Главная / Новости / Давид Фабрикант. Истории ветеранов ВОВ. Это праздник! Со слезами на глазах…

Давид Фабрикант. Истории ветеранов ВОВ. Это праздник! Со слезами на глазах…

   — Моя военная судьба сложилась так, что в День Победы 9 мая 1945 года я оказался в Москве. Самое яркое зрелище мы увидели вечером на Красной площади. Огромная радость объединяла людей. Москвичи, гости столицы, не сговариваясь, заполнили все пространство, подходили новые, кто по одиночке, кто группами.

Там тогда такое творилось!

Знамена, транспоранты, духовые оркестры… Всю ночь на площади продолжалось веселье. Люди кричали, пели, танцевали, поздравляли и обнимали друг друга.

  Повышенным вниманием пользовались воины-фронтовики. Нас целовали, качали, приглашали танцевать, просили сфотографироваться с ними.

Запомнилось очень красивое зрелище,

когда над городом  в ночном московском небе в пересекающихся лучах многих прожекторов зависли два огромных аэростата:

один — с государственным флагом СССР,

другой — с портретом Сталина.

  Под многотысячное «ура!» прогремел артиллерийский салют – тридцать залпов из тысячи орудий. Народное веселье на Красной площади и прилегающих к ней улиц и площадей продолжалось всю ночь, — вспоминает день 9-го мая 1945 года ветеран войны Борис Каган.

  Как он попал в Москву? Верхнеднепровский отдельный Краснознаменный  моторизированный понтонно-мостовой батальон армейского подчинения, в котором служил Борис, в марте 1945 года был передислоцирован с фронта в Подмосковье (в район города Серпухов). Начиналась подготовка к войне с Японией.

  8 мая Бориса Кагана и двое его товарищей были направлены в служебную командировку в Москву. Задание было на 10 мая, а пока получили на один день увольнительные, так что уже 8-го были в столице Советского Союза.

veteran

  Продолжит рассказ Борис:

— Мы, старшина Николай Графов, сержант Александр Скоробогатов и я, остановились на квартире у родных одного из наших однополчан. Они приняли нас радушно, расспрашивали о войне, о воинской службе, родных, поэтому легли мы спать поздно. Но вскоре проснулись от шума, все собрались у репродуктора – Юрий Левитан читал сообщение о полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

  Поднялся на ноги весь дом. Зашли соседи, совместно с хозяевами накрыли стол. Зазвучали тосты за нашу Победу, за Красную Армию, за всех воинов, за нас. Было крепкое удивительное единство солдат и гражданских лиц. Утром мы пошли в город. Чудесный настрой чувствовался на каждой улице и площади. Счастье, радость было написано на лицах людей. Нас, фронтовиков, узнавали по армейской полевой форме, изрядно поношенной, сильно отличавшейся от одежды «с иголочки» военнослужащих столичного гарнизона.

  Гуляя по Москве, мы познакомились с тремя девушками-студентками одного из московских вузов. Всю вторую половину дня провели вместе: в кинотеатре «Ударник» посмотрели новый документальный фильм о взятии Берлина, наслаждались в кафе мороженым. А вечером 9 мая мы всей компанией пришли на Красную площадь. Это незабываемое событие навсегда осталось в моей жизни, в моем сердце. Исторический день 9 мая 1945 года никогда не забуду, он был и до сих пор, хотя прошло семьдесят лет, самое счастливое и незабываемое событие в моей жизни. Я же был участником празднования в Москве дня нашей великой Победы в войне!

  Как сложилась жизнь Бориса Кагана перед вами. Родился он в сентябре 1924 года в Гомеле (Белоруссия). Отец был государственным служащим, мать – домохозяйка. 19 июня 1941 года с аттестатом отличника  и без сдачи государственных экзаменов он поступил  в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). Через несколько месяцев институт расформировали, так как шли военные действия, фронту нужны были люди.

  Семья Бориса Кагана эвакуировалась в Узбекистан. Из Новосибирска сын приехал к родителям. Почти год Борис с отцом проработали в колхозе, выполняя разные сельскохозяйственные работы. В конце октября 1942 года его призвали в армию и вместе с эшелоном маршевых рот отправлен на Северо-Западный фронт в 143-й запасной стрелковый полк, 2-ю ударную армию. Оттуда распределили в 92-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон армейского подчинения, а это значило, что по приказу командования его могли передислоцировать на другие фронта, где в них была необходимость.

  Основная задача батальона, в котором воевал Борис Каган, состояла в строительстве переправ через водные преграды. О важности выполнения боевых заданий командования можно судить по географии продвижения батальона – Россия, Украина, Белоруссия, Украина, Прибалтика, установка понтонов, мостов для форсирования рек Ловать, Десна, Припять, Днепр, Сож, Друть, Березина, Неман и других. Борис Каган впоминает такой эпизод:

  — Это было в конце июня 1944 года в ходе операции «Багратион». Батальон  получил приказ армейского командования соорудить переправу через Днепр, севернее Рогачева (Белоруссия). Выполняли мы это задание днем, на виду у врага. Специальные автомашины с пантонами подъезжали к реке. Солдаты разгружали их вручную и вручную стаскивали  на воду. Я командовал расчетом на одном из понтонов. Шестами, веслами направляли часть будущего плавучего моста к нужному месту, где  его части с помощью настилов и прогонов соединялись между собой.

  Стоял солнечный июньский день, но нам было не до любования. Сооружение переправы шло под непрерывным огнем противника. От частых разрывов снарядов и мин поверхность воды была похожа на ряд мощных фонтанов, а весь берег был в   воронках и ямах. Мы несли потери, на моих глазах гибли товарищи, для некоторых из них река стала безымянной могилой.

Как написал Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин»:

«Кому память, кому слава, кому темная вода…»

Все же выполнение боевого приказа не прекращалось ни на минуту. Мой расчет действовал успешно, переправа была наведена в срок.

  За отличное выполнение боевого задания батальон был награжден орденом Красного Знамени, ему было присвоено почетное звание Верхнеднепровский. Комбат майор А.Канарчик был удостоен звания Героя Советского Союза, боевые награды получили многие понтонеры, я – медаль «За отвагу».

  12-й моторизованный понтонно-мостовой полк, в котором служил Борис, отправили с Подмосковья на Дальний Восток. Началась война с Японией. Так сержант Каган стал участником советско-японской войны.

Весной 1947 года   демобилизовался. Дома Бориса ждали печальные известия: в эвакуации умер отец, в гетто на оккупированных врагом территориях Гомельской и Брянской областей погибло более 30 родственников. Надо было думать о мирной жизни, выбирать профессию. Он поступил в Белорусский государственный университет, который  закончил в 1952 году.

  Вся дальнейшая жизнь Бориса Кагана  связана с Гомельщиной. Около сорока лет работал в системе народного образования области: был инспектором, директором школы, учителем, много лет внештатным лектором в областном институте усовершенствования учителей и в обществе «Знания».

  В августе 1990 года Борис с женой Галей и семьей дочери репатриировался в Израиль, живет в городе Хайфа. Вскоре после приезда стал принимать активное участие в общественной жизни. Более 20 лет является членом Союза ветеранов 2-й мировой войны и 15 лет Хайфского окружного комитета. Отвечает за пропаганду вклада воинов-евреев, в том числе и ветеранов войны округа, в разгроме нацистской Германии.

  Очень важен вклад Бориса Кагана в работе по военно-исторической тематике в хостеле, «Теплом доме» на улице Радак 17, где он с женой Галей живет, а также в клубе района Бат-Галим.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан