Вражеская страна Иран, желающая нас уничтожить, все более погружается во мрак.
И чем больше она нас ненавидит, тем более приходит к самоуничтожению. Так всегда было с нашими врагами на протяжении мировой истории. Но увидеть таковые процессы изнутри — это очень любопытно. Вчера представилась мне эта возможность. На открытии кинофестиваля демонстрировалась лента иранского молодого кинорежиссёра Мохаммада Расупофа, от которой я не могла оторваться. Фильм держал в напряжении, был правдивый и очень страшный. Мохаммад Расупоф получил широкую известность не только у себя на родине, но и во всем мире, став одним из ключевых фигур иранского авторского кино. Он знаменит критикой власти и в своих работах затрагивает социальные и политические проблемы Ирана. Поэтому неудивительно, что его фильмы запрещаются аятоллами, а сам Мохаммад неоднократно арестовывался и сидел в тюрьме.
Однако несмотря на это, фильмы Расулофа регулярно участвуют в престижных международных фестивалях, таких как Каннский и Берлинский, на которых он неоднократно становился лауреатом и номинантом различных премий. На наш Хайфский 40-й международный кинофестиваль привезен фильм Мохаммеда Расулофа, удостоенный в 2024 году специальной премией жюри и премией кинокритиков, под названием זרע התאנה הקדושה. Когда я прочла это название на иврите, то стала давать разные варианты переводов. Это было интересно. Как лучше перевести? Семя священной фиги? Семя Б-жественного плода? Семя священного дерева? У меня мышление настроено на ассоциации, связанные с еврейской культурой, и я, конечно же, сразу связала святое инжировое дерево с древом познания Добра и Зла, потому что, по одной из версий, Хава и Адам вкусили именно инжир, и в иудаизме этот плод связан с Райским Садом и считается идеальным, поскольку съедается целиком ( нет кожуры и косточек, которые нужно выбрасывать). Но почти сразу я отбросила свою версию, потому что понимала, что автор фильма имеет совершенно иные культурные коды.
Поэтому я поинтересовалась, какое значение придается инжиру в иранской культуре. Как оказалось, оно чрезвычайно велико. В иранской культуре инжир занимает особое место. Он считается символом жизни, долголетия, бессмертия, воскрешения, изобилия, мудрости, продолжения рода. В иранской кухне это наиважнейший компонент. Подача инжира гостям считается проявлением уважения и радушия.
И вот смотрим фильм. Благополучная семья из четырех человек живёт в Тегеране, в прекрасной квартире, дом полная чаша. Муж работает прокурором. Жена — домохозяйка. Старшая дочь — студентка университета . Младшая — в подростковом возрасте и учится в школе. Мужчина — правоверный мусульманин, женщина — прекрасная жена — сдувает с мужа пылинки, бреет его, моет, разделяет все его проблемы, выслушивая и советуя. У мужа проблемы: ему велят вынести смертный приговор, а он не хочет, потому что понимает, что это бессовестно и бесчеловечно с его стороны. Он мучается. Ещё боится мести, поэтому приносит домой пистолет. В конце концов, он выносит смертный приговор нескольким людям, в том числе молодым. Это происходит на фоне беспорядков в стране. Показаны страшные документальные кадры. Власти жестоко расправляются с протестантами. Подруга старшей дочери за участие в демонстрации была прошита взрывом с многочисленными шариками. Вся левая часть ее лица выглядела так, что я не могла смотреть. Она потеряла глаз и вся часть лица была разворочена. Мать семейства вытаскивает шарики из лица без применения наркоза, а потом выставляют подругу за дверь, потому что она в розыске и подлежит аресту. Ее судьба неизвестна. Девочки в шоке, смотрят на Ютюб, как расправляются с демонстрантами.
Младшая дочь обнаруживает в доме пистолет и прячет его. С этого момента сюжет закручивается ещё больше. Мы видим, как стремительно рушатся семейные узы. Любящая семья превращается во врагов. Кончается тем, что муж жестоко издевается над всем семейством , а дочь его убивает. Но семья — основа любого общества. Там где рушатся семейные отношения, не может быть здорового общества. Демонстрации продолжаются. В чем же суть фильма и его названия? Название контрастирует с содержанием, но в нем надежда, что Иран вылечится и вернётся к своим истокам. О многом я не успела написать , потому что близится шаббат, и я должна остановиться. Скажу только, что я рада, что во вражеской стране есть такие люди, как Мохаммад Расулоф. Это обнадёживает и показывает человеческое лицо.
Шаббат шалом!
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo