Идеологический крах правого либерализма Когда Джон…
Когда Джон Локк в XVII веке формулировал основы правого либерализма, его основной целью была борьба с тиранией единоличных правителей. Потому он создал идею существования универсальных прав и свобод личности, которые никто не может отнять. Ведь в таком случае каждый может противостоять тиранам-самодурам, по своему личному желанию отнимающим чужую собственность и убивающим людей. Таким образом Джон Локк стремился создать более справедливо устроенные социум и государство. Что могло пойти не так? История доказала: чуть больше, чем всё.
Выяснилось, что даже если какая-то группа пришла к соглашению о существовании прав и свобод человека, совершенно неясно, что именно они собой представляют. Например, является ли доступ к интернету правом человека или нет? А жильё? А способность добывать средства к существованию? Джон Локк об этом не писал. Это приводит к ожесточённым спорам между разными группами, придерживающихся праволиберальной идеологии. Это полностью разрушило идеологическое единство.
Возникла также другая проблема: что делать, если тиран не соглашается с идеей прав и свобод человека? Да, правые либералы ему скажут «ай-яй-яй, что ты творишь» и погрозят пальчиком. На этом всё заканчивается. Получается, что идея прав и свобод человека не способна справиться со своей основной задачей: борьбой с самодурством тиранов.
В связи с этим праволиберальная общественность стала возлагать свои надежды на международные организации, и в первую очередь — ООН. Система права, созданная там, была основана на идеях правого либерализма. «Вот теперь-то мы заставим всех соблюдать права человека и его свободы», — подумали правые либералы. Но их снова постигло разочарование. Система международного права оказалась фикцией. Органы ООН высказывали свою глубокую озабоченность нарушениями прав человека — и на этом всё заканчивалось. Тираны снова оказывались на коне.
В результате правые либералы очутились у разбитого корыта своей идеологии. Тиранию истребить не вышло. Более справедливого мира построить не получилось. Защитить людей от самодурства оказалось невозможно. Хуже того: оказалось, что людей по-настоящему волнуют вопросы безопасности, экономики и хорошего будущего для себя и своих детей, а не права и свободы. Праволиберальный проект рухнул.
Черту подвёл один относительно известный праволиберальный социолог, Виктор Вахштайн. Он, осознавая полнейший идеологический крах правого либерализма, переформулировал его так: «Пусть каждый человек поступает так, как считает нужным, до тех пор, пока это не приводит к угнетению других. Тогда такого человека нужно начать угнетать самого». И это — типичная левая позиция. Осталось только определить угнетателей и начать атаку против них. К примеру, я предлагаю избрать в качестве мишени израильских евреев. Почему бы нет? Эти угнетатели запрещают местным мусульманам жениться на девятилетних девочках и иметь больше одной супруги. Таким образом, израильские евреи лишают взрослых самостоятельных людей свободы и воли. Может, ХАМАС уже и не был так неправ, устроив геноцидальную атаку 7 октября против этих угнетателей, а, Виктор?
Илья Рабинович

Марк Котлярский – член союза израильских русскоязычных писателей, член Пен-Клуба.
https://www.facebook.com/makkormik/
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
СМОТРИТЕ ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА НА САЙТЕ
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo