Главная / Новости / Помогают ли мандаты от ракет?

Помогают ли мандаты от ракет?

Политические игры оставили жителей Севера без защиты

Нетаниягу не может допустить реализацию программы, которая получила имя Либермана. Его политические амбиции находятся гораздо выше интересов безопасности тыла. Даже в свете новой угрозы, возникшей после ликвидации Касема Сулеймани.

Поманили и отняли

Программа по защите Севера была главным достижением последнего действующего правительства. Того последнего, предшествовавшего правительствам временным, с ограниченной ответственностью.

В июле 2018 года утвержденную программу еще не называли программой Либермана. Тогда это была жизненно-необходимая инициатива министра обороны, которую поддержала парламентская комиссия по иностранным делам и обороне. Для жителей северных городов Израиля она стала, хоть и запоздалым, но долгожданным проявлением заботы правительства. Размах программы (на нее выделялось пять миллиардов шекелей – сумма беспрецедентная) свидетельствовал о серьезных намерениях и внушал большую надежду, особенно в свете надвигающейся угрозы из Сирии и Ливана.

«Программой Либермана» ее стали называть лишь в сентябре минувшего года и при весьма неординарных обстоятельствах.

Когда угроза ракетных обстрелов Севера перешла из стадии потенциальной в реальные сирены тревоги, неожиданно выяснилось, что большая надежда северян находится в стадии глубокой заморозки, и от намеченных миллиардов до места назначения дошли лишь считанные проценты. 

«Что в имени тебе моем?» 

Основная сумма удерживается чиновниками Минфина, которые видят в торможении любого процесса свою сверхзадачу. Именно тогда, в предвыборной вакханалии, Нетаниягу и Беннет решили, как принято в Израиле выражаться, «поймать тремп». Они предприняли попытку свалить вину за незащищенный Север на бывшего министра обороны. Дескать, не довел дело до конца, а мы ему доверяли… Но ситуация вернулась к ним бумерангом в тот же день. 

Во-первых, глава регионального совета Шломи  Габи Неэман открыто заявил, сославшись на источники в армии, что программа по защите Севера отменена из-за того, что она целиком и полностью является инициативой Либермана. Учитывая политическую ситуацию в стране на тот момент, никаких оснований усомниться в искренности Неэмана (кстати, ликудника) не было. 

Для удовлетворения своих политических амбиций Нетаниягу мог поставить на карту все, что угодно. Безопасность северного тыла для него не являлась исключением. Главное – не допустить реализации программы, которую инициировал Либерман. Повторюсь, на тот момент программа еще не носила имя бывшего главы оборонного ведомства.

В-вторых,  СМИ (особенно местные, распространяемые на Севере) с особым вниманием отнеслись ко всем подробностям нереализованной программы. Развернутое интервью дал 13 сентября порталу «Mynet Крайот» полковник Голан Вах – глава отдела защиты Управления тыла и один из авторов упомянутой программы. 

«Разработка программы по защите Севера началась в 2017 году по инициативе Авигдора Либермана. Я человек далекий от политики, никого не поддерживаю. Защита тыла была важна многим министрам обороны. Я работал и с Буги Яалоном. Защита образовательных учреждений на Голанских высотах – это его заслуга. Но настоящую революцию в подходе к защите тыла провел Либерман,» – заявил тогда полковник Вах. 

После этого за программой окончательно закрепилось ее полное имя: «Программа Либермана по защите Севера». Как говорил Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». В попытке присвоить себе чужие заслуги, Нетаниягу и Беннет огребли от граждан по полной за свою дифференцированную заботу о безопасности. 

От себя лично могу добавить еще кое-что. Ни один брифинг для военных корреспондентов, которые проводил Либерман с определенной периодичностью, не проходил без упоминания вопроса о незащищенности Севера от ракетных обстрелов. В любом контексте всплывала эта тема. Будь то бюджет Минобороны, ракетные войска или стратегический потенциал «Хизбаллы». Она проходила лейтмотивом на брифингах и, как выяснилось, не только там. 

Хотели как лучше…

И еще: в том же сентябре выяснилось, что это не просто цифра в пять миллиардов шекелей, а подробный план поэтапного обеспечения защиты тыла, рассчитанный на реализацию в последующие десять лет. С разделением на географические зоны и объекты стратегических приоритетов.    

Бюджет делится из расчета в 500 миллионов шекелей в год. Большая часть суммы предназначена для усовершенствования существующих защитных помещений, строительства новых  в общественном секторе и субсидирования в частном.

 Для справки: в частном секторе строительство защитного помещения, которое отвечает установленным стандартам, обходится в 100-120 тысяч шекелей. Дорогое удовольствие, но государство должно было начать субсидировать такие проекты и, что не менее важно,  не облагать эти помещения налогом на благоустройство (арноной). 

Более того, ввели еще ряд административных рычагов для быстрейшей реализации планов. Так, например, было установлено, что для строительства защитных комнат достаточно согласия 60% жильцов, а не 75%, как положено в других случаях. 

 

Отдельная часть программы – защита медицинских учреждений. Думаю, здесь комментарии не требуются. Значение беспрерывного функционирования больниц в зоне военных действий трудно переоценить. Еще одна, не менее важная составляющая программы – это затраты на разъяснительные мероприятия. Вспомните, как мы легкомысленно вели себя во время Второй Ливанской и первых ракетных обстрелов из сектора Газы. 

Я очень бегло пробежался по программе, которую разрабатывали профессионалы в течение многих месяцев. В данном случае важно то, что при ответственном отношении правительства к делу мы должны были находиться глубоко в процессе реализации планов. Но, к сожалению, находимся глубоко в другом месте.

Кубики вместо щита

Сейчас перед Нетаниягу стоит непростая задача. С одной стороны, совсем бездействовать нельзя. Когда вновь зазвучат сирены тревоги на севере (тут я настаиваю на слове «когда», а не «если»), нужно будет объяснять гражданам,  почему политические амбиции оказались выше приоритетов безопасности. А как объяснить и при этом не упомянуть Либермана? И чтобы опять бумерангом не прилетело? А если сирены зазвучат еще до выборов?

Времени на реализацию планов до выборов совсем нет. Уверяю вас, решение будет простым. Демонстративно засучив рукава, Нетаниягу направит временного министра обороны Беннета руководить установкой на улицах северных городов так называемых «кубиков» – бетонных сооружений, предназначенных для защиты граждан, которых сирена тревоги застала на улице. Это, конечно, не глобальная защита тыла, но будет что показать журналистам и, возможно, кому-то эти «кубики» спасут жизнь. И —  что гораздо важнее — могут отработать свои полмандата.  

Гольцекер

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан