Специально для газеты «Эхо»
Приватизация — это замечательно. Это один из самых влиятельных богов у апологетов либеральной рыночной экономики, к которым относится и наш премьер-министр Биньямин Нетаниягу. Тем более в такой стране, как Израиль, которая до сих пор несет на своей спине весомые пережитки социалистического прошлого.
Приватизация – это хорошо. Во времена Нетаниягу мы пытались приватизировать почту, морские порты, даже тюрьмы. Тюрьмы хотели сделать частными! Помните эту историю, когда приняли закон, компания Леваева выиграла тендер, а потом БАГАЦ все перечеркнул своим категорическим решением: не появятся в Израиле частные тюрьмы. Наверняка это выгодней экономически, особенно в свете решения того же БАГАЦа платить высокие бюджетные пенсии пенсионерам Управления тюрем. Но, с другой стороны, это может привести нас в такие места, где мы совсем не хотим оказаться. Конечно, государству пришлось компенсировать Леваеву все расходы, которые доходили до миллиарда шекелей. Хотели, как лучше, получилось как всегда…
Тюрьмы у нас остались государственными, и родственники Леваева, которые сегодня оказались под следствием, не могут рассчитывать на особые условия содержания в частной тюрьме, принадлежащей их родственнику. Но, как стало известно на прошлой неделе, Биньямин Нетаниягу, который сейчас держит в своих руках и портфель министра обороны, отдал распоряжение возобновить шаги по приватизации концерна Авиационной промышленности («Таасия авирит»), которые были остановлены бывшим министром обороны. Как объясняет «Глобс», в свое время было принято решение подготовить эмиссию акций на бирже при сохранение контрольного пакета в руках государства. И, конечно, эти акции не будут предоставлять владельцам права голоса в совете директоров.
Авигдор Либерман, заступив на пост министра обороны, немедленно заморозил приватизацию одного из важнейших военных концернов страны. Он направил распоряжение в управление государственными компаниями, а также дирекции Авиационной промышленности немедленно прекратить любые действия, направленные на подготовку эмиссии.
11 декабря 2018 года Авигдор Либерман написал на своей страничке в Фейсбуке: «Может быть, кому-то придет идея приватизировать ВВС? Или ВМФ? Может, бронетанковые войска? Может, мы пойдем еще дальше и приватизируем Общую службу безопасности (ШАБАК)? Концерн «Таасия авирит» занимается важнейшими для безопасности нашей страны сверхсекретными разработками. Государственная структура, отвечающая за кибербезопасность и охрану государственной тайны на оборонных предприятиях, дала по этому вопросу однозначное заключение: концерн «Таасия авирит» должен оставаться государственным. Да, он должен пройти процесс экономического оздоровления, но недопустимо передавать в частные руки важнейшее звено системы обеспечения обороноспособности страны!»
Речь здесь идет об экспертном заключении по этому вопросу, которое было подготовлено по просьбе Либермана ответственными за безопасность в министерстве обороны Ниром Бен-Моше. В этом документе выражены серьезные опасения, что приватизация приведет к огласке секретной информации о деятельности концерна, имеющей стратегическое значение.
Против приватизации «Таасия авирит» выступил и бывший министр обороны Амир Перец. «Авиационная промышленность – это флагман израильской военной промышленности, который продемонстрировал выдающиеся достижения во всех областях, о некоторых нам известно, о других – нет. Эти достижения дают ей особый статус во всем мире», — написал он на своей страничке в Фейсбуке во вторник утром.
«Мировоззрение главы правительства, который приватизировал бы все, известно давно. Но даже такой обсессивный приватизатор, как он, должен проявлять осторожность во всем, что связано с военной промышленностью. И хотя речь идет только о продаже доли меньшинства, мы все прекрасно знаем эту «систему салями»: первый тонкий ломтик только раздражает аппетит капиталистов, которые рады любой возможности завладеть теми или иными активами», — пишет Перец.
Глава правительства Биньямин Нетаниягу уже отдал распоряжение генеральному директору министерства обороны Уди Адаму и директору управления государственных компаний Янки Квинту о возобновлении процесса подготовки эмиссии (выпуска акций для продажи на бирже). Эмиссию Нетаниягу планирует провести летом 2019 года. Впрочем, этот шаг потребует утверждения на межминистерской комиссии по приватизации, которая соберется для рассмотрения этого вопроса в следующем месяце.
Следует отметить, что председателем совета директоров Авиационной промышленности является Харэль Локер, который считается одним из приближенных Нетаниягу, в прошлом он занимал должность гендиректора министерства главы правительства.
«Эта приватизация не только угроза государственной безопасности, но и угроза социального характера. Она ударит по интересам десятков тысяч работников Авиационной промышленности», — говорится в публикации Переца.
Профком работников «Таасия авирит», который возглавляет Яир Кац, также выступил категорически против приватизации. В сообщении, опубликованном 10 декабря 2018, говорится, что дирекция до сих пор не вступила в переговоры с профкомом по этому поводу. В профкоме опасаются, что одним из необходимых условий эмиссии будет внедрение оздоровительной программы, которая будет включать сокращение штатов и ухудшение социальных условий.
Как сообщает по этому поводу «Калькалист», Нетаниягу намерен приватизировать 25% Авиационной промышленности исходя из рыночной стоимости концерна, которая оценивается в 4 млрд долларов. Гендиректор «Авиационной промышленности» Нимрод Шефер попытался успокоить работников, пообещав, что никакие действия по приватизации не будут предприняты в обход профсоюза.
«Таасия авирит» на данный момент считается убыточным предприятием. Третий квартал 2018 концерн закончил с убытками в 19 млн долларов. Впрочем, сегодня у концерна рекордное в истории количество заказов – на 13 млрд долларов. Видимо, на этом основании концерн получил столь высокую оценку своих активов.
Вроде бы пока ничего страшного не происходит. Ну, подумаешь, продадим немного акций на бирже, соберем миллиард в госбюджет. Это же дополнительные инвестиции. Каждый гражданин сможет пойти на биржу и купить акции Авиационной промышленности, не получая при этом права голоса или доступ к секретной информации. В чем проблема? Перестраховщики?
Амир Перец знает, о чем говорит. Никогда приватизация не останавливается на достигнутом. Первый кусочек разбудит аппетит. Кто сказал «А», скажет и «Б». Когда в число акционеров придут крупные инвестиционные компании, хеджевые и пенсионные фонды, последуют вполне резонные требования о транспарентности. Речь ведь идет не только о высоких зарплатах, пенсиях и социальных условиях работников. Можете представить себе ситуацию, когда концерн военной промышленности, где каждая бумажка снабжена грифом секретности, начнет публиковать в Интернете свои подробные квартальные отчеты. Сколько самолетов было произведено, сколько беспилотников, сколько батарей «Железного купола», что кому поставили, какие заказы получили, какие комплектующие запросил ЦАХАЛ. Я даже не сомневаюсь, что такие отчеты будут разбираться на молекулы и выучиваться наизусть разведслужбами вражеских государств и террористических организаций.
Но и на этом еще не конец. Дальше – больше. Крупными акционерами, например, могут стать китайцы. Они уже много чего у нас скупили. Они выиграли тендер на эксплуатацию морских портов – после приватизации. В связи с чем в США уже намекнули, что вряд ли корабли Шестого флота бросят якорь в бухте Хайфского порта. Не может хозяин не иметь доступа к информации, касающейся его собственности, это нонсенс. И здесь позиция Либермана гораздо более дальновидная, прагматичная и не зашоренная идеологически. Потому что приватизация – замечательно, но здравый смысл – важнее. Без него вреда будет всегда больше, чем пользы.
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo