У нас в Иерусалиме была экскурсия по городским стенам. Вглядываясь в камни, из которых они сложены, я думала о них и вообще о камнях, о том, что они играют большую роль в жизни каждого из нас, даже если мы этого не замечаем. Вот, например, когда я впервые приехала в Израиль ещё как туристка, и автобус вез меня из аэропорта в столицу, больше всего меня поразили камни, которые были протянуты вдоль дороги и естественным образом вписывались в дизайн ландшафта, облагороженного человеческой рукой.
В еврейской истории камни — это не просто неживой атрибут материального мира, у них есть душа и память, они становились знаками для нашего народа. Достаточно вспомнить камни, служившие изголовьем нашему праотцу Яакову. Лежа на них, он увидел пророческий сон в виде лестницы, по которой спускались и поднимались ангелы, и понял, что он находится в месте, в котором открывается Б-г.
Раби Абба целовал камни, сойдя на берег в Акко, потому что знал, что они представляют собой источники воды в Эрец Исраэль, поскольку во время скитаний по пустыне из них евреи и получали воду. Раби Ханина шел пешком из Вавилона в Святую Землю. Когда он уже приблизился к Ней, то через каждый километр пути останавливался, поднимал камень величиной с кулак и взвешивал его на ладони. Заметив, что вес камней стал увеличиваться, он понял, что достиг Страны. Уверенность рабби Ханина, что камни Ее должны быть тяжелее, чем за Ее пределами, объясняется их «мудростью». Он рассуждал так: в Дварим 8:9 написано, что Земля, камни (аванеа) которой железо. Если убрать одну букву из слова, то получится (бонеа) — строители. Речь идёт о знатоках Торы, которые образно называются строителями, поскольку, изучая Писание, оттачивают свой ум, как стальное лезвие.
Обо всем этом вспоминалось мне, когда я шагала по Стенам, сложенным из камней, заглядывая в маленькие бойницы на виды современного города, и продолжала рассуждать о стенах. Как хорошо, что они есть! Стены дома, стены квартиры! Они защищают нас и дают покой. А стены города — это крепость, защита от врагов! Иерушалаим — древний город, и он не всегда был еврейским. Первые упоминания о нем относятся ещё к 19 в. до н.э. Иегошуа Бин Нун не смог его завоевать, и Иерусалим ещё долго был евуситским, пока его не взял царь Давид.
Крепость Йевус защищалась столь успешно, что прослыла среди иудеев неприступной. Иоав, доблестный военачальник Давида смог узнать о тайной лазейке, видимо, природном тоннеле, ведшем в центр Иерусалима через скалистую толщу гор. Воины Давида прошли через этот тоннель и застали евуситов врасплох. Так неприступные стены города стали нашими и с тех пор защищали евреев.
Если внимательно вглядеться в стены Старого города, то можно заметить, что у них разная кладка, и это говорит о том, что они не раз разрушались и вновь отстраивались. Сегодня можно увидеть пласт, относящийся к Хасмонейскому периоду 2-го века до н.э., он более выпуклый. Ровный камень с каемкой — свидетель иродианского периода от 1 в. до н.э. до 2 в. н.э. Сулейман Великолепный последним отстраивал стены в 16 в. в турецкий период.
Те стены, которые отстраивал Эзра в период начала Второго Храма, находятся под землёй. Целая политическая борьба за восстановление стен города тогда развернулась. Рэхум и Шимшай — вожди Шомрона были крупными чиновниками в Иудее, подвластной Артахшасте — правителю персидской державы. Они написали ему донос на олим из Вавилона, что они вернулись, чтобы отстроить Иерусалим — город мятежный и уже заложили крепостные стены якобы для того, чтобы не платить налоги и нанести ущерб царской казне, а потому нужно запретить им возведение стен. Прочитав письмо, царь повелел прекратить работу по восстановлению городской ограды.
Но наличие стен было условием безопасности горожан и равноправия в их отношениях с соседями и иноземцами. Кроме того, городские стены служили символом самостоятельности. Плачевное состояние городских стен свидетельствовало о слабости, бедности и заброшенности. Полное восстановление Иерушалаима как духовного и политического центра было невозможно, пока город оставался беззащитным. Нэхемия находился в Сузах (Шушан) и служил виночерпием при дворе Артахшасты. Его брат Ханания, посетивший Иерусалим, рассказал о бедственном положении евреев. Нехемия, полный решимости отстроить Иерусалим, обратился к царю с просьбой отменить указ об остановке строительства стен. Ему это удалось! Нехемия был назначен наместником Иудеи и немедленно отправился туда. Стена была отстоена в довольно короткий срок. Работу начали 4-го ава, а закончили 25-го элула. Как такое стало возможным?! Нехемия был замечательным организатором, которому удалось объединить все группы населения, наладить четкий порядок работ и обеспечить безопасность и оборону города и строителей в условиях, когда враги неоднократно пытались сорвать строительство. И среди этих врагов, пытавшизся сделать это, были также и некоторые евреи. Хотя чего удивляться? Разве сегодня что-то изменилось?
Во время экскурсии мы шли по верху стен по узкому коридору, как это некогда делали стражники. Мы шли по стенам, отстроенным 500 лет назад Сулейманом. Эти стены представляют собой границу между старой и новой частью города и входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Длина стен Старого Города около 4.3 км., в них находится 8 ворот. Мы вошли в стены около Яффских ворот, прошли Ционские ворота и мимо того места, где накануне арабский террорист устроил стрельбу. Там шла уборка. Не доходя до Мусорных ворот, наше путешествие завершилось выходом к Котелю. Оно продолжалось около часа, во время которого я думала про все, о чем только что написала, но и смотрела в бойницы на современный город, на те места, где мы ещё вчера гуляли. Как прекрасен наш Иерусалим! Город вечный! Город Святой! Старый и Молодой! Ты благословен и благославляешь своих детей!
Автор стптьи
ЕЛЕНА КОЧИНА
ФОТО АВТОРА
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo