Главная / Новости / Э.Каменир: Три поколения — три социальных протеста

Э.Каменир: Три поколения — три социальных протеста

                   С момента воссоздания Израиля прошло 63 года и вроде бы это период недостаточен для появления трёх поколений израильтян, если поколением считать 25 лет. Но Израиль страна особенная во многих отношениях и в этом тоже. Если вы прибыли в страну в возрасте 5 лет и прожили в ней 20 лет, то вы уже и есть поколение.

 В Израиле, расположенном во враждебном окружении, борьба за выживание является приоритетным направлением деятельности всех правительств, отодвигая на периферию другие общественные интересы. Но такой подход  не может длительное время  оставаться без последствий.

Первый звонок раздался уже  в 1959 г, когда  в знак своего бедственного положения репатрианты, подняв марокканский флаг в трущобах хайфского Вади-Салиб, громили магазины, поджигали автомобили. В последующие годы протесты  выходцев из  арабских стран, ощущавших себя гражданами второго сорта, прокатились в кварталах Иерусалима (Мусраре), Бэр-Шевы (Шхуна Гимель), Тель-Авива (Атиква). Но все эти очаги не были связаны собой и не образовали единую цепь событий.

Первый поколенческий  протест. Первый социальный протест, прокатившийся по всей стране, начался через 23 года после воссоздания государства. На авансцену вышло первое поколение израильтян, проживающих в молодой стране. В начале 1971 года группа выходцев из арабских стран из одного из беднейших кварталов Иерусалима, и еще несколько десятков их товарищей из других мест, позаимствовав название у афроамериканских «Черных пантер», стали инициаторами  протеста. Это вызвало такой резонанс в обществе и на международной арене, что до сих пор  рассказы про  «Черные пантеры» окрашены эмоциями.

Вдохновлённые этими людьми тысячи израильтян вышли на митинги, что бы  заявить  о политической дискриминации, культурной отчуждённости, экономическом неравенстве и социальной  несправедливости. Радикальные, а иногда и агрессивные, призывы и действия «Черных пантер», против ашкеназийской элиты, только ещё резче подчёркивали их этническую основу.* (14.03.1972 г.- несколько активистов, угнав из богатого квартала грузовик с молоком, раздали его в бараках Кирьят Ювель; 18.04.1973 г — молодые семьи захватили новый дом в Тель-Авиве и новые дома в Бат Яме).

Для изучения реального положения дел была создана комиссия, которая проработала два  года. В конце июня 1973 г  руководитель комиссии д-р И. Кац, представил Премьер-министру Г.Меир отчет, о бедственном положении выходцев из Азии и Африки и об отсутствии в стране  целенаправленной социальной политики. Премьер-министр отказалась  принять выводы комиссии.

Протестные действия сефардской бедноты были  элементом израильской жизни  вплоть до войны Судного дня (октябрь 1973 г). В конечном итоге, последствия протеста подспудно катализировало переход  власти в мае 1977 г к  правой партии “Ликуд”, более 75% избирателей которой были выходцы из восточных общин.

Второй поколенческий  протест. Он только зарождался, первые его симптомы появились в1990 г, когда начался протест медицинских работников. Летом того же года в ряде израильских городов возникли палатки молодёжи, требовавших  жилья  и социальной справедливости. Но два, неожиданно возникших, обстоятельства мирового масштаба сбили волну зарождавшегося нового поколенческого протеста:
— массовая алия из бывшего СССР;
— многонациональные силы во главе с США начали войну с Ираком, во время которой на израильские города посыпались иракские Скады.

С прибытием сотен тысяч олим из СССР в Израиле пришлось решать проблему обеспечения их жильём. Она поглотила и требования о жилье молодёжи. Кроме того, с массовой алиёй на рынке труда появилась дешёвая, высокообразованная рабочая сила для различных секторов народного хозяйства. В частности, в медицине абсорбция  врачей позволила получить практически дармовых  работников, что, естественно, уменьшило нагрузку на медицинский персонал больниц и облегчило условия их работы. Наверняка последствия этих протестных настроений и неудовлетворённость алии абсорбцией сыграли свою роль в переходе власти к партии «Авода» после выборов 1992 г.

Третий поколенческий протест. Третий поколенческий протест, символом которого стали палатки в бульварах и скверах израильских городов лета 2011 г, как и второй, начался в сфере здравоохранения и жилья. Теперь уже понятно, что развитие, зарождавшегося в начале 90-х годов протеста в здравоохранении, было приостановлено принятием на работу в больницы тысяч врачей из бывшего СССР, которых заставили трудиться  на рабских условиях без достойной оплаты. Сегодняшний протест ординаторов — это тот отсроченный на 20 лет протест и суть его — не более чем несогласие работать на условиях, на которых работали врачи-репатрианты в 90-х годах.

В основе нынешнего социального протеста кроме экономических и социальных причин есть ещё политические и психологические. Поэтому недовольство выражает различные группы граждан: средний класс и студенты, матери-одиночки и пенсионеры, анархисты и коммунисты. Как и при первом  протесте, для аккумуляции требований правительство создало комиссию. Как и все другие депутаты, получившие место в Кнессете по спискам,  русскоязычные депутаты, на это решение откликнулись своими филиппиками, которые  потрясают своей философской глубиной. Депутат от коалиционной партии (её генсек): «Чего ждать комиссию и так всё понятно, мы уже подали программу, там всё уже намечено, её и надо принимать».

Депутат от  молчащей оппозиционной партии: «Нечего ждать чего-нибудь хорошего от этой комиссии, ведь это её руководитель  предложил известную всем программу «Висконсин». В том же духе много чего наговорили и другие депутаты.В отличие от первой комиссии, новая подготовила отчёт уже через два месяца работы. Её руководитель проф. М.Трахтенберг в конце сентября 2011г подал Премьер-министру Б.Нетаниягу отчёт. Признав справедливость требований,  комиссия предложила  пути удовлетворения части из них. В отличие от непринятого правительством отчёта 1973, этот отчёт правительством принят для реализации. Так что есть надежда на некоторые позитивные изменения. Но коренные проблем общественного развития Израиля от этих решений не исчезнут, а без их учёта новый социальный протест грянет непременно.

Лидеры нынешнего протеста профессионально образованные люди уже с опытом работы.

Послушав их выступления, почитав их посты, понимаешь, что их требования касаются основ общественного развития, их видение экономических и политических  проблем  современного Израиля и предлагаемых путей решения  далеко выходит за рамки обычного обывательского формата. На этом фоне высказывания русскоязычных депутатов, как от коалиции, так и от оппозиции, по этим же вопросам представляют собой непрерывные потоки сознания и выглядят как пещерное понимание общественного развития. Но самое главное появляется недоумение, почему те, кто понимает проблемы и предлагает пути решения, поселился в палатке, а те, кто  без  понятия и охраняет статус-кво, сидит в Кнессете. Это ли не яркое свидетельство необходимости безотлагательного изменения  израильских выборных процедур и политических институтов.

Не знаю понимают ли лидеры историческую значимость своих действий или только наслаждаются своей молодецкой силой. Если понимают, то добьются изменений, если нет, то просто останутся одним протестом среди других.

  И ещё малюсенькая ремарка. Лидерами первого протеста были выходцы из сефардской бедноты, лидеры нынешнего протеста – выходцы из благополучных ашкеназских семей. Круг замкнулся?

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан