Со Станиславом Минаковым – мы ровесники. Родились и жили в Харькове.
Нас можно причислить к той категории людей, имеющих тесные родственные связи, на расстоянии 68 километров — от Белгорода до Харькова.
Наш разговор — естественно, о проблемах, волнующих людей по обе стороны границы.
— Станислав Александрович, как восприняла харьковская интеллигенция так называемую «революцию достоинства», а на самом деле — государственный переворот на Украине? Откуда такие кардинальные изменения могли произойти в умах людей, которые, казалось, имеют жизненный опыт, сложившееся мировоззрение?
— В Харькове долгие годы я находился в технической инженерной и «творческой» среде. С первой «группой» познакомился и сдружился во время учебы в ХИРЭ (пять лет жили в общаге, бегали на танцы, выезжали в колхоз, играли студенческие свадьбы), потом работал на оборонном предприятии. Многие ушли в бизнес, единицы остались в профессии. Со второй «социальной группой» был тесно связан в большей мере уже в годы обретения незалежности (журналисты, писатели, актеры). Скажу прямо, объяснить кардинальные изменения крайне затруднительно. Допустим, некоторые мои кумовья, ставшие бизнесменами разного калибра, говорят: «Советский Союз был давно. Сейчас реальность другая. Надо двигаться вперед, в Европу». (Кстати, очень популярная фраза среди харьковчан и не только). И в творческой среде — нередки подобные настроения. А мне вспоминаются слова известного харьковского поэта Бориса Чичибабина: «Я с Родины не уезжал, за что ее лишен?». Эти строки вызвали слезы у известного французского слависта Жоржа Нива. Фактически нас расчленили в 1991 году. Мой ответ таков: идет война против Русского мира; во всех сферах — духовной, политической, культурной, экономической, исторической, правовой. В последние два года война вступила в новую, более горячую фазу. На Донбассе. Те, кто не имел сильных внутренних духовных опор, — пошатнулись или переметнулись во вражеский стан, иной раз не совсем отдавая в том себе отчет. За два года хаоса и беспредела, который творится на Украине, перебежчики своей позиции не изменили. И как сказал поэт, «никто за собою не знает вины». Этот феномен, эта симптоматика не могут нас не удивлять.
-А враг находится внутри Украины или за ее пределами?
-Думаю, что враг всегда внутри. Внутри каждого человека. Еще апостол Павел говорил, что поле битвы добра и зла — это сердце каждого из нас. А когда прилагаются мощные финансовые потоки, политические и информационные технологии, многие поддаются своему внутреннему врагу. И вот даже спустя десятилетия, повылезла из «конотопских болот» и «галичанских схронов» вся мразь. Нанесен колоссальный удар по русской, малороссийской ментальности, в частности, в русском Харькове. Совпали два вектора. С одной стороны — внутренняя податливость и неустойчивость, с другой — мощное внешнее воздействие.
-А по вашим ощущениям, как чувствуют себя другие слои населения Харькова?
-В советские времена в городе было много промышленных предприятий, и рабочий класс, инженеры составляли значительный социальный слой. Много в городе было научных, проектных, образовательных учреждений. В последние два десятилетия Харьков стал напоминать торговую площадку. Один Барабашовский рынок (самый крупный в Восточной Европе) чего стоит. В 1990-х он поглотил как бывших рабочих, студентов, так и ученых, преподавателей. Многие стали мелкими и средними предпринимателями. Тем не менее, абсолютное большинство харьковчан ненавидят как нынешнюю власть, так и прежнюю. Один мой старый приятель говорил мне в самом начале «евромайдана», когда жгли и убивали беркутовцев: «Ты же понимаешь, что хуже, чем при Януковиче уже не будет!». Четверть века людям, живущим на Украине, планомерно и последовательно полоскали мозги. Теперь, когда многие хоть и понимают, что нынешняя украинская власть стремительно толкает своих граждан в пропасть, кое-кто придумал для самоуспокоения внешнего врага, неотменимую «отмазку»: во всем виновата Россия. Это удобно.
А что, стало лучше? За сравнительно короткий промежуток времени пенсионеры обнищали, тысячи людей лишились работы, многие вынуждены были уехать в Россию, цены растут.
Сейчас уже мало кто всерьез думает о «европейских ценностях». Главная забота — выжить. Зато градус русофобии, особенно в условиях тотального телевещания, весьма высок.
— Многие ли харьковчане сейчас вспоминают бывшего губернатора Евгения Кушнарева, который десять лет назад предостерегал от подобных последствий?
— У Евгения Петровича однажды вырвалась фраза, сказанная им после первого майдана: «Не будет в Харькове власти ни киевской, ни донецкой». Уже тогда он открыто стал рассуждать о федерализации, допускающий автономный статус отдельных регионов. Можно по-разному оценивать деятельность Кушнарева на посту губернатора, но он был ярым противником национализма и бандеровщины, активно выступал за тесные связи с Россией. За то и был убит. А сейчас, когда два года идет настоящая война на Донбассе, а в Харькове активисты, выступавшие против майдана, причислены к сепаратистам и террористам, сидят в СИЗО и застенках СБУ, – с горечью можно констатировать тяжелые последствия, о которых предупреждал Евгений Петрович. К примеру, в своей книге «Конь рыжий».
-Как долго может сохраняться подобная ситуация?
— Как говорится, ничто не вечно, но может сохраняться, на удивление, весьма долго. Пока Запад поддерживает мертвое тело «франкенштейна» в квазиподвижном состоянии. Происходящее с бывшей Украиной — это гниение метастазов в русском теле. Многие говорят о лекарстве, называют соглашения в рамках «Минск-2». Если говорить о полном и неуклонном выполнении подписанных соглашений, по пунктам, это одно дело, позволяющее мирным способом решить ситуацию. Но я убежден: в Киеве на это никто не пойдет. Более того, нынешняя власть способна кормиться только с войны. Беспредельничают так называемые добровольческие батальоны. Практически не работают полиция и судебные органы. Социум существует исключительно благодаря некоторой нравственной инерции. Она небеспредельна, и уже начались грабежи, насилие, преступность выросла в 40 раз!
-А как должна проявлять себя творческая среда в такой ситуации, причем по обе стороны границы?
— Еще в девяностых я перерезал в своей квартире радиопровод. Уже тогда активно транслировались так называемые «пятиминутки ненависти» (программы с русофобским содержанием). Антироссийская накачка с годами нарастала. Сейчас почти все телевизионные каналы и газеты мало чем отличаются друг от друга. Касательно творческой среды приведу один пример. Многие годы незалежности Национальный союз писателей Украины возглавлял В. Яворивский, да еще был и нардепом от Юлиной «Батькивщины», ярый русофоб, он же и вещал по радио с русофобской пеной, в националистическом угаре. Меж тем, в прошлом он писал на имя главы КГБ Ю. Андропова доносы на своих коллег-писателей — с настоятельными призывами «покончить с проявлениями национализма и бандеровщины». Он и сейчас вполне востребован новым режимом. И дело его произросло, что называется, «живет и процветает».
Созданный небезызвестный сайт «Миротворец», от которого даже в Европе шарахаются, с каждым днем пополнялся фамилиями, адресами, анкетными данными людей, которые имели взгляды, отличные от нынешнего украинского (читай антирусского) «тренда». Немало там писателей и журналистов. После убийства О. Бузины некоторые вынуждены были покинуть страну. Я на «Миротворце» помещен даже в нескольких ипостасях. Нашлись также «доброжелатели» в харьковской «культурной», писательской среде, которые многие мои публикации, интервью тщательно собрали и отправили «куда надо».
Тем не менее, некоторые смелые и честные журналисты продолжают отстаивать свою позицию, находясь на Украине, но публикуясь на российских информационных ресурсах, поскольку на Украине публично высказаться с пророссийской, с антибандеровской позицией невозможно.
Позволю себе сделать некоторые замечания к освещению украинских событий в информационном пространстве России. Отрадно, что резко возросло внимание к «украинскому вопросу» (я считаю его русским вопросом). Такого медийного внимания, как сейчас, за 25лет «незалежности» не оказывалось. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но это тема отдельного разговора. Однако содержание большинства информационных программ, даже на ведущих телеканалах, оставляет желать лучшего. Форматы ток-шоу уже многим, если не всем, набили оскомину. Порой превратились в балаган. Мало в СМИ, к сожалению, просветительских программ и качественной аналитики, связанной с Украиной.
-А как вы относитесь к нынешним харьковским властям, например, к
Г. Кернесу?
-С одной стороны, Геннадий Адольфович немало сделал для развития Харькова за последние годы в сфере ЖКХ, даже в нынешних условиях сильной экономической деградации. С другой — он причастен к некоторым темным сторонам общественной жизни, мутной остается его роль в судьбе нациста А. Билецкого, нынешнего депутата Верховной Рады, командира тербата «Азов». Думаю, в свое время народ оценит роль и позицию Кернеса в 2014-м. Не сомневаюсь, что Г. Кернес и экс-губернатор М. Добкин — противники национализма, нацизма, бандеровщины. Они хорошо помнят трагедию Дробицкого Яра, где немецкими нацистами и их пособниками были уничтожены от 20 до 30 тысяч харьковских евреев. Но есть у нас к ним и другие вопросы.
Возвращаясь к основной теме нашей беседы, отмечу, что многие жители юго-востока во время «Русской весны» надеялись на помощь России. В условиях развязавшейся войны на Донбассе казалось, за оружие возьмутся и жители других областей. Но все вышло совсем иначе.
Среди харьковчан, находящихся в теперешней оккупации, не все смелы, не все имеют принципиальную идеологическую позицию. В такой модели поведения нет новизны. Требовать, чтобы мирные граждане сейчас вышли против хунты с вилами — некорректно. Но есть и «что ответить тем, кто из безопасного далека обвиняет оккупированных в приспособленчестве и едва ли не пособничестве фактическим оккупантам. Скажу просто: голубчики, а вы не пробовали боксировать с толпой головорезов в одиночку? Да еще и со связанными руками?» Так говорит один одесский журналист, и я с ним солидарен. Следует помнить, что и Харьков (первым), и Одесса, и Мариуполь с голыми руками выходили против вооруженных укронацистов.
И потом: раскол произошел не только в политической и экономической сферах. Он разрезал семейные и родственные узы по обе стороны границы, что называется, по живому.
К сожалению, в современном мире, оказывается, можно запросто отречься от своих корней, истории, традиций. В угоду личным, корыстным, меркантильным или иным сиюминутным целям. Выяснилось, что с помощью определенных манипуляций несложно из русских людей делать нерусь. Это неожиданно, ново, странно и порой страшно. Но теперь мы это знаем, а значит, вооружены.
— Спасибо за беседу.
Её вел Геннадий Алехин.
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.