Удивительная вещь – память. Я вспоминаю, и перед глазами будто оживают картинки прошлого: события, встречи. То, что хочется помнить всегда, и то, что хотелось бы забыть, вычеркнуть из памяти. Воспоминания живут, пока живу я. А если их передавать из поколения в поколение, то они обретают бессмертие.
В детстве я мечтала, что когда-нибудь изобретут эликсир бессмертия, и люди будут жить вечно. Конечно же, тогда я думала о близких, дорогих моему сердцу. Тогда мне не приходили в голову философские мысли о чудесах человеческой памяти, о духовном эликсире бессмертия.
В моей памяти сохранился образ обаятельного, веселого человека с прекрасным чувством юмора и бьющей через край энергией. Даже когда он был уже тяжело болен, его голос звучал бодро и необыкновенно молодо.
Но на этой фотографии лицо его очень серьёзно, даже трагично. Может, именно в этот момент он думает о создании памятника, монумента в память узников кишиневского гетто… или… Впрочем, обо всем по порядку.
Эпельбаум Наум Моисеевич (1 мая 1927 – 16 октября 2019), известный молдавский скульптор.
За свою долгую профессиональную деятельность он стал автором значимых культурных объектов по всей территории Молдовы. Вот их неполный список:
— Памятник в честь освобождения Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков (совместно с Л. И. Дубиновским, 1969).
— Монумент в память узников кишинёвского гетто (1991);
— Монумент в память жертв Кишинёвского погрома 1903 года (1993);
— Мемориальный комплекс «Жертвы фашизма» на месте расстрела евреев в Дубоссарах (1989);
— Памятник погибшим землякам в молдавском селе Кожушна (1961).
Самая известная его работа (совместная с заслуженным архитектором Молдовы Семеном Шойхетом) находится в Кишиневе на улице Иерусалимской в память об узниках кишиневского гетто.
Монумент в память об узниках кишиневского гетто.
Памятник представляет собой скорбную фигуру раввина с Торой в правой руке. А левая ладонь будто вдавливается в грудную клетку, словно пытаясь унять острую боль в сердце. Позади – стела, на которой надписи на румынском, русском и идише: «Мученики и жертвы кишиневского гетто! Мы, живые, помним о вас». В стеле зияет дыра в форме звезды Давида.
Монумент возведён в 1992 году по инициативе Ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей на средства И. Симиряна, ОЕК Молдовы, Еврейского агентства «Сохнут», ИКИЦ Молдовы.
В 2013 году памятник был осквернён — неизвестные нарисовали на памятной плите фашистскую свастику. В 2016 году, по инициативе председателя Еврейской общины Республики Молдова Александра Билинкиса, памятник был обновлён и благоустроен.
Памятник занимает скромное место. Здесь не текут людские потоки. Тихо и спокойно. Здесь просто была ТРАГЕДИЯ! На этом месте находились ворота, ведущие в кишиневское гетто. «Это помнит каждый камушек и каждый житель Кишинева», — сказал один из почитателей творчества Наума Моисеевича.
Статистика Холокоста: от 60.000 до 6 человек
В июне 1941 года в Кишиневе жило 60 000 евреев, включая беженцев. В начале войны тысячи евреев пытались бежать на восток. 16 июля 1941 года немецко-румынские войска оккупировали Кишинев. Сразу началось систематическое уничтожение евреев. В первые дни более 10 000 евреев были убиты на улицах и в своих домах подразделением Ейнзацгруппен «Д» и румынскими жандармами. Кишинёвское гетто было создано 25 июля 1941 года по распоряжению военного губернатора Бессарабии Константина Войкулеску. Почти всех не успевших эвакуироваться евреев Кишинёва и близлежащих местечек согнали в беднейшие кварталы города и обнесли район забором с колючей проволокой общей длиной 4 км. По разным оценкам в гетто оказалось от 9 до 13 тысяч евреев.
С 5 августа 1941 года для евреев Кишинёва было введено обязательное ношение на одежде жёлтой звезды. Был организован юденрат в составе 20 человек под руководством Гутмана Ландау. В гетто были созданы пекарни, больницы и аптеки. Все проживающие в гетто жили за счёт собственных средств. В гетто существовало организованное подполье, которое устраивало акты саботажа.
На 11 августа в гетто было 10 578 человек, затем численность заключённых увеличилась за счёт переселения евреев из окрестных населённых пунктов до 11 525 человек.
В течение двух дней почти 11 000 человек были переселены в развалины старого рынка. Вскоре после этого 500 евреев были уничтожены в близлежащем лесу. К концу июля немцы и румыны расстреляли в противотанковых траншеях еще 450 евреев. 4 октября 1600 человек, якобы, отправленные в вагонах на восток, были расстреляны сразу же после пересечения реки Днестр. В октябре началась депортация кишиневских евреев в лагеря Транснистрии. Депортация проходила в очень тяжелых условиях. Евреев гнали в основном пешком. Местное население грабило колонны депортируемых, убивало отставших. Последние партии вышли из гетто 25 и 31 октября 1941-го. Опустевшее гетто вновь было заселено евреями из других городов и местечек Бессарабии, но и они были депортированы в Транснистрию 21 мая 1942 года.
В 1942 году в Кишинёве оставалось всего 100 евреев, из них 99 — в гетто. Когда советские войска вошли в Кишинёв, выживших в гетто осталось 6 человек.
По дороге памяти…
Когда началась война, 14-летний Наум проживал с семьёй в городе Аккерман, где и родился (теперешний Белгород-Днестровский). Семья успела эвакуироваться до прихода немцев. Но кишиневские родственники спаслись не все. В память о них и в память о других погибших создавал свои памятники талантливый художник и скульптор.
Я благодарна своему однокласснику Михаилу, сыну Наума Моисеевича, за предоставленные фотографии эскизов памятника. Глядя на эти фотографии, я пытаюсь проследить, уловить ход творческой мысли автора и понимаю, что именно таким должен был стать этот монумент.
Идя по дороге памяти, дорогой Наум Моисеевич, Вы шагнули в бессмертие! Светлая память Вам и тем, память о ком Вы увековечили в своих творениях!
Татьяна Юлис
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com