Редко кто из русскоязычных парламентариев может себе позволить оказаться в стороне от тренда. А тренд у нас сегодня какой? Обозначать в общественном информационном пространстве борьбу с традиционными израильскими элитами и попранием прав репатриантов. Ну и, соответственно, свою сопричастность к этой борьбе. Тему борьбы с традиционными элитами тех, кого эта самая элита в большинстве своем и взрастила, оставим пока в покое. Оставим в стороне и такую модную нынче «фишку», как гражданские браки. Просто для тех, кто более всего озабочен упомянутыми выше трендами, проблема физического выживания вообще не актуальна. А вот для 130 тысяч репатриантов пенсионного возраста и десяткам тысяч тех, кто к этому возрасту приближается, эта проблема носит далеко не виртуальный характер.
Закон особого назначения
Впрочем, профессия пропагандиста (а именно в этом качестве чаще всего предстают перед нами народные избранники) по своему формату предполагает определенный цинизм. И все же использование парламентариями в качестве объекта приложения своих незаурядных лингвистических способностей не просто поколения людей со страшной судьбой, но и той его части, которой досталось больше всего и которая благодаря всем «прелестям» прямой абсорбции низведена до полунищенского существования, гарантирует в дальнейшем упоминание в еще не написанной истории израильской пропаганды.
Когда министр финансов Юваль Штайниц говорит о том, что утвержденный Кнессетом государственный бюджет на 2009-2010 годы лучший в истории страны, что этот бюджет самый справедливый и самый социальный, то, как пропагандиста, я его понимаю. Возможно, со временем глава правительства реализует мою на первый взгляд лишенную здравого смысла идею о переподчинении министерства Юваля Штайница министерству Юлия Эдельштейна. То бишь, министерство финансов станет одним из структурных подразделений министерства пропаганды. И тогда самовосхваления главного финансиста страны обретут логическую стройность и идейную законченность. Но это – в перспективе. А сегодня PR-сага о «победе коалиции над министерством финансов» (формулировка взята из выступления председателя коалиции Зеэва Элькина) выглядит не иначе как патриотическая пьеса в театре абсурда. Правда все тот же Зеэв Элькин своим личным примером блестяще доказал, что русскоязычные депутаты Кнессета в этом театре абсурда могут играть не только роли статистов.
Пьеса эта называется достаточно длинно и скучно: «Борьба за закон о дополнительных выплатах бывшим узникам гетто и концлагерей, а также нуждающихся пенсионерам». Написана она была еще правительством Ольмерта и принята к «постановке», т.е. к исполнению, в марте 2008 года. Действие закона распространялось более чем на 160 тысяч израильских пенсионеров, из которых почти 130 тысяч пожилые репатрианты.
«Премьера» состоялась в апреле того же года. Именно с этого времени (и ретроактивно с 1 января 2008 года) нуждающиеся пенсионеры старше 80-ти лет начали получать дополнительные выплаты. Размер выплат (от 135 до 667 шекелей) зависел не только от возраста, а также от семейного положения пожилых людей и от наличия (или отсутствия) у них социального жилья. Причем впервые доплату за жилье начали получать пожилые люди, рискнувшие взять на себя бремя погашения ипотечной ссуды («машканты») за приобретенную квартиру. Вновь используя театральную терминологию, можно сказать, что это был первый акт пьесы. И прошел он на «Ура!».
Второй акт предусматривал дополнительные выплаты пожилым людям в возрасте от 70 до 80 лет с 1 января 2009 года. Правда, уже в ноябре 2008 года стало ясно, что из-за объявленных парламентских выборов, принятие нового государственного бюджета откладывается на неопределенное время. Занимавший в то время пост министра финансов Рони Бар-Он заверил обеспокоенную пенсионерскую общественность в том, что исполнение всех параграфов закона о дополнительных выплатах начнется сразу после принятия госбюджета, причем ретроактивно с 1 января 2009 года.
Мудрым курсом по старой грязи
Все, кто сколько-нибудь изучал историю СССР, наверняка помнят слова Ленина о декабристах из его эпохальной статьи «Памяти Герцена». Мы в школе заучивали их наизусть: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». И если по отношению к членам правительства, как, впрочем, и к другим нашим парламентариям, слово «революционеры» в первой части приведенной цитаты воспринимается как явное преувеличение, то вторая заставляет признать бесспорную правоту вождя мирового пролетариата. Постараюсь это доказать.
Подавляющее большинство тех, кого сегодня принято относить к «русскоязычной элите израильского общества», своим карьерным и материальным взлетом обязаны в первую очередь «русским» старикам. И это не преувеличение. Это констатация факта. Пожилые репатрианты поверили своим новым «вождям» уже здесь в Израиле. Они как солдаты шли и отдавали за них свои голоса, свято веря в то, что «жить станет лучше, жить станет веселей». Если вам посчастливилось хотя бы раз увидеть по ТВ репортаж о каком-нибудь массовом политическом мероприятии с «русским акцентом», то вы наверняка обратили внимание на то, что основную массу его участников составляли пожилые репатрианты. Они просто привыкли верить «вождям».
Среднее поколение русскоязычных израильтян более избирательно в своих политических пристрастиях, более прагматично. Поэтому лучший способ убедить небогатых и сомневающихся в том, что только «наши вожди» смогут что-то изменить, – это предъявлять им в качестве доказательства тех, кому хуже. Например, все тех же русскоязычных пенсионеров. Уже давно известно: чем проще и непритязательней запросы основной массы населения, тем меньше сил надо тратить элите на поддержание контроля над ситуацией. Чем больше времени занимает поиск хлеба насущного, тем меньше у человека времени, чтобы задуматься о том, почему все так устроено. В то же время постоянное напоминание о трудностях жизни простых людей служит прекрасным мобилизационным импульсом для самой элиты, заставляет ее более бдительно относиться к охране « своей территории», доказывая тем самым свою избранность по сравнению с обычными гражданами.
Замечательной иллюстрацией к сказанному и стал второй акт упомянутой выше пьесы. В последнее время много писалось и говорилось о том, что исключительно благодаря бдительности лидеров общественного движения «Хазит ха-Кавод» Александра Бермана, Геннадия Ригера и Авраама Шарнопольского удалось добиться хотя бы частичного финансирования принятой 3 марта 2008 года правительственной программы по увеличению социальных нуждающимся пенсионерам. Именно они, а не наши доблестные депутаты, в рамках обсуждения государственного бюджета на 2009-2010 годы стали инициаторами проведения слушаний по этой программе в парламентской комиссии по алиие и абсорбции. Заседания комиссии по названной теме несколько раз переносились, что не могло не стать источником дурных предчувствий.
Наконец 22 июня 2009 года слушания состоялись. И дурные предчувствия никого не обманули. Как оказалось, вместо ранее предусмотренных выплат от 135 до 453 шекелей нуждающимся пожилым людям в возрасте от 70 до 80 лет, министерство финансов с согласия кабинета министров решило «порадовать» всех израильских пенсионеров дополнительными 38 шекелями.
К слову, правительственную программу об увеличение социальных выплат бывшим узникам гетто и концлагерей, а также нуждающимся пенсионерам Кнессет единогласно утвердил 3 марта 2008 года. Хотя «единогласно» — это громко сказано. В голосовании приняли участие всего 7 парламентариев – трое от Кадимы, двое от Аводы и по одному от ШАС и Ликуда. Дабы не навлечь на себя гнев официальных «защитников алии», воздержусь от каких-либо комментариев по этому поводу. А для любознательных читателей сообщу: с результатами голосования можно ознакомиться на Интернет-сайте Кнессета по электронному адресу
http://www.knesset.gov.il/vote/heb/Vote_Res_Map.asp?vote_id_t=9961 .
Житие и Бытие
Нет смысла описывать то, каким образом руководству общественного движения «Хазит ха-Кавод» удалось мобилизовать почти всех русскоязычных депутатов Кнессета на борьбу за сохранение закона об увеличении социальных выплат в его предыдущей редакции. Пускай не в полном объеме, но это удалось. Значительная доля успеха, бесспорно, принадлежит председателю коалиции Зеэву Элькину, которому в силу своего нынешнего статуса удалось, очевидно, представить главе правительства и министру финансов убедительную картину возможных негативных последствий в случае отказа от реализации основных положений закона от 3 марта 2008 года. Однако за громом «победных» реляций мы не услышали ни от него, ни от его партнеров по коалиции и слова о том, сколько же денег нынешнее правительство украло (и я настаиваю именно на этой формулировке) у наших стариков. Украло, потому что выплаты в ранее предусмотренных размерах должны будут производиться не ретроактивно с 1 января, а лишь с 1 августа 2009 года.
Ниже приводится таблица, из которой четко видно кто и сколько недополучит за семь месяцев в период с января по август.
с 70 до 75 лет | с 75 до 80 лет | |
Одинокий пенсионер, имеющий социальное жильё
|
135х7=
945 шек.
|
163х7=
1141 шек.
|
Семейная пара, имеющая социальное жильё | 235х7=
1645 шек. |
308х7=
2156 шек. |
Одинокий пенсионер, не имеющий социальное жильё
|
200х7=
1400 шек. |
240х7=
1680 шек. |
Семейная пара, не имеющая социальное жильё | 347х7=
2429 шек. |
453х7=
3171 шек. |
Нехитрые арифметические подсчеты показывают и то, что общая сумма недоплат составит около 200 млн. шекелей. Это ровно столько же, сколько партия ШАС накануне принятия госбюджета выбила из министерства финансов для реализации проектов строительства социального жилья для нужд своих (подчеркиваю – своих) избирателей. Разумеется, в дополнение к полученным ранее в соответствии с коалиционным соглашением с Ликудом 1,4 млрд шекелей на пособия для многодетных семей и 975 млн шекелей на йешивы. Как тут не вспомнить строки из знаменитого письма Ломоносова к Леонарду Эйлеру, в котором великий помор сформулировал закон сохранения материи: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого».
Стыдно и горько. Стыдно, потому что обман возведен в добродетель. Горько, потому что сотни пожилых людей в возрасте от 70 до 80 лет просто не дожили до «светлого» дня 1 августа и не дождались получения положенных им по закону(!) денег. Почему-то до сих пор никому из парламентариев не пришла в голову простая идея: принять закон, в соответствии с которым исполнение всех социальных законов обязано начинаться в соответствии со сроками, указанными в этих законах вне зависимости от времени принятия государственного бюджета. Это же так просто. И справедливо.
Еще царь Соломон в своих притчах сказал: «Не будь грабителем бедного, потому что он беден». Увы! Задним числом ввести налог «на засуху», хотя на тот момент Кнессет даже не ставил закон об этом на голосование – пожалуйста, а заплатить по закону нуждающимся пожилым людям — обойдутся. Пусть радуются тому, что дают. И это касается не только социальных выплат. По данным министерства строительства в очереди на социальное жилье стоит около 55 тысяч израильтян. 51 тысяча из них – репатрианты: пенсионеры, неполные семьи, инвалиды. Но 200 млн шекелей на возведение социального жилья получает ШАС, а нас «радуют» 500 заброшенными амидаровскими квартирами. Прокомментируйте сей факт, пожалуйста, сами.
«Смена приоритетов», как в случае с урезанием финансирования проекта абсорбции ученых-репатриантов «Камея», нашим старикам не грозит. Потому что их проблемы как не были приоритетными для государства, так таковыми и остаются. До тех пор, пока в нашей стране законодательно не будут определены реальные минимальные стандарты социального благосостояния, пока не будет разработана национальная программа обеспечения всех нуждающихся социальным жильем, пожилые люди будут довольствоваться разовыми подачками. Теми подачками, которые наиболее сноровистые парламентарии будут называть «победой» и ставить себе в заслугу.
Александр Вальдман,
Член правления общественного движения «Хазит ха-Кавод»
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа