По данным Банка Израиля, в сентябре граждане страны взяли в общей сложности машканты в размере 5.7 миллиардов шекелей. За первые девять месяцев 2019 года эта сумма составила 50.5 миллиардов шекелей, что на 16% больше, чем за тот же период прошлого года.
Эти данные впечатляют, но куда больше впечатляют объявления в газетах. Вот несколько из них:
«Внимание!!! Предлагаем заработать два – три тысячи шекелей в день наличными. Покупаем льготы на машканты, помогаем в получении кредитов».
«Желающим покинуть страну – денежный подъем. Подходящим – сто тысяч долларов – 50% предоплаты. Наем гарантов, оплата наличными на месте».
«Гибкие цены – надежность, порядочность. Профессиональный подход. 25 лет на рынке. Денежная помощь отъезжающим из страны до 150 тысяч долларов. 50% — предоплата».
Идея проста – люди, готовящиеся покинуть страну, без колебаний возьмут ссуды в израильских банках и уедут, оставив долги непогашенными. За это жулики обещают им несколько десятков тысяч долларов в зависимости от размера банковской ссуды. Тот, кто собирается провести этот трюк, отвечает на предложение в газете и мошенники подробно инструктируют его, что и как нужно делать. При этом взявший ссуду и не выплативший долг, уже не сможет вернуться в Израиль.
Каждая мошенническая операция подобного рода обходится банкам в сотни тысяч шекелей, а шансы поймать жуликов практически нулевые. На протяжении 27 лет я неоднократно обращался в полицию, но все эти усилия не принесли никакого эффекта.
У нас сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, банки чрезвычайно жестко и требовательно взымают долги с тех граждан, которые задерживают выплату машканты или ссуды. Сотни людей оказались выброшены банками на улицы. Помню, как из-за долга в 18 тысяч шекелей лишился своего жилья Михаил – внук «праведника мира» Константина Станченко. А, с другой стороны, никто не борется с жуликами, наносящими миллионный и несопоставимо больший ущерб.
Некоторое время назад несколько банков выдавали кредиты на приобретение одной и той же недвижимости. Выяснилось это, только когда мошенник сбежал из страны с суммой, в два-три раза превышавшей стоимость квартиры. Был случай, когда подрядчик одну и ту же квартиру продавал восемь (!) раз, и каждый раз брал ссуды в разных банках. Ту же самую квартиру он успешно продал самому себе, супруге, детям и родственникам. История эта всплыла только, когда его жена подала на развод. Впрочем, к нашим жуликам это отношения не имеет…
16 лет назад Минфином и Минстроем, совместно с полицией, было создано управление по борьбе с жульничеством. Ави Габай, в то время – заместитель гендиректора Минфина, заявил тогда: «В частности, следователи тщательно изучат рекламу на русском языке, предлагающую репатриантам продать права на машканту».
Но на деле так ничего и не изменилось. Жулики по-прежнему публикуют свою рекламу, а банки и Минфин теряют миллионы. В связи подорожанием квартир и увеличением машканты с каждым годом прибыль мошенников только растет. Когда я спросил офицера полиции из отдела финансовых расследований, почему блюстители порядка не расследует это жульничество, он только пожал плечами. «Нам не это не выделяют бюджет», — лаконично сказал он.
У полиции, может быть, и правда нет средств на это. Но что с банками? У них тоже нет денег? Пока жулики могут спать спокойно – им ничего не угрожает. А свои убытки банки компенсируют за счет законопослушных граждан.
Вся эта абсурдная ситуация заставляет меня задать вопрос: почему такое положение дел удобно банкам?
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo