25.08.2009
Нескончаемые скрипачи на полотнах Марка Шагала,
мюзикл «Скрипач на крыше»,
всемирно известные виртуозы Давид Ойстрах и Ицхак Перлман…
Представление о том, что евреи — народ скрипки, так прочно укоренилось в массовом сознании, что редко задумываются:
почему именно этот инструмент стал своего рода символом еврейского народа?
История происхождения скрипки до сих пор до конца не выяснена. Напоминающие современную скрипку струнные инструменты встречаются в музыкальной культуре самых разных народов.
Предшественник современной скрипки — виола — появилась в XV веке в Испании.
Скрипка же современного типа была изобретена в Италии в XVI веке — вскоре после переселения туда части испанских евреев.
«Похоже, скрипка имеет не итальянское, а еврейское происхождение», — считает нью-йоркская скрипачка Моника Хаджетт.
В последние десятилетия такая точка зрения получила распространение в музыкальных кругах. Первым идею еврейского происхождения скрипки подал исследователь из Белфаста Роджер Прайор. Он обратил внимание на то, что после изгнания евреев из Испании там не встречается упоминаний о скрипке, однако в это же время инструмент получил широкое распространение в Италии, куда бежала часть испанских евреев. По мнению ученого, это может служить доказательством связи еврейского народа со скрипкой.
Научное расследование Прайора началось издалека: со времен английского короля Генриха VIII.
В 1983 году Прайор исследовал личность таинственой Смуглой дамы (Dark Lady), упомянутой в нескольких сонетах Шекспира. Ее прототипом считают женщину по имени Эмилия Бассано. Обратив внимание на сходство литературных приемов в описании Смуглой дамы и еврея Шейлока из пьесы «Венецианский купец», ученый задумался, не могла ли Бассано — прообраз Смуглой леди — быть еврейкой. Прайор начал изучать ее биографию и с удивлением обнаружил, что члены семьи Бассано служили в придворном оркестре короля Генриха VIII.
Генрих VIII решил пригласить в Лондон итальянских музыкантов, чтобы придать блеск своему двору. В 1540 году перед ним предстали шестеро скрипачей. Прайор предполагает, что большинство из них были испанскими или португальскими сефардами, бежавшими в Италию.
«У меня нет точных доказательств, но мне кажется, что музыканты были евреями», — говорит Прайор.
Косвенным подтверждением еврейского происхождения музыкантов может послужить история заключения под стражу неких скрытых евреев, произошедшая во время правления того же монарха. Прослышав о том, что некие португальские марраны (евреи, насильственно обращенные в христианство) продолжают тайно исповедовать иудаизм, Генрих VIII приказал посадить их в тюрьму. Благодаря этому поступку король надеялся снискать расположение императора Карла V. Посланник императора в Англии одобрил аресты, но тут совершенно неожиданно за осужденных вступились сестра Карла, а также король Португалии, и в конце концов «тайные евреи» были отпущены на свободу.
По косвенным намекам в переписке монархов и их приближенныхПрайор сделал предположение, что попавшие в Тауэр марраны и были теми самыми придворными скрипачами.
Действительно:
двое тайных евреев успели умереть в тюрьме, не дождавшись освобождения, и завещание одного из них в качестве свидетелей подписали четверо музыкантов королевского двора.
Из этого документа Прайор узнал, что сам умерший и по меньшей мере один из свидетелей-музыкантов носили еврейские фамилии. По-видимому, концы таинственной истории сходятся: разоблаченные тайные евреи и были теми самыми придворными скрипачами.
У Прайора есть и другая гипотеза в подтверждение того, что скрипка — еврейский инструмент. По мнению ученого, основанного на анализе их фамилии, итальянская семья Амати — знаменитые изготовители первых скрипок — возможно также еврейского происхождения. Скрипки и виолончели Амати отличаются изысканной формой и бесподобным звучанием. Учеником Амати был прославленный скрипичный мастер Антонио Страдивари.
Однако точку зрения Прайора можно и оспорить, замечает музыковед Александр Кнапп из Лондонского университета: «Виола была известна в Италии и в других регионах Европы и до изгнания евреев из Испании. Нельзя утверждать, что этот инструмент появился в Испании, а затем был перевезен в Италию».
Но даже если еврейский народ и нельзя назвать изобретателем скрипки, евреи славятся своими скрипачами.
Среди знаменитых композиторов и исполнителей XVIII-XIX веков — Соломон Росси, Йозеф Йоахим, Фердинанд Давид, Генрих Венявский и Фриц Крейслер; XX век подарил миру Яшу Хейфеца, Давида Ойстраха и Мишу Эльмана, а из известнейших скрипачей современности можно вспомнить Ицхака Перлмана, Шломо Минца, Пинхаса Цукермана, Гила Шахама, Джошуа Белла, Хагая Шахама, а также Владимира Спивакова и Максима Венгерова.
«Скрипка всегда была еврейским инструментом, — убежден израильский скрипач Вадим Глузман. — Надеюсь, меня не сочтут шовинистом, но это факт: большинство величайших скрипачей были евреями. Я чувствую себя следующим звеном и ощущаю на своих плечах груз поколений».
Откуда такая глубокая привязанность именно к скрипке? Популярна легенда о том, что евреи, будучи кочевым народом, и музыкальный инструмент выбрали компактный. Но почему тогда, к примеру, не флейту?
Флейта не могла так пленить еврейскую душу, как скрипка, говорит профессор Кнапп:
«Струнные музыкальные инструменты источают силу и страсть, они мгновенно берут за сердце».
«Сила и страсть» вообще очень характерны для еврейской музыки, считает израильский скрипач Хагай Шахам. Поэтому столь привычный клезмерам кларнет все-таки не прижился среди большинства еврейских музыкантов. «Скрипка — куда более сложный инструмент и намного более универсальный, — говорит Шахам. — К тому же, в оркестре гораздо больше скрипачей, чем кларнетистов. Так что скрипачу легче найти заработок».
В начале XX века скрипка (наряду с шахматами) становилась для еврейских детей в Восточной Европе одной из немногих возможностей сделать успешную карьеру.
«Быть принятым в Петербургскую консерваторию означало получить пропуск в большой город. Так что скрипка стала инструментом надежды, — рассказывает Вадим Глузман. — Все эти музыканты-вундеркинды — Миша Эльман, Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Натан Мильштейн — были единственной надеждой своих семей».
Это превратилось в своеобразное соревнование, добавляет он:
каждая еврейская мама считала своим долгом отдать ребенка учиться играть на скрипке — иначе она бы оказалась хуже соседки.
Так, благодаря присущему евреям духу конкуренции, инструмент вошел в их повседневную жизнь.
В знаменитом американском мюзикле «Скрипач на крыше», поставленном по повести Шолом-Алейхема, герой, Тевье-молочник, рассуждает: «Скрипач на крыше – звучит безумно, не правда ли? Но здесь, в деревне Анатовка, каждый из нас, можно сказать, скрипач на крыше, пытающийся извлечь приятную, простую мелодию, и не сломать при этом шею».
«Как мы сохраняем равновесие?» — задается риторическим вопросом Тевье.
И тут же сам себе отвечает:
«Традиции! Без наших традиций жизнь была бы шаткой,
как… как скрипач на крыше!»
Яна Савельева
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com
ТЕПЕРЬ, МЫ МОЖЕМ НАСЛАЖДАТЬСЯ ЕЁ ГОЛОСОМ !!!-) 😉
😎
О, я не прочитал фамилии автора! Извиняюсь. Тогда господин Барласов А.М. поймет меня: скрипка — инструмент для выражения чувств еврейского сердца. Страданий и радости,печали бытия и надежды. Песнь духа ,полоненного землей. А.Р.
Полноте, любезный друг, нет никакой нужды в извинениях. Наоборот примите искреннюю благодарность за ободряющие меня комментарии. Вы очень точно связали смычок и дух этих людей, рождающих красоту звуков. С почтением, Александр Барласов
Э-э! Сколько еще не упомянуто в этой милой,доброй статье,спасибо автору от души! Добавляйте! Вот и сообщение о Менухине — ценно!
В статье не упомянут Иегуди Мену́хин (англ. Yehudi Menuhin, 22 апреля 1916, Нью-Йорк — 12 марта 1999, Берлин) — американский скрипач и дирижёр.
Сын раввина Мойше Менухина (первоначально Мнухина), уроженца Гомеля, и Маруты Шер, уроженки Ялты. Начал заниматься музыкой в три года. Первоначально занимался под руководством Луиса Персинджера, затем учился в Европе у Джордже Энеску и Адольфа Буша. Первый сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско дал в 7-летнем возрасте. С перенапряжением выступал во время Второй мировой войны перед войсками союзников, дал свыше 500 концертов. В апреле 1945 года вместе с Бенджамином Бриттеном выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен.
Как знак примирения, дал в 1947 году в послевоенной Германии концерт с Вильгельмом Фуртвенглером, обвинявшимся в своё время в сотрудничестве с гитлеровским режимом.
В 1945 году стал первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны, для исполнения двойного концерта Баха совместно с Давидом Ойстрахом.
С 1959 года жил в Великобритании, в 1962 году создал в графстве Суррей Школу Иегуди Менухина.
В 1970 году стал гражданином Швейцарии. Музыкант классического репертуара, Менухин в 1980-х годах записал несколько джазовых композиций вместе со Стефаном Грапелли, несколько концертов восточной музыки — с ситаристом Рави Шанкаром.
В 1977 году вместе со скрипачом-любителем Яном Струцкером реализовал благотворительный проект «Живая музыка сейчас».
В 1985 году принял подданство Великобритании.
В 1983 году основал в графстве Кент фонд Иегуди Менухина в поддержку молодых музыкантов. Выступал до преклонных лет:
в 1990 году с Молодёжным оркестром Азии, британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером и группой молодых исполнителей из стран Азии проехал с концертным турне по Японии, Тайваню, Сингапуру и Гонконгу.
В 1997 году Иегуди Менухин прислал приветствие Международному Дельфийскому совету с такими словами: «Я не могу представить себе более ценной модели духа соревнований друг с другом, чем модель греков. Они помещали утонченность тела, разума и духа на неделимый алтарь жизни».
Среди известных учеников музыканта — Дэниэл Хоуп.
Умер Менухин в Берлине 12 марта 1999 года.
[По материалам Википедии]