НЕБАНАЛЬНЫЙ ПОВОД
– Повод для моей встречи с тобой, Александр, – из разряда небанальных, это как минимум. В 2015 году у тебя вышла книга стихов «Цвет надежды». Прекрасное полновесное издание в ламинированной обложке, иллюстрированное орским художником Виктором Семдяновым.
Наша газета освещала презентацию этого сборника. Проходит чуть больше года – и как такое хотя бы физически возможно? – мы держим в руках твою новую книгу. Называется – «Високосный год».
Радует глаз прекрасное издательское исполнение:
мелованная бумага, чудесная работа художника-дизайнера, опять же – серьезный «жесткий» переплет и ласкающий глаз и ладонь обложечный ламинат…
Но диву даёшься не только всему этому. В новом твоем сборнике – ни единого (NB!) старого стихотворения! Все – абсолютно «с пылу-жару», написанные тобой именно для очередной новой книжки!
Два поэтических сборника – фактически друг за другом… А следом – другая новость, сама по себе тянущая на статус полноценного «информационного повода».
По итогам ежегодно проводимого издательством «Образ» международного одноименного поэтического конкурса орский поэт Александр Костенко становится – дважды подряд, в 2015-м и 2016-м годах – его лауреатом, по-другому – победителем.
Я ничего не напутал?
– Всё верно. «Цвет надежды» – книга, вобравшая в себя стихи практически за все годы моего творчества. Она увидела свет в московском издательстве «Образ» и была формально приурочена к моему 60-летнему юбилею. Ну а за год с небольшим, действительно, – и это вышло как-то само собой, без особого «напряга» – были написаны стихи, которых, даже с избытком, хватило на издание очередного сборника.
– Ты довольно легко говоришь обо всём этом. Что значит напечатать книжку «за свой счет» – а нынче по-другому и не бывает – понятно, видимо, каждому. Дорого. О-о-чень дорого. По моим «агентурным» сведениям выпуск издания, аналогичного по качеству «Цвету надежды» и «Високосному году», тянет на сумму едва ли не в 50 тысяч. Каждая!..
– Под 80, если уж быть более точным. Но заплатил я лишь за одну из книг – за первую. Вторая, «Високосный год», не стоила мне ни копейки.
– Такого не бывает! Богатенький спонсор объявился?
– Да нет же. Попытаюсь объяснить, что к чему. И здесь имеет смысл вернуться к информации, которую ты озвучил в самом начале нашей беседы. Речь – о конкурсе. Он ежегодно проводится издательством «Образ» среди номинантов одноименного поэтического альманаха. Участники этого заочного репрезентативного соревнования – абсолютно независимо друг от друга – выставляют оценочные баллы тем поэтам альманаха, чьи стихи им больше всего пришлись по душе. У каждого «оценщика» строго лимитированное количество баллов. Себя «любимого» оценивать нельзя.
Признаться, я с известной долей скептицизма отнесся к идее своего участия в данном конкурсе. Но попал в разряд номинантов «автоматом», поскольку на тот момент издательство уже трудилось над выпуском «Цвета надежды». Такие у них там правила. И вдруг, как гром среди ясного неба, – я стал лауреатом! Знаешь, услышать подобное – дорогого стоит! Особенно после многих-многих лет творческого забвения.
Как победителю мне полагалось вознаграждение – 40.000 рублей. Забирать я их предусмотрительно не торопился. Ровно через год выходит очередной выпуск альманаха «Образ», где мое творчество (на абсолютно льготных условиях, то бишь бесплатно, уже на правах прошлогоднего лауреата) было представлено тремя произведениями. Всё как обычно.
До этого, помнится, мы крепко «поцапались» с главредом Э.Побужанским. Такое бывает между участниками книго-издательского процесса иногда. И на этом фоне абсолютным нонсенсом прозвучало известие, что я вновь, и на этот раз, вышел победителем среди номинантов «Образа»! Причем победил с оглушительным – в 80 баллов – отрывом от конкурсантки из США, занявшей второе место! Со слов Эда Побужанского (цитирую), «такого случая в истории нашего альманаха еще не бывало!»
Как говорится, знай наших, орчан!
Эмоций по поводу всего случившегося, было, конечно же, через край! А тут ещё и новый мой сборник по почте подошел. Безукоризненно, виртуозно выполненный с точки зрения канонов полиграфического искусства. Просто в руках подержать – и то наслаждение получаешь. А говорят, что и внутреннее содержание тоже на уровне… Хотя себя нахваливать – не в моих правилах.
Так вот, 40 тысяч за победу в альманахе «Образ» за 2015 год плюс такая же сумма – за победу в конкурсе 2016 года. Итого – 80000 рублей. Хватило, чтобы выпустить мой «Високосный год». Бюджет семьи, как видим, на этот раз совершенно не пострадал.
– Твой второй сборник, как и первый, сопровождают иллюстрации известного орского художника Виктора Семдянова. Выбор иллюстратора – осознанный?
– Мы с Виктором не сказать что друзья «не разлей вода». Но симпатизируем друг другу вот уже многие годы, с того самого момента, когда судьба свела нас на одном из бардовских фестивалей. Мне бесконечно близка творческая манера Виктора, я – из числа абсолютных почитателей его художнического дара. Приблизительно такое же отношение и у него к моим стихам. Вот почему наш с ним творческий «тандем» – а этот факт отмечают очень многие читатели – стал таким безусловно успешным. Горжусь, что обе мои книги проиллюстрировал именно Виктор Семдянов!
– Помимо выхода в свет двух подряд стихотворных сборников и двух побед в конкурсе чем ещё может похвастать поэт Александр Костенко?
– Без ложной скромности – публикацией своего стихотворения «Украинскому брату» на первой полосе «Литературной газеты», случившейся в её 40-м номере за 2014 год. Были также неоднократные подборки стихов на популярном сайте «Российский героический календарь», полоса в «Степных родниках» областного «Оренбуржья», публикации в нескольких поэтических альманахах российского и международного уровня…
С удовольствием печатает мои стихи (а теперь уже и прозу) известнейший русскоязычный израильский сайт «Хайфаинфо», специально выпускаемый для русскоговорящих репатриантов. Там главным редактором – Александр Волк, с которым когда-то в молодости мы были курсантами ЛВВПУ, учились на одном факультете. В этой связи в голову лезет навязчивая сентенция: «Нет пророка в собственном отечестве». Это я к тому, что в далеком Израиле поэта Костенко-Орского знают лучше, чем на родине. Факт печальный, но неоспоримый.
Но самое важное в моей поэтической эпопее не это. А то, что я – по-настоящему пишущий поэт. Муза, слава Богу, не покидает меня. Писать стихи для меня – потребность из разряда жизненно необходимых. И этому факту я несказанно рад!
Вопросы задавал К.Мусафиров.
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.