Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Татьяна Климович. Объединение журналистов Хайфы и Севера. / Т.Климович: Ханука. Праздник, ставший национальным нарративом

Т.Климович: Ханука. Праздник, ставший национальным нарративом

Ханука…
Праздник света и чудес, который мы отмечаем, зажигая дома ханукальные свечи.

Празднуем на улицах города, участвуя в разных мероприятих, ханукальных факельных шествиях, посещая праздничные концерты, утренники для детей…

— Но чем была Ханука сорок лет назад? Кратким чтением праздничных молитв в синагоге с зажиганием маленьких тонких восковых свечек или масляных светильников, а дома — с горячими оладьями, с игрой в карты для взрослых и волчком для малышей.

Чем же она стала теперь?

Праздником Хасмонеев, праздником, полным воодушевления, важнейшим национальным праздником, отмечаемым в Израиле и по всей еврейской диаспоре балами и концертами, чтением стихов и исполнением песен, походами и шествиями. Словно новая душа вселилась в праздник, наполняя его духом возрождения» («Времена — Книга Хануки»)…

Так писал в 30-х годах прошлого века профессор Иосиф Клаузнер, деятель Второй алии, один из основателей Еврейского университета, историк и исследователь литературы. Он совершенно точно обрисовал процесс произошедших с Ханукой перемен: из религиозного праздника, традиционно встречаемого в кругу семьи, она превратилась в национальное торжество, отмечаемое широкой публикой и включающее такие совершенно светские элементы, как, например, развлекательные мероприятия, — «наполняя его духом возрождения».

***************
Традиционной причиной возникновения праздника Хануки, указываемой в Талмуде, является напоминание о чуде с обнаруженным в Храме кувшином с маслом. Именно ее на протяжении веков из поколения в поколения упоминали знатоки еврейского закона. Праздновали же Хануку в узком семейном кругу, зажигая под вечер ханукальные свечи и угощаясь специально приготовленными по случаю праздника блюдами.

*******************
Сионистское движение изменило характер Хануки.

Уже на состоявшейся в 1884 году конференции в Катовице раввин Шмуэль Могилевер предложил объявить Хануку официальным праздником движения «Ховевей Цион».

И хотя это предложение было в итоге отвергнуто, Ханука стала самой важной датой в кругах сионистских организаций Европы и Соединенных Штатов.

Участники этих организаций, считали себя потомками Маккавеев, недаром многие из создаваемых ими обществ стали называться в честь Хасмонеев, культивировали стремление к силе и могуществу.

Посвященные Хануке праздничные вечера, устраиваемые входящими в «Ховевей Цион» обществами, включали в себя все элементы религиозной церемонии, но при этом к ним также добавились песни о тоске по Сиону и выступления о национальной составляющей праздника.

 

Даже Герцль в заключительных словах своей книги «Еврейское государство» написал: «Поколение Маккавеев воскреснет».

**************

Торжества устраивались в городах, поселках и кибуцах, а в субботу накануне Хануки проводились различные мероприятия, посвященные своего рода общенациональному подведению итогов, — сборы пожертвований в Еврейский национальный фонд и пропагандистские акции, разъясняющие важность выкупа земель.

Проводились велосипедные кроссы в честь Хануки.

RUNNING WITH THE TORCH FROM THE MACCABIM GRAVE, PART OF THE HANUKA HOLIDAY CELEBRATIONS.
מרוץ הלפיד מקברי המכבים בחג החנוכה.

**************

Постепенно сложились самые разные способы празднования Хануки.

Так, в рекламе 1932 года сообщалось, что тель-авивская спортивная ассоциация «Маккаби» приглашает публику на Ханукальную неделю, включающую футбольные матчи, лекцию Итамара Бен-Ави (журналист и сионистский деятель, сын воссоздателя современного иврита Элиэзера Бен-Иеуды) о еврейской культуре, велогонку, Ханукальный бал и «оладьевую» вечеринку.

В свою очередь, Еврейский университет в 1934 году предлагал студентам «академический» Ханукальный бал с представлением художественных танцев.

Комиссия же по культуре при Гистадруте в 1940 году проводила под руководством выдающегося знатока еврейской истории и географии Страны Израиля Зеева Вильнаи экскурсии по местам боев Иуды Маккавея и к месту захоронения Маккавеев в окрестностях древнего Модиина…

А в 1944 году движение «Маккаби» ввело праздничную эстафету с факелами.

И это «Световое шествие» с участием тысяч детей и взрослых, несущих факелы и свечи, размахивая флагами под звуки оркестра, стало самой большой и впечатляющей церемонией.

И сегодня, в наше время мы продолжаем традиционные праздничные мероприятия, и сгодня 23.12.22 в Хайфе состоялось факельное шествие в честь Хануки.

Сохраняем традиции!

Текст опубликован с использование статьи:
https://jewishmagazine.ru/articles/history/khanuka-v-te-dni-v-eto-vremya/

Татьяна Климович

Ханукия еврейского народа. Работа Кости Иванова

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан