Новым репатриантам нужно быть готовыми к тому, что в банке попросят подтвердить происхождение средств на счету
Хотите перевести деньги или снять сумму выше обычной?
Приготовьтесь предоставить банку подробные объяснения и доказательства того, что вы не намерены нарушать закон.
Вот случай Ури, клиента одного из коммерческих банков.
Решив поменять старую машину на новую, он намеревался снять со счета около 50 тысяч шекелей. Несмотря на то что он обратился в свое отделение своего банка и попытался снять деньги с собственного счета, где было достаточно средств, в просьбе было отказано.
«Если вы хотите снять такую сумму, то предъявите договор с автосалоном, подтверждающий приобретение машины», — сказала кассир. Обращение к руководству банка ситуации не изменило.
Аналогичный случай произошел с М., который пытался провести банковский перевод на счет своей дочери, чтобы помочь ей в оплате аренды квартиры.
Сотрудник банка поинтересовался:
«Зачем вы переводите деньги?»
M. не сразу понял суть вопроса, но объяснил.
Клерк попросил представить копию договора аренды. Поскольку оставалось мало времени для оплаты аренды и М. опасался, что его дочь пострадает, он предпочел не жаловаться и направил в банк копию договора аренды.
В последние два года подобных случаев стало так много, что справедливо говорить о существенном изменении правил игры в отношениях между клиентом и банком.
Жесткие, порой сомнительные требования банков о получении личной и деловой информации о деньгах, их происхождении и назначении нередко приводят к абсурдным ситуациям, затрудняющим клиентам ведение счета.
Почему это происходит?
Часто можно услышать, что за провалы банков расплачиваются клиенты — повышением процентных ставок и комиссионных. Даже когда банки нарушают закон и их хватают за руку — платит клиент.
По словам Слуки, нет никаких сомнений в том, что в последние годы наблюдается сильнейшее размывание прав потребителей, банки очень агрессивно работают с ними. Эксперт приводит такой пример: «Клиент банка попросил выдать ему 30 тысяч шекелей наличными, на счету было достаточно денег. Банковская служащая потребовала сообщить, для какой цели он снимает эту сумму. Тот сообщить отказался. Тогда было заявлено, что денег он не получит. Так как выбора не оставалось, мужчина сообщил, что планирует ремонт дома. Но услышал в ответ, что выдавать наличность на подобные цели запрещено. В итоге руководитель отделения банка предложил клиенту перейти дорогу в пункт обмена валюты и там обналичить чек».
Кроме того, многие частные клиенты, которые возвращаются в Израиль после длительного периода пребывания за рубежом, должны пройти серию опросов и проверок, представить документы и подтверждения, чтобы получить согласие банка на «импорт» средств, накопленных за время работы за рубежом. То же касается новых репатриантов, которые должны объяснить происхождение своих средств.
Правозащитники полагают, что, если дело так пойдет и дальше, то израильтяне вновь начнут хранить наличность под матрасами.
Или хранить деньги в зарубежных банках.
В свою очередь в финансовой системе в подобную перспективу не верят:
деваться клиентам особо некуда, поэтому они будут вынуждены выполнять «любой каприз» банков.


«…В свою очередь в финансовой системе в подобную перспективу не верят: деваться клиентам особо некуда, поэтому они будут вынуждены выполнять «любой каприз» банков».
Эта цитата — ключ к пониманию ситуации.
Это тупость чиновников, их проигрыш в извечном споре между государственной системой управления и живой общественной жизнью. «…Я князь Григорию и вам фельдфебеля в вольтеры дам. Он в две шеренги вас построит, а пикните — так мигом успокоит…». Известная классика. Правящему горе-аппарату не известна, их интеллекту недоступна. «Кинули на культуру» ефрейтора в юбке, но с генеральской зарплатой. В ответ получили плевки, издевательства и насмешки. Престиж упал. Здесь тот же посыл: зажать, застращать и командовать. Для чего? Удержать всё в руках, и чтобы не рыпались без нашего разрешения. Так делали «до исторического материализма», как говаривал Остап Бендер. Сейчас не проходит. Общество всё равно их обманет. Это мы знаем по Союзу. В итоге — развал. Они идут по дороге, в конце которой «плаха с топорами». Туда им и дорога.