Главная / Новости / Мнение профессионала.  ХАМАС пытается использовать Египет, Иран и Турцию

Мнение профессионала.  ХАМАС пытается использовать Египет, Иран и Турцию

 

Подполковник запаса военной разведки Алон Авьятар, разрабатывавший стратегический план борьбы с ХАМАСом, ответил на вопросы о ситуации в секторе Газы и террористической организации ХАМАС и о совещание в Каире, на которое ХАМАС возлагает большие надежды

 

С какой целью лидеры ХАМАС направляются в Каир на совещание?

 

На встрече будут участвовать все руководители ХАМАСа, египетские представители и Мухаммад Дахлан. Хочу напомнить, что несколько месяцев назад состоялась похожая трехсторонняя встреча и была заключена сделка. Но за минувшее время стороны не торопились с выполнением обязательств, и сделка выполняется слабо. Египтяне остались недовольны тем, как ХАМАС выполняет обещание по содействию в борьбе с террористами на Синайском полуострове. ХАМАС, в свою очередь, ожидал от Египта большей помощи в социально-экономической сфере, нежели получил. Поэтому совещание в Каире призвано обновить условия соглашения и придать импульс его выполнению.

 

Какова в данный момент роль Ирана?

 

Египет очень обеспокоен сближением между ХАМАС и Ираном в последние недели. Процесс сближения осуществляет руководство ХАМАС в секторе Газы, которое возглавляет Яхья Сануар. Египетская сторона считает, что это сближение, сотрудничество в вопросах поставок оружия в Газу и перевода денег из Ирана для ХАМАС противоречит интересам Каира. Египет намерен оказать давление на ХАМАС в этом вопросе.

 

В предстоящем совещании будут ли учитываться интересы Израиля?

 

Египетская сторона постарается направить ХАМАС в сторону сохранения затишья в сфере безопасности. Израиль быстро строит сейчас заграждение вдоль границы сектора Газы, и ХАМАС нервничает по этому поводу. Скорее всего, Каир передаст израильское послание и призовет боевиков не идти на эскалацию напряженности в сфере безопасности.

 

В свое время сделка ХАМАС с Дахланом не могла не вызвать удивления. ХАМАС в свое время изгнал Дахлана из сектора Газы.

 

Тут мы немного возвращаемся назад, но, действительно, это соглашение застало всех врасплох. Дело в том, что у Дахлана и ХАМАС совпали интересы, у них есть общий противник, и это Махмуд Аббас (Абу Мазен). Обе стороны увидели общую цель, и они заинтересованы создавать новые и новые препятствия для Аббаса. ХАМАС также ждет от Дахлана выступить в роли посредника в сфере улучшения экономической обстановки с помощью Египта. Дахлан за это получит возможность вернуться в сектор Газы со своими людьми.

 

Есть также личный аспект. Мухаммад Дахлан и Яхья Синуар вместе выросли в лагере беженцев в Хан-Юнесе, в одних переулках. Несмотря на острый конфликт между Дахланом и ХАМАСом, у них остались личные отношения.

 

Но интересы все равно остаются на первом месте. Никто не гарантирует, что договоренности будут работать длительный срок. ХАМАС сейчас пытается с помощью разных средств сотрудничать с Ираном, с Египтом и даже Турцией ради усиления военного потенциала и облегчения гуманитарного положения в секторе Газы, в первую очередь, с помощью открытия пограничного перехода в Рафиахе и получения электричества из Египта.

 

Вы упомянули Турцию. Арабская пресса сообщала, что Турция очень недовольна контактами ХАМАС с Египтом и тем, что хамасовцы не спросили мнения Эрдогана по этому поводу.

 

Да, конечно, Турция в ярости. В настоящее время между Анкарой и Каиром идет острая борьба за влияние. Уже десять лет, с тех пор, как ХАМАС захватил власть, турки пытаются стать господами в секторе Газы, и это привело к столкновению с египтянами. Турция в ближневосточном регионе вмешивается везде, где действует Египет, и наоборот. Это противоборство двух империй.

 

Помимо этого, у Турции есть еще один повод для вмешательства. Махмуд Аббас две недели назад оказал сильное давление на турецкое руководство и призывал их помешать сделке между Дахланом и ХАМАС, заключенной с помощью Египта.

 

В таких условиях насколько серьезны шансы нового совещания на выработку долгосрочного соглашения?

 

Трудно сказать. Есть много противоречивых интересов. Есть элементы в ХАМАС, например, Халид Машаль, выступающие против власти Яхьи Синуара, поэтому тут много внутренних конфликтов и внешнего давления.

 

Но заинтересован ли ХАМАС в затишье, или готов в ближайшее время начать новую войну с Израилем?

 

Это сложный вопрос, но, скорее всего, в ближайшее время ХАМАС постарается сохранить текущее положение. Вместе с тем, группировка изо всех сил наращивает военный потенциал, и не для обороны. Они намерены сохранить возможность вести вооруженную борьбу. Попробует ли ХАМАС спровоцировать новый конфликт в течение года? Может, да, а может, нет. Это зависит, в том числе, и от нас. Я могу осторожно предположить, что ХАМАС планирует в ближайший год не провоцировать эскалацию напряженности, но многое зависит от того, какой будет ситуация в Газе. В случае резкого ухудшения экономического и гуманитарного положения нельзя исключить вспышки насилия.

 

Не потребует ли Иран от ХАМАС начать такую войну?

 

Это одно из соображений. Иран, выдавая деньги, будет настаивать на действиях против Израиля, это ясно и нам, и египтянам. Приходится учитывать, что, в случае успеха восстановления тесных отношений между иранским режимом и ХАМАС, риск эскалации напряженности резко увеличивается.

 

Как вы считаете, не ввел ли Мухаммад Дахлан в ситуацию новых игроков из Персидского залива? Он много времени проводит в ОАЭ.

 

Да, Дахлан доставляет в сектор Газы деньги из Персидского залива и открывает этим странам двери в регион.

 

То есть, обстановка дополнительно осложняется появлением новых игроков со своими интересами.

 

Совершенно верно. Появляются новые игроки на карте.

=================================

Подпись под снимком: подполковник запаса Алон Авьятар

Фото ПНБ

Материал подготовлен пресс-службой проекта ПНБ

pnbs.co.il

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан