Можно ли ставить балет на тему Холокоста, можно ли раскрыть тему Холокоста средствами балета, захочет ли зритель проголосовать, что называется ногами, и прийти на балет, или он постарается пощадить свои чувства и не углубляться в трагическую тематику…
Обо всем этом мы говорили с хореографом, постановщиком спектакля «Мементо» художественным руководителем Иерусалимского балета Надей Тимофеевой.
В опубликованном здесь клипе, созданном Сергеем Гельбартом по сделанными мной на спектакле фото и видео, интервью с художественным руководителем Иерусалимского балета Надей Тимофеевой.
Как это было и в предыдущие приезды труппы в Хайфу, времени на разговор и чтобы сделать фотографии артистов после спектакля, было совсем мало.
Это было интервью буквально на колесах, и я благодарна Наде Тимофеевой, что она все же нашла время для разговора, пока танцоры складывали в чемоданы реквизит и костюмы, и автобус уже ждал всех возле Аудиториума, где в зале Раппопорт состоялся спектакль.
Вообще каждый спектакль труппы художественого руководителя и постановщика Нади Тимофеевой (менеджер балета Марина Нееман), их приезд в Хайфу с премьерой — это событие.
Тематика спектаклей была различной. А в этот раз это был совершенно необычный проект: спектакль на тему Холокоста.
Балет был показан в Хайфе еще до периода коронавируса в День памяти жертв Холокоста 27 января 2020 года. Многие из моих друзей услышав, что балет посвящен такой теме, решили не идти на спектакль.
Надеюсь, что такая возможность им еще представиться.
Потому что такой балет — вещь неординарная, и потому что молодые исполнители Иерусалимского балета вместе с Надей Тимофеевой стредствами балета открывают странички нашего прошлого, странички жизни прошлых поколений, семьи из галута, бережно хранящей огонек семейных ценностей, еврейских традиций, привязанностей и чувств.
Этому светлому миру противостоит жестокий мир темных сил, которым на том страшном этапе истории удалось сломать привычный мирный уклад, забрать жизни, но не сломить дух.
Главная героиня спектакля, прообразом которой послужилад известная балерина польско-еврейского происхождения Франческа Манн (в ее роли Мария Селектор), является членом этой семьи. Она надеется, что благодаря своему таланту, сможет спасти семью от преследований и смерти и соглашается на предложение офицера СС (солист Ави Лернер) танцевать в немецком кабаре.
Увы, ее жертва оказывается напрасной, она, как и остальные члены семьи, оказывается в лагере Освенцим.
Известно, что Франческа Манн погибает. Странички истории хранят информацию о том, что балерина перед смертью успевает убить часть из своих мучителей, того самого офицера СС, который заключил с ней обманом сделку, отправил семью в лагерь, и который еще в начале войны безрезультатно пытался ухаживать за Франческой, скрывая свое истинное лицо.
И эта вся история воплощена в танце.
Как рассказала мне Надя Тимофеева, ее ребятам, молодым солистам Иерусалимского балета было не просто сыграть и станцевать эти роли.
Они пересмотрели множество фильмов прочитали книги, чтобы понять, как это было.
Об этом они после спектакля делились и со мной.
Кроме того воплотить на сцене и еврейские образы, и образы нацистов было очень сложно.
Ведь все происходящее в спектакле, как было и в жизни — на грани жизни и смерти, на острие чувств, как и последний танец Франчески Манн.
Было даже страшно наблюдать, как злоба и ненависть переполняет палачей (и это надо было сыграть молодым исполнителям, воплотивших эти образы на сцене) и бояться за жизнь попавших в адские условия людей.
Как рассказала Надя Тимофеева, либретто спектакля написал старинный друг мамы балерины Миша Садовский.
Тут не лишне напомнить, что мама Нади Тимофеевой — художественного руководителя Иерусалимского балета — Нина Тимофеева, известная балерина, народная артистка СССР, 23 года своей жизни прожила в Израиле, и умерла здесь в 2014 году.
Вместе с Надеждой они создали Иерусалимский балет.
10 месяцев работала над спектаклем Надя Тимофеева.
По ее словам, она не ставила перед собой задачу воссоздать полностью биографию Франчески Манн. Тем более, что доподлинно не известны подробности ее смерти , но то что она убила нацистов — это правда.
Как верно отметила Надя Тимофеева, не нужно нам так щадить себя, наши эмоции. Ведь эти люди погибли в каком-то смысле для нашей жизни.
Интересный прием использовала Надежда, сопоставив два мира — добра и зла, сосредоточив квинтэссенцию происходящего на небольших поверхностях — стула (танец офицера СС), стола в немецком кабаре, где танцует Франческа, и стола, вокруг которого собралась еврейская семья. В центре — менора, и они танцуют руками.
И их танец — это песня «Надежда», «спетая» руками на языке сурдоперевода.
Вот такая деталь, в которой смысл спектакля — Надежда.
И об этом мне рассказала Надя Тимофеева в интервью:
Как это было и в предыдущие приезды труппы в Хайфу, времени на разговор и чтобы сделать фотографии артистов после спектакля, было совсем мало. Это было интервью буквально на колесах, и я благодарна Наде Тимофеевой, что она все же нашла время для разговора о спектакле, посвященном Холокосту. Согласитесь, необычная тема для балета. Нестандартость ситуации была и в том, что премьера состоялась в Хайфе, а не в Иерусалиме. И произошло это незадолго до начала пандемии. Так что я даже не знаю, удалось ли его показать публике еще раз, а если да, то, сколько раз…
Надя Тимофеева: «Когда я поняла, что буду ставить балет именно на эту тему, то обнаружила, что очень мало фактов о Франческе…
Но, да, существует легенда, история о том, что точно была балерина Франческа Манн и да, она была отправлена в Аушвиц, и там погибла, и также было известно, что убили Шилингера.
Есть историки, которые говорят, что да, это правда, а есть — что, нет, не правда. Но, наверное, это не имеет значения… Мне хотелось бы больше всего, чтобы люди, которые смотрели этот балет, чтобы они прожили такую небольшую жизнь с этой семьей, с этой девушкой.
Мы не можем, наше поколение не может почувствовать, по крайней мере, мое поколение, что пережили эти люди. Но хотя бы чтобы это возбудило воображение, чтобы мы могли задуматься о чем-то другом. Мы настолько заняты какими-то бытовыми проблемами, что нам всегда кажется, что все, что у нас происходит, это так важно и так страшно, и мы иногда как-то преувеличиваем наши проблемы. Если мы смотрим на то, что пережили эти люди, то как-то свои проблемы кажутся намного меньше. Поэтому мне хотелось, чтобы было путешествие с этой семьей. Можно очень много говорить на эту тему, потому что была огромная работа, и вот например, эта тема «Атиквы», которая прошла через весь балет, для меня это была тема Надежды, о том, что эти люди, которые умерли, и благодаря которым существует государство Израиль. Они как бы посылают нам привет надежды оттуда, надежды, что может быть, мы будем достойно жить в этой стране».
Подробности о премьере и спектакле, интервью в статье на сайте Объединения журналистов и блогеров: http://haifainfo.live/?cat=96
Надя Тимофеева:
— «Так я и задумывала этот балет, чтобы он был, как балет — предупреждение. Очень обидно мне, например, что люди не могут закрыть телефоны, даже после того, как я попросила об этом. Такой спектакль очень тяжелый эмоционально, и какие-то такие звуки сразу выбивают артистов, потому что для того, чтобы это пережить, чтобы люди плакали в зале, артисты должны очень серьезно себя настроить. Я бы сказала, что балет не столько сложен технически, как он сложен эмоционально… Потому что у каждого героя, у него есть своя нагрузка, была большая работа по постоению роли, спектакль пронизан очень большим количеством мелких деталей. И с первого раза, я думаю, это все не читается.
Я надеюсь, что люди придут еще раз.
И что еще я хочу… Чтобы вы, возможно, написали: я столкнулась с проблемой, что этот спектакль очень тяжело продать, потому что люди боятся себе сделать больно и прийти посмотреть.
И мне бы хотелось, чтобы люди приходили на этот спектакль, не жалели себя. Я максимально пощадила зрителя, я не ставила ни видеоарт, ни фотографии, ничего, это чисто драматический балетный спектакль. И очень важно, чтобы люди нас поддерживали и помнили, что произошло, чтобы с нами это не случилось еще раз.»
От себя добавлю, что хотя мы живем в непростое время борьбы с коронавирусом, все же надеюсь, что рано или поздно залы откроются вновь (лучше как можно быстрее, возможно, уже в феврале 2021, как было обещано артистам сцены), и зрители придут, чтобы увидеть «Мементо».
Татьяна Климович
Клип Сергей Гельбарт
Фото и видео в клипе Т.Климович
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo