Исаак Бабель

Черта осёдлости.

Выйти за неё можно было только при особых условиях. Исаак Бабель получил это разрешение на время учёбы в Санкт-Петербурге.

Родился он 13 июля 1894 года в Одессе, в зажиточной и образованной еврейской семье. Он увлекался историей, участвовал в любительских спектаклях, сочинял пьесы.

Без Бабеля сегодня сложно представить себе Одессу. Считается, что именно Бабель «изобрёл» одесский юмор. Изобрёл или отразил, записал то, что слышал с детства. Одесса – яркий, колоритный мир, который он любил. Сгустком энергии Одессы всегда была Молдаванка, где обитали персонажи «Одесских рассказов» Бабеля. Читать «Одесские рассказы»  — тотальное наслаждение. 

 

Уже за первые опубликованные рассказы «Мама, Римма и Алла» и «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» писателя намеревались отдать под суд. Его обвиняли в порнографии, покушении на существующий государственный строй и кощунстве. От суда его «спасла» начавшаяся революция 1917 года. Установившаяся позднее новая власть его и уничтожила.

Его «Конармия» явно контрастировала с революционной пропагандой, создававшей мифологию нового времени. Во многом благодаря именно этой книге, творчество писателя рассматривалось как одно из самых значительных явлений в литературе первой трети XX века.  

Одним из недоброжелателей Бабеля тут же стал Будённый. Он был просто в ярости, назвал Бабеля «дегенератом от литературы», который «оплевывает слюной классовой ненависти конармейцев». Буденного поддержал и Клим Ворошилов, назвав стиль произведения о Конармии «неприемлемым». Сталин тоже заявил, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал».

Учитывая, что гражданскую войну Бабель прошел с Первой Конной армией Буденного, Бабель всё-таки писал о вещах, которые понимал.

Покровительство М.Горького гарантировало публикацию «Конармии». В ответ на нападки Будённого, Горький заявил: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего „карикатурно-пасквильного“, наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам „Конармии“ и любовь, и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы». Горький писал, что Бабель показал бойцов первой конной ярче, чем Гоголь казаков. Но в создававшейся мифологии героев гражданской созданным им образам места не было. Буденный назвал «Конармию» «сверхнахальной бабелевской клеветой».

Дискуссия о «Конармии» продолжалась до 1928 года.

Начавшаяся коллективизация «спасла» Бабеля от продолжения дискуссии по «Конармии». Однако, он начал собирать материал о начавшейся коллективизации. Опубликован был лишь один рассказ «Гапа Гужва» (с подзаголовком «Первая глава из книги «Великая Криница») и анонсирован, но так и не опубликован, ещё один. Рабочие материалы к роману были изъяты при аресте писателя.

В 1930-м году Бабель побывал в Киевской области и вернулся потрясённым. «Вы себе представить не можете! Это непередаваемо — то, что я наблюдал на селе! И не в одном селе! Это и описать невозможно! Я ни-че-го не по-ни-маю!»

Потом сказали, что «Бабель столкнулся с перегибами в коллективизации», теми самыми, которые назовут «головокружением от успехов». Бабель говорил, что происходящее в деревне намного страшнее того, что ему доводилось видеть в гражданскую войну.

По понятным причинам, в конце 30-х годов его произведения просто перестали печатать. В 1939 году Бабель был арестован по обвинению в шпионаже и заговоре. При аресте у него изъяли множество рукописей, видимо, они утрачены навсегда. Под пытками писатель был вынужден признаться во вменяемых ему обвинениях.

 

Творчество Бабеля оказало значительное внимание на других писателей. Его влияние признавали Эрнест Хемингуэй, Михаил Светлов, Константин Паустовский, Валентин Катаев, Ильф и Петров, Хорхе Борхес и другие. Однако, до реабилитации в 1955 году все произведения Бабеля и упоминания о нём были вычищены из советской литературы.

 

Факт расстрела Исаака Бабеля скрывался. Супруга писателя Антонина Пирожкова регулярно подавала запросы о состоянии заключенного и получала ответ: «Жив, здоров, содержится в лагерях». При реабилитации в декабре 1954 года ей выдали справку о том, что Бабель умер в 1941 году от паралича сердца, и лишь в 1984 году стал известен точный год смерти. 

 

В апреле 1989 года в Одессе состоялись первые «Бабелевские чтения». В том же году одна из улиц Молдаванки получила название в честь Бабеля.

Шаг за шагом — читаем классиков.

Ваша Елена Горовая.