Андреа Арнольд — британский режиссер, известная своими пронзительными и реалистичными фильмами, которые часто исследуют жизнь маргинальных слоев общества. Прежде чем я отправилась на просмотр ее последнего фильма «Птица», я прочла аннотацию, которая уверяла, что фильм рассказывает удивительную, неожиданную и трогательную историю, согревающую сердце, о взрослении. Это звучало заманчиво, тем более, что мне, как профессиональному учителю, всегда интересно смотреть фильмы о детях.
Признаться, что аннотация и мое восприятие этой киноленты весьма и весьма контрастировали. Главная героиня фильма — двенадцатилетняя девочка по имени Бейли живёт с отцом Багом и братом Хантером в бедном и неопрятном доме, исписанном граффити, на севере графства Кента на Юго-Востоке Англии. Отцу некогда заниматься воспитанием детей. Он ещё слишком молод и занят собой. Когда в самом начале киноленты он, полуобнаженный, со множеством татуировок на теле, на скутере подъезжает к Бейли, я даже не догадалась, что это ее отец. Матери тоже не до детей. Она живёт в другом месте с младшими сестрами Бейли, которые целыми днями остаются без присмотра, потому что и ей некогда ими заниматься. Мать Бейли занята со своим любовником и все дни проводит с ним в кровати. Баг сообщает дочери, что собрался жениться, и Бейли этому не рада. Ей обидно, что отец говорит ей об этом последней. Девочка убегает из дома на окраину города и там ночует в поле среди цветов и стеблей. Утром к ней приближается странный молодой мужчина в юбке, с лицом не совсем нормального человека. Я бы такого испугалась. Бейли тоже его испугалась, но все же вступила в разговор. Он показал Бейли написанный на листочке адрес, который он искал, и оказалось, что девочке он знаком.
Но она не пошла вместе с ним, но следила за ним. Оказалось, что он искал свою мать, которая его потеряла в детстве. По адресу ее уже не было, и странный парень отправился на крышу дома, не боясь свесить ноги с большой высоты. Бейли поднялась к нему, и они познакомились. Его звали Бэйдер. Девочка помогла ему выяснить адрес отца и поехала вместе с ним в другой город. Они взяли с собой также маленьких сестер Бейли и, похоже, что эта поездка для всех была самым лучшим событием в их жизни. Отец Бэйдера не захотел контактировать с сыном, сказав, что его сын умер. Но потом все же вышел к нему и сказал пару неприятных слов о матери Бэйдера. Когда дети вернулись из этой поездки, младшие не хотели идти домой, но когда Бейли уложила их в кровать, любовник матери стал буянить, всех бить, в том числе Бэйдера.
И в этот момент Бейдер превратился в птицу. Возможно, что это была лишь фантазия Бейли, когда фантастическое переплетается с реальностью. Трансформация юноши служила метафорой поиска смысла жизни, стремления изменить реальность. В рецензии я прочла, что эта сцена создала атмосферу волшебства. Но я никакого волшебства не почувствовала. Весь фильм — это ужасный ужас, если можно так сказать. Девочка не получает нормального воспитания. Что она видит? О каком взрослении идёт речь?! Все — полное уродство, кроме природы. Взрослые, ведущие бессмысленное существование, наколки, граффити, пьянки, драки. Дети, воспитывающиеся в такой атмосфере, у нас называются ילדים בסיכון (дети в опасности). Ими занимаются социальные службы. И образ птицы мало спасает от реальной действительности. Чем тут восхищаться? Мир сходит с ума, поэтому катаклизмы в нем не случайны. И если автор фильма видит выход из ситуации только в мистике, то это полный тупик.
Мне такие фильмы не нравятся.
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo