14.06.2019
Она заставила Сталина улыбаться, сделала первый репортаж из Бухенвальда и самое знаменитое фото Махатмы Ганди.
Маргарет Бурк-Уайт считали то мужчиной, то советской ведьмой, но она лишь продолжала фиксировать XX век на плёнке.
В апреле 1945 года американские войска освободили концлагерь Ордруф, служивший подразделением Бухенвальда.
Вскоре его посетили генералы Джордж Паттон, Омар Брэдли и Дуайт Эйзенхауэр.
Тысячи изможденных узников, гниющие на солнце трупы – генерал Паттон был настолько потрясен, что приказал привезти в лагерь жителей соседнего немецкого городка Веймар. Чтобы они взглянули на останки людей, которых методично убивали в нескольких километрах от их мирной жизни.
Лица веймарцев, твердивших «мы ничего не знали», тела живых и мертвых заключенных концлагеря запечатлела на своих снимках американский фотограф Маргарет Бурк-Уайт.
Эти фотографии стали важнейшими
свидетельствами Холокоста.
Маргарет Бурк-Уайт родилась в 1904 году в Нью-Йорке. Ее отец –изобретатель и инженер Джозеф Уайт – был евреем, воспитанным в религиозной семье, однако своих троих детей он больше учил этике бесстрашия, мужества и решительности.
Когда Маргарет было восемь лет, отец взял ее с собой на работу посмотреть на процесс изготовления печатных машин. Заливка жидкого чугуна произвела на девочку неизгладимое впечатление – впоследствии она не раз будет фотографировать объекты тяжелой промышленности, находя в них грандиозный масштаб и геометрическую красоту.
Джозеф Уайт увлекался оптикой и фотографией. Он любил взять с собой Маргарет, когда выходил прогуляться по городу и поснимать. Дочь следовала за ним, делая вид, что тоже фотографирует, только вместо фотоаппарата у нее была пустая коробка из-под сигар. Маргарет начала самостоятельно фотографировать после смерти отца в 1922 году. Она использовала подержанную камеру с разбитой линзой – подарок мамы с блошиного рынка. Фотоаппарат, по воспоминаниям Бурк-Уайт, полностью изменил ее восприятие окружающего мира: реальность превратилась в бесконечную пленку, а каждый взгляд на нее мог стать новым кадром.
В 1927 году Маргарет Бурк-Уайт окончила Корнелльский университет, где изучала герпетологию, науку о земноводных и рептилиях. Во время учебы она зарабатывала тем, что продавала свои фотографии студентам и местной газете.
Архитекторы из университета наперебой хвалили девушку за сделанные ею фотографии окрестных зданий. Однако, чтобы получить объективную оценку, Маргарет без всякого разрешения вломилась в кабинет известного в то время нью-йоркского архитектора и потребовала оценить ее фотоснимки. В ответ она услышала, что может прямо сейчас найти работу фотографа в любом архитектурном бюро страны.
И Маргарет Бурк-Уайт ее нашла – устроилась промышленным фотографом в фирму «Отис Стил» в Кливленде, где была огромная сталелитейная промышленная зона, ставшая для выпускницы Корнелла «фотографическим раем». Созданные для компании фотографии в 1929 году увидел Генри Люс, издатель журнала Time. Он открывал новый деловой журнал под названием Fortune и хотел, чтобы в нем печатались индустриальные снимки высочайшего класса. Работы Бурк-Уайт его впечатлили. Он пригласил ее на встречу в Нью-Йорк и без долгих раздумий нанял в штат.
В 1930 году Fortune отправил Маргарет Бурк-Уайт в Германию снимать новые немецкие промышленные предприятия. Затем изданию чудом удалось добиться разрешения провести съемки на промышленных объектах Советского Союза.
Маргарет Бурк-Уайт стала первым западным фотографом, запечатлевшим начало индустриализации в СССР.
Бурк-Уайт фотографировала промышленные заводы Сталинграда, а также завершение строительства Днепровской ГЭС и Магнитогорского металлургического комбината. В СССР американского фотографа удивили не столько машины, сколько люди, которые работали с ними. «Они смотрели на пришествие машины как на своего Спасителя; это был инструмент их освобождения», – писала она о советских рабочих.
В 1930–1932 годах Маргарет Бурк-Уайт еще дважды посетила Советский Союз. Фотографии из СССР, опубликованные в журналах Fortune и New York Times Sunday Magazine, а также в книге Бурк-Уайт «Взгляд на Россию», сделали ее одним из самых известных фотографов в Америке. У многих слава молодой женщины-фотографа вызывала недоумение. Ходили слухи, что она лишь способ привлечь интерес публики, красивая обложка, за которой скрывается настоящий фотограф – мужчина.
В 1936 году Генри Люс купил права на журнал Life и сделал его первым полностью фотографическим американским журналом новостей. Бурк-Уайт заняла в нем главное место. Когда 23 ноября вышел первый номер журнала, на его обложке красовалась фотография Маргарет Бурк-Уайт «Плотина Форт-Пек в Монтане». Гигантская дамба, построенная по последним технологиям того времени, символизировала восстановление американской экономики после Великой депрессии. Весь выпуск раскупили за несколько часов, а в последующие четыре месяца тираж Life вырос с 380 тысяч до более миллиона в неделю.
В мае 1941 года после изнурительного путешествия через Китай и Монголию – шла Вторая мировая война, ехать через Европу было опасно – Маргарет Бурк-Уайт вновь приехала в СССР, чтобы зафиксировать изменения, произошедшие в стране за последние десять лет.
Пока шли приготовления к репортажу, Германия напала на Советский Союз.
Бурк-Уайт оказалась единственным западным фотографом на территории СССР в момент его вступления в войну.
Вместо того чтобы поскорее вернуться в США, корреспондентка осталась в Москве, воспринимая происходящее с ней как невероятную журналистскую удачу. В конце июля она сделала фотографии, которые вошли в историю: запечатлела стены и башни Кремля в свете прожекторов во время немецкого авианалета.
Другой журналистской удачей Маргарет стало разрешение сделать фотографии Сталина. Низкого роста, грубовато-безмолвный, неподвижный, холодный как лед – таким запомнился американскому фотографу «вождь народов». Лицо Сталина было каменным. Маргарет попросила его улыбнуться для портрета, но он никак не реагировал на ее просьбы. В поисках лучшего ракурса она встала на колени, и тут из ее кармана посыпались лампы-вспышки. Маргарет стала в спешке собирать их, ползая на коленях под ногами Сталина. Это его рассмешило – фотограф успела сделать нужный кадр с улыбкой.
В августе 1941 года Бурк-Уайт вернулась в Америку. После того как США вступили в войну, фотожурналистку прикрепили к 97-й бомбардировочной группе ВВС США – снимать проводимые ею боевые действия в Европе. Маргарет стала первой женщиной-фотографом, получившей разрешение работать непосредственно на полях сражений. В конце 1942-го группу перебросили в Северную Африку, и фоторепортер последовала за ней на военном корабле, который был атакован немецкой подводной лодкой у африканского побережья. В результате попадания торпеды в нос судна Бурк-Уайт получила легкие ранения. Позже она убедила американское военное командование позволить ей сопровождать экипажи, проводившие бомбардировки немецких воздушных баз в Тунисе.
В это самое время Бурк-Уайт сделала свой знаменитый автопортрет в летной форме на фоне бомбардировщика. Первого марта 1943 года фотография появилась в номере журнала Life и сделала Маргарет символом фронтового бесстрашия и оптимизма. После этого снимка коллеги фотографа стали называть ее «Несокрушимая Мэгги».
Весной 1945 года Бурк-Уайт сопровождала американского генерала Джорджа Паттона в его поездке по концентрационным лагерям Бухенвальд и Ордруф.
Бурк-Уайт отмечала, что могла смотреть на представший перед ней кошмар только сквозь объектив камеры.
Аппарат давал ей чувство отстраненности, нереальности происходящего.
Зато потом, проявляя снимки в темной комнате, она оставалась с ужасом концлагерей один на один.
«Увиденное заставило меня стыдиться того, что я принадлежу к человеческой расе», – говорила фотограф.
После войны Бурк-Уайт уехала в Индию – готовить репортаж о национально-освободительном движении и его лидере Махатме Ганди. Она сделала множество снимков Ганди, однако для статьи было отобрано лишь несколько. В феврале 1948 года, через несколько дней после убийства Ганди в Нью-Дели, редакторы Life вспомнили о других снимках и опубликовали фотографию Бурк-Уайт «Ганди с прялкой». С тех пор эта работа стала самым знаменитым и самым узнаваемым изображением лидера борьбы за освобождение Индии.
Начало 1950-х выдалось для журналистки нелегким. В стране началась антикоммунистическая «охота на ведьм» – Бурк-Уайт из-за своих визитов в СССР попала под подозрение как сочувствующая «красным». Чтобы отстоять свое честное имя, она делала фоторепортажи о действии американских военных в Корее и снова оказалась среди окопов, перестрелок и засад.
Вскоре после возвращения с Корейской войны врачи обнаружили у Маргарет болезнь Паркинсона. Фотограф начала решительную борьбу с недугом, однако заболевание лишь прогрессировало.
К 1959 году Бурк-Уайт практически утратила возможность фотографировать. Тогда она решила сделать новый репортаж, и на этот раз о себе и болезни, с которой столкнулась. Фотограф попросила своего друга и коллегу Альфреда Эйзенштадта запечатлеть, как она проходит физиотерапию после экспериментальной операции. Когда статью опубликовали в Life, Бурк-Уайт получила сотни писем от больных Паркинсоном, для которых журналистка стала примером стойкости и мужества.
Мужества у Маргарет Бурк-Уайт действительно хватало.
Болезнь вынудила ее уйти из профессии, но она все равно создала «Портрет себя» – книгу воспоминаний о своей удивительной, полной опасности и приключений жизни.
Последней мечтой Маргарет Бурк-Уайт был полет на Луну.
Она хотела стать участницей программы «Аполлон» и сделать фотоснимки на спутнике Земли.
В этой мечте – вся Маргарет, скончавшаяся в 1971 году.
Алексей Сурин
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com
УДИВИТЕЛЬНО ТОЧНЫЙ И ПОНЯТНЫЙ «ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ» !!!-) 😉
😉
Достойным продолжателем Маргарет Бурк-Уайт в военной фотодокументалистике стала Джанет Энн Шнайдер (родилась 24 октября 1951 года в Макфарленде, штат Висконсин) — американская актриса и фотожурналистка. Шнайдер училась в Висконсинском университете [требуется уточнение]. Заинтересовавшись театром, музыкой и фотографией, в 1974 году она переехала в Нью-Йорк, надеясь проникнуть в театр. Вскоре она оказалась в таких постановках, как « Шенандоа», «Жених-разбойник» и «Отелло». Позже на Бродвее она была номинирована на премию Тони 1986 года, как лучшая актриса в мюзикле за роль Хелены Лэндлесс в «Тайне Эдвина Друда» и выиграла премию «Стол драмы» 1986 года за выдающуюся актёрскую роль в мюзикле «Тайна Эдвина Друда». В 1986 году она вышла замуж за музыканта и композитора Тома Уилсона, но их брак продлился недолго. В конце 1980-х она решила стать фотожурналисткой. Шнайдер работала в нескольких фотоагентствах, включая Sipa Press. Ее работы были опубликованы в Time, Newsweek, Stern, других газетах и журналах. Она освещала новости в Северной Ирландии, Шри-Ланке, Анголе, о выводе советских войск из Афганистана. Она была в Багдаде во время войны в Персидском заливе и фотографировала падение Берлинской стены и распад Советского Союза. В 1992 году она освещала осаду Сараево. Генерал-майор в отставке Льюис МакКензи, канадский командующий силами Организации Объединенных Наций в бывшем югославском городе, сказал о Шнайдер: «Она была как глоток свежего воздуха, оживленного среди всех этих вонючих журналистов-мужчин. Я был впечатлен ее преданностью. Я сказал ей, что она в конечном итоге станет либо знаменитой, либо мертвой». Шнайдер была тяжело ранена, когда рядом с ней взорвался снаряд танка с позиций сербов. Ее друг Иво Штандекер, журналист из Словении, был убит. Шнайдер провела много недель сначала в госпитале ООН, а затем в больнице в Белграде, где врачи спасли ее ногу от ампутации. Шнайдер вернулась в Висконсин из Боснии в глубокой депрессии, преследуемая гибелью Стандекера и ее собственным близким прикосновением к смерти. Она стала больше ориентироваться на жертв войны. Среди них была ее подруга Дарья Лебар, словенская журналистка из Сараево, которая раненая выстрелом в лицо через несколько месяцев после смерти Стандекера. Шнайдер помогла Лебар собрать деньги на ее операции и нашла врачей, чтобы восстановить ее лицо, дала ей возможность остановиться в доме ее родителей в Висконсине. Шнайдер также начала работать над сценарием о своей жизни и начал встречаться с психологом, чтобы бороться с последствиями травмы. После того, как Лебар вернулась в Сараево, Шнайдер поклялась вернуться в журналистику, но этого не произошло. https://en.wikipedia.org/wiki/Jana_Schneider