Вы наверное заметили, что все значимые культурные события — премьеры нашумевших спектаклей, выступления зарубежных и местных звезд, концерты — проходят, курсируя, в трех крупных городах Израиля: Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме.
«До недавнего времени все крутилось в этом треугольнике городов, и невозможно было изменить эту традицию,но сегодня все должно измениться», — говорит Яир Нагид — Глава Управления культуры Беэр-Шевы, рассказывая на журналистском пресс-туре о новом комплексе культурных учреждений, открытых для широкой публики в Беэр- Шеве, новых выставках и планах культурных мероприятий.
Среди важных культурных объектов, посещенных журналистами: прекрасно оборудованный, с применением новейших высоких технологий Беэр-Шевский театр, музей Негева, где проходит выстакавка «Океан» художницы Линды Хоффенгель (куратор выставки Нирит Дахан), а также музей культуры ислама и народов Востока, где экпонируетсям новая выставка «Встречи на золотой тракте» (куратор выставки доктор Шарон Лаор-Сирак).
Добавим к этому списку современное здание балетного центра “Бат Дор”, находящегося в Беэр-Шеве и носящего имя Ларри и Лилиан Голдман, где репетирует и выстурает известный молодежный ансамбль Камея (Художественный руководитель Тамир Гинз Tamir Ginz ).
О каждом из перечисленных кульнурных объектах, музеях и выставках расскажу отдельно.
Как здание правительственных структур Османской империи стало Музеем культуры ислама и народов Востока.
Нужно отметить, что это был длительный процесс, и не обошлось без вмешательства Высшего суда справедливости БАГАЦа.
Музей исламской и ближневосточной культур в Беэр-Шеве — это в своем роде уникальный, единственный такой музей в Израиле, он находится в здании мечети, построенной в 1906 году.
Сначала в здании размещалось образовательное учреждение, которое представляло документацию, фотографии о поселениях в Негеве и его развитии, а затем оно стало музеем археологии и этнографии с экспонатами, отражающими жизнь и культуру Негева и только после этого — Музеем культуры ислама и народов Востока.
Здание входило в группу правительственных структур Османской империи. Среди построек — серайя (центральное здание правительства Турции) и Дом губернатора (ныне Художественный музей Негева). Здания сгруппированы вдоль главной дороги, ведущей в центр города. Мечеть была построена по диагонали по ходу улицы, чтобы соответствовать направлению молитвы в сторону Мекки. Большинство жителей Османского города были арабы из Хеврона и Газы.

Во время британского Мандата мечеть продолжала служить религиозным центром. В октябре 1948 года бригада Негева Пальмаха вошла в город, который был под началом египетской армии. С 1948 года Беэр-Шева стала   административным центром Южного округа государства Израиль.

В 1952 году муниципалитет решил превратить бывшую мечеть в музей Негева, который «отражал бы Негев во всех аспектах».

Цви Офер, инженер-строитель муниципалитета, был назначен учредителем музея. Материалы первой выставки включали фотографии, документирующие выкуп земли, водных объектов, обустройство Негева, а также марки и карты Негева.

Керен Кайемет ле Исраэль (Еврейский национальный фонд) была выделена четверть выставочной площади. Вступительный взнос составлял 100 мил. Посетители смогли подняться на минарет мечети и осмотреть окрестности. Официальное открытие музея состоялось 19 ноября 1952 года.

В ходе развития города были обнаружены и переданы в музей уникальные и важные археологические находки. Дальнейшие раскопки 1950-х годов обогатили коллекцию находками эпохи энеолита, израильского и византийского периодов. Таким образом мечеть стала музеем археологии и этнографии с экспонатами, отражающими жизнь и культуру Негева.

Во внутреннем дворе музея экспонировались археологические находки, такие как капители колонн и мозаичный пол пятого-шестого веков. Самой важной находкой в ​​постоянной экспозиции был большой  алтарь, обнаруженный при раскопках Тель-Беэр-Шевы летом 1973 года.

Находки были выставлены в хронологическом порядке с четвертого тысячелетия до нашей эры до восьмого века. В музее был отдел современного искусства, в котором выставлялись картины и рисунки из музейных собраний, а также временные выставки. Также были читальный зал и библиотека.

Спустя годы предпринимались попытки реставрации, поскольку здание приходило в упадок, но попытки не увенчались успехом, и конструкция была признана небезопасной. В 1992 году его археологическая коллекция была передана на хранение Управлению древностей Израиля.

Консервация и восстановление здания потребовали значительных ресурсов. Процесс начался в 2008 году и завершился в 2010 году. Проектом руководила Компания экономического развития Беэр-Шевы. Его целью было заменить инфраструктуру и приспособить здание под музей. В конце процесса муниципалитет запросил возобновить его использование в качестве археологического музея.

Однако Ассоциация помощи и защиты прав бедуинов, Мусульманский комитет Негева и другие органы потребовали, чтобы здание вернулось к его первоначальному использованию в качестве мечети, и последовали публичные дебаты.

Во время спора активисты подали прошение в Верховный суд справедливости БАГАЦ, который в 2011 году постановил, что здание должно служить музеем, «посвященным исключительно культуре ислама и народов Ближнего Востока».

Еще до решения Высокого суда муниципалитет Беэр-Шевы открыл временную выставку «История Беэр-Шевы, 1900–2011 годы», которую курировал Гоэль Дрори. Выставка проходила с ноября 2011 года по октябрь 2013 года. Сотрудники музея, его директор доктор Далия Манор и куратор доктор Шарон Лаор-Сирак начали подготовку к открытию.

В декабре 2014 года открылся музей под новым названием «Музей исламской и ближневосточной культур» с постоянной экспозицией во дворе и временной выставкой «Узел».

Сегодня в музее открылась новая выставка «Встречи на золотой тракте» (куратор выставки Шарон Лаор-Сирк).

Встречи на золотом тракте.

Новая выставка «Встречи на Золотом тракте» — это диалог между исламом и религиями и культурами Западной Африки. На выставке представлены предметы, рассказывающие о торговых путях перекупщиков золота, по которым ислам достиг Западной Африки; о путях, соединяющих религии и традиции.

Куратор: доктор Шарон Лаор-Сирак

Открытие выставки состоялось 2 августа 2021 г.  в Музее исламской и ближневосточной культур.

Выставка поражает необычностью экспонатов, будит воображение. Ее посетители мысленно переносятся сквозь века в Западную Африку, чтобы познакомиться с мистическими традициями древних племен, которые населяли ее.

Часть представленных на выставке экспонатов были обнаружены в ходе археологических раскопок в Израиле, но большинство из них — из культур Западной Африки и пустыни Сахара. Редкие, уникальные экспонаты — исторические свидетельства духовной жизни общин, проживавших на исследуемых территориях.

Среди экспонатов выставки: подборка масок, головных уборов, церемониальных предметов и предметов культа. Экспонаты на выставке создавались не как произведения искусства, а как ритуальные предметы для богослужений и церемоний, и, согласно анимистическим верованиям, по большей части служили прибежищем для духов и магических сил.

Чтобы использовать магию во благо людей, к статуям и маскам добавлены “магические” материалы, которые считались более могущественными, чем сами изображения. Например, в представленных на выставке масках племени Джабо из Либерии,окрашены и декорированы бусинами, ракушками, зеркальцами, металлами, мехом и зубами хищников. У некоторых масок были выпуклые цилиндрические глаза, служащими духовным щитом для воинов.

На выставке представлены экспонаты, отражающие проникновение ислама в духовную жизнь различных этнических групп Западной Африки.

Например, среди представленных на выставке женских масок, часть украшена одновременно и резными рогами и мусульманскими амулетами, что указывает на интеграцию элементов мусульманской веры в местную религию. Другой головной убор, демонстрирующий такое взаимопроникновение, выглядит как короб с фигурками военнослужащих и чиновников в мусульманских одеждах.

С обратной стороны приделан хвост, символизирующий Бурака — сияющего небесного зверя, на котором Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим.

Этот головной убор используется в гвинейском регионе Конакри во время свадеб и похорон.

Вместе с популярными мусульманскими традициямив духовную жизнь западноафриканских общин проникла и ортодоксальный ислам.

На выставке представлены книги Корана, молитвенники, футляры для Корана и дощечки, на которых дети учились письму и чтению стихов Корана.

Среди экспонатов также различные инструменты, которые были частью золотой торговли между экваториальными странами Западной Африки и исламскими странами: как рабочие инструменты, так и церемониальные. Последние — богато украшены.

Рядом — два клада золотых монет эпохи халифата Фатимидов (1171-909 гг. н.э.), которые были обнаружены обнаруженных при археологических раскопках в Израиле, но включают золото, происходящее из Западной Африки.

Материальные свидетельства о торговле золотом рассказывают нам о пути, которым ислам пришел в Африку.

«Выставка «Встречи на Золотом пути» — это уникальная возможность познакомить широкую публику с Западной Африкой, обширной территорией с богатой историей и большим разнообразием культур и религий», — говорит Шарон Лаор-Сирак, директор и куратор музея. — «Спасибо коллекционерам, одолжившим нам экспонаты и помогавшим сотрудникам музея при составлении экспозиции: Дине и Майклу Вайс, семье Роаш, Музею Израиля, Иерусалиму и Управлению древностей Израиля.»

*****

Татьяна Климович
Статья о выставке подготовлена на основе материала Маши Хинич

Фотографии  пресс-службы музеев и автора

   

«Встречи на Золотом пути»
2 августа 2021 года – 22 января 2022 года

Часы работы:

Понедельник, вторник, четверг с 16:00 до 10:00,

среда с 19:00 до 12:00,

пятница и суббота с 14:00 до 10:00,

Музей принимает участие в проекте «Шабат исраэли» и бесплатно открыт для публики 

по пятницам и субботам.

The Museum of Islamic and Near Eastern Cultures in Be’er Sheva

www.ine-museum.org.il

Ул. Ха-Ацмаут 60, Беэр-Шева | Телефон: 08-6993535