, что ошибка всё же закралась в расчёты, но…  Рабочий день окончен, и вы таки отсылаете отчёт боссу, закрываете компьютер и уходите домой. И даже не мучаете все выходные жену и детей своим плохим настроением из-за возможной ошибки, допущенной в конце рабочей недели.

Одним словом, если симптомы навязчивых повторяющихся действий или мыслей для вас лишь досадное недоразумение, живите с ними дальше и не берите в голову. Но если есть какая-то «мелочь», которая не дает вам покоя, снова и снова пугая и мешая сосредоточиться и выполнять самые обычные задачи, то тут пора к психологу. И самолечение лишь усугубит ситуацию.

Анна, с которой я беседую, готовит к изданию книгу на тему ОКР, рассказывает увлеченно, сыплет терминами, тут же понимает, что мне они, как китайский язык, пытается по ходу разъяснить… Я слушаю, открыв рот, и поражаюсь загадкам нашей психики. Так и хочется стать пациентом Анны, но, ответив на вопросы тестов, поняла, что я пока «относительно здорова». Анна заражает своим интересом, похоже, она знает про ОКР всё, или почти всё. Но в первую очередь она – практик. И вот что она заметила не по официальной статистике, а на собственном опыте! Что большая часть её пациентов люди не просто очень умные, но даже «заумные», много рефлексирующие, тонко чувствующие, ищущие, вдумчивые. Артисты, художники, писатели – в их числе. А ещё – ОКР – это болезнь успешных людей с сильной волей, а также честных, добрых и порядочных…

И вообще ОКР – это не совсем болезнь, а адаптивная функция. Очень хитрая психика умного честного доброго человека создает маскировочные страхи, чтобы отвлечь от реальной проблемы, разрешить которую представляется совершенно невозможным. Из-за избытка рефлексии и честности такому человеку трудно просто не замечать свою реальную проблему, и вот психика придумывает такой «финт ушами», сосредотачивая все силы на изнуряющем «фантомном страхе». И возникают эти отвлекающие навязчивые идеи в области самой для человека важной. У молодых родителей в отношении ребёнка, у религиозных людей в отношении Бога и веры, у честных и порядочных людей страх причинить вред или допустить ошибку. Причём, чем добрее человек, тем страшнее у него мысли. На контрасте чтобы посильнее напугать. Причём напугать тем, что на самом деле коренным образом безопасно.

Если вы всё-таки диагностировали у себя начальную стадию ОКР, не спешите расстраиваться, вы в хорошей компании. ОКР страдали такие известные люди, как: Дэниел Рэдклиф, Кэмерон Диаз, Кэти Перри, Дэвид Бекхем, Николо Тесла, Владимир Маяковский и многие другие.

Если же вы решили, что ОКР – это не про вас и вы совершено здоровы, не спешите радоваться. В вашем окружении есть, как минимум, трое больных ОКР. А если считать ближайшим окружением всех друзей на фэйсбуке, то гораздо больше.

Кроме того, если вы хотите добиться успеха (а сегодняшний мир просто вынуждает нас либо стремиться к успеху, либо выбрать антисценарий и впасть в показательный пофигизм), ОКР вполне может поджидать вас за поворотом, будьте бдительны.

Чтобы добиться успеха, нужно уметь концентрироваться на задаче, то есть зацикливаться. И не известно, что тут первично: что курица, что яйцо? То ли люди, склонные к зацикливанию, становятся успешными, и, как побочный эффект, ОКР. Или необходимость успеха заставляет людей зацикливаться на задаче, а потом, перетрудившись, начинается ОКР.

М-да… как говорится «без пол-литры не разберёшься…» или «На свете друг Горацио, есть столько неизвестного…»

От Ковида придумали вакцины. А что нас спасет от неврозов? Анна говорит, что от ОКР спасает капля пофигизма и готовность идти на риск: сменить работу, даже если она супервыгодная. Признаться мужу, что не устраивает распределение ролей. Сменить место жительства или признаться в любви. Помощь психолога, конечно, помощь, но… Давайте думать, как не заболеть. Для начала попробуем быть друг к другу внимательнее и терпимее. Наша психика гораздо уязвимее, чем наши тела, хоть это и не так очевидно.  Спасибо Анне за ликбез на тему ОКР и удачи её книге!

Да, ещё

P.S.: У Анны много пациентов из Израиля! Это значит, что В Израиле есть умные, честные, порядочные люди! И это не может не радовать. Правда, членов правительства среди пациентов Анны нет. Ни Израильских, ни российских…