В 2019 году израильтянам придется потуже затянуть пояса:
цены на продукты питания последние четыре месяца идут вверх.
Со следующего года около трети товаров компании «Осем» прибавят от 2 до 4.5 процентов к цене, в том числе, пользующиеся спросом – «бисли», кетчуп, мука, хлопья, супные концентраты.
Компании долго воздерживались от значительных централизованных корректировок цен – со времени потребительского протеста 2011 года. Но, несколько месяцев назад был запущен «пробный шар»: молочные продукты компании «Тнува», не подлежащие государственной ценовой регуляции, подорожали в среднем на 2.2 процента из-за роста цен на сырое молоко.
Другие производители повременили, чтобы посмотреть на реакцию потребителей. Но когда увидели, что рост цен был принят довольно спокойно, тоже повысили цены: «Тара» объявила о повышении цен на товары, не подверженные регуляции, на 1.5 — 3.4 процента. Вскоре и компания «Гад» повысила цены, в среднем, на 2.8 процента.
Одними молочными продуктами дело не ограничилось – стоило выпасть одному камешку, как рухнула вся плотина.
Дорожает чай «Высоцкий», например, и упаковки травяных сборов «Ган а-касум» будут стоить на 10 процентов дороже. «Кока-Кола», удерживающая лидирующие позиции на рынке газированных напитков, повышает цены на 3.4 процента – и следом «Темпо» тут же прибавляет 2 процента к цене «Пепси». «Пригат» повышает цены на натуральный сок на 3.2 процента. Ценник на туалетную бумагу «Молетт» не изменится, но рулоны станут короче, в них будет меньше бумаги. Тем же методом воспользуются в «Хаггис» – каждая упаковка подгузников будет теперь содержать не 54 единицы, а только 52.
Некоторые компании объявили, что цены поднимутся только с января 2019 года, но другие не ждали и этого. По данным компании StoreNext, в июле 2018 года цены в сетях, торгующих продуктами питания, выросли на 2.7% — 7 процентов в разных категориях. Так, молочные продукты подорожали на 3.5 процента по сравнению с июлем 2017 года, свежая курятина – на 4.5 процента, замороженная рыба – на 7 процентов, зерновые (включая рис и кукурузу) – на 3.9 процента.
Теперь, после официальных заявлений, удар по карману потребителя может оказаться еще более ощутимым. Производители объясняют это увеличением своих текущих затрат, которые они не могут больше покрывать самостоятельно: например, согласно заявлению «Осем», «в эти годы (имеется в виду – с 2011 года) … средняя зарплата выросла на 17 процентов, а минимальная – на 27 процентов. В 2018 году сырье, упаковочные материалы и услуги подорожали на 3-10 процентов. Повысились также тарифы на электроэнергию и муниципальный налог».
Однако, Иланит Шараф, руководитель департамента исследований инвестиционной компании «Псагот», считает, что картина, нарисованная компанией, верна лишь частично. «Странно, что они ссылаются на подорожание муки и кукурузы, ведь цены на это сырье снижались на протяжении последних шести лет. По данным чикагской товарной биржи, сегодня цены на кукурузу почти вдвое ниже, чем были шесть лет назад. Цены на пшеницу за тот же период тоже снизились, на 37 процентов».
В то же время Шараф говорит, что другие упомянутые компанией причины – рост тарифов на энергию, муниципальных налогов, зарплат – правдивы. Однако, она напоминает, что, когда в прошлом дешевело сырье, компания не обращала это в пользу для потребителей.
(Как ранее сообщал НЭП, с 2019 года израильтяне станут платить больше и за воду – на 4.56 процента, и за свет – на 6.5-8.1 процента).
Что будет дальше? Это во многом зависит от реакции потребителей. Пока что о повышении цен объявили крупные компании. Небольшие производители все еще поглощают упомянутый рост расходов самостоятельно – и, если покупатели перейдут к ним, отказавшись от известных марок в пользу мелких конкурентов, это может заставить торговые сети вернуться к прежним ценам. Еще один способ сохранить свои деньги – покупать только те товары, на которые распространяется торговое мероприятие со скидками, чтобы вынудить производителей снизить цену и на другие товары, которые не пользуются спросом.
Выгоду из ситуации могут извлечь торговые сети, выпускающие товары под собственными марками – главным образом, «Шуферсаль» и «Рами Леви». Рентабельность таких товаров обычно выше, чем обычных. Частные марки в Израиле стали особо популярными именно после потребительского протеста 2011 года, показавшего, что покупателям важна качественная, но менее дорогая альтернатива известным маркам.
Ицик Альров, один из лидеров «бунта коттеджа», назвал повышение цен провалом Министра финансов Моше Кахлона, премьер-министра Биньямина Нетаниягу, и всего правительства, которое проиграло борьбу против дороговизны жизни.
Адар Кана, The Marker. К.В. Фото: Эяль Туаг
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo