За всю свою не маленькую жизнь я встречал немало людей хороших, плохих, интересных, вызывающих безразличие. Но впервые встретившись с этой женщиной, удивился ее энергичности и другим хорошим человеческим качествам. Меня в «Теплый дом» в Хайфе на улице Радак 17 пригласил старый знакомый, участник Великой Отечественной войны Борис Каган. Там я и познакомился с этой женщиной Анной Исааковной Гершкович, руководительницей этого собрания для пожилых людей.
Это было лет пятнадцать назад. Со временем я, чем больше узнавал о ней, все больше удивлялся. Всегда аккуратно одетая, всегда с улыбкой встречала она посетителей «Теплого дома». О работе этого, можно сказать, клуба, расскажу чуть ниже. Меня заинтересовала вся ее судьба.
Жизнь такая штука иногда бьет тебя молотком по голове, иногда гладит все по тому же месту, приговаривая: — «Ты молодец!» Родилась Анна в городе Шепетовка Проскуровской области (ныне Хмельницкой). Уже в 1938 году судьба подкинула «пилюлю» ее семье, арестовали и посадили в тюрьму ее отца Исаака Фишбейна, как «врага народа». Мама Фаина осталась с тремя детьми. Аня с братом Семой подбирались к зданию тюрьмы, ложились на траву и через забор пытались увидеть родного любимого папу. Иногда, когда заключенных выводили на прогулку, они замечали и его. По предложению мамы Аня написала письмо на имя Сталина с просьбой освободить невиновного отца, им ведь тяжело жить без него. Ответа не последовало. Уже через много лет, в конце восьмидесятых после ряда запросов им ответили, что Исаак Фишбейн был приговорен к расстрелу. Теперь реабилитирован.
21 июня 1941 года мама Фаина с двумя сыновьями поехала в Киев к врачу. Дочь в это время находилась в пионерском лагере, надеялась встретить здесь 24 июня свое одиннадцатилетие. Только, возвращаясь домой, мать узнала, что началась Великая Отечественная война, но не смогла доехать, так как дорога была перекрыта нацистами. Ехать за старшей дочерью означало подвергнуть опасности меньших сыновей. Вот что рассказывает сама Анна Гершкович.
— Уже после окончания войны мама поделилась своими воспоминаниями. Ей вместе с сыновьями удалось забраться на открытую платформу. Это был последний состав, двигавшийся на восток с оборудованием предприятия и сотнями семей его работников. С болью в сердце мама думала обо мне, ведь оставила любимую доченьку в пионерском лагере. Где она сейчас и что с ней? Из-за бомбежек поезд потерпел крушение, но мои дорогие родные остались живы, так как находились в середине состава.
Я вернулась из пионерского лагеря в Шепетовку. Меня привезли бывшие папины сослуживцы, а дома никого не застала. Пошла к матери дяди Гриши, мужа моей тети Сони. Она довезла меня до Киева, где жила эта тетя, мамина сестра. Вместе с ее семьей через многочисленные бомбежки доехали до города Арска Татарской ССР.
Все трудились, я не могла жить на их иждивении, мне было положено всего 150 граммов хлеба в день. Нашла работу. Была высокой для моих неполных двенадцати лет. Мне дали тачку, и я возила на ней землю. Все время думала о своих родных: маме, братиках. Где они, что с ними? Мне хотелось их поскорее увидеть.
Хорошо, что тетя Соня меня успокаивала, окружила такой заботой, что она стала для меня второй мамой, я ее так три года и называла. Мы отправили письма в Бугуруслан, куда стекались все сведения о беженцах. Каждый день заглядывала в почтовый ящик, не пришел ли ответ. Моя мама тоже посылала туда письма. Все же в 1943 году она меня нашла, и вскоре в Арск переехала вместе с сыновьями. Передать этот момент невозможно, мы все плакали и радовались, радовались и плакали. Оказывается, маму с детьми направили жить в Тамбов.
Далее Аня рассказала, что их настигла новая беда – сыпной тиф. Вначале заболела мать, ее положили в больницу, но и остальные подхватили эту заразу. Тысячи людей умирали в тылу от голода и болезней. Об этой жизненной трагедии сейчас мало вспоминают. Закончилась война и семью Фишбейн забрал к себе в Куйбышев дядя Гриша Гробер. В дружной не всегда сытой семье встречали они День Победы.
Здесь Аня Фишбейн окончила среднюю школу, поступила в Куйбышевский политехнический институт на факультет переработки нефти и газа. В 1954 году успешно его закончила. Молодого инженера вначале отправили в город Безенчук, через некоторое время ее вместе с мужем Левой Гессеном перевели в Нефтегорск. Затем ее направили в Нефтегазовое управление» «Богатовскнефть», нужно было осваивать новый объект.
Труд инженера-технолога, усердие, умение работать с людьми высоко ценило начальство Нефтеперерабатывающего комбината. И вот ее, женщину, назначают начальником цеха научно-исследовательских и научных работ нефтеперерабатывающего управления «Куйбышевнефть». Это было трудное поручение, но Аня вспоминала, как мама учила ее детей радоваться даже маленьким успехам, способу выживания в любых условиях, интеллигентности, но главное — доброте. Благодаря этим чертам, трудолюбию Анна Исааковна пользовалась огромным успехом в коллективе. Она была единственной женщиной
Аня в молодости
начальником данного цеха на данном предприятии.
21 год трудилась Анна Гнессен в этой должности. Это была важная и ответственная работа. Как отмечал один из руководителей этого предприятия: «Анну Исааковну отличала ответственность, обязательность, справедливость, верность, принципиальность, деловитость и знание своего дела». За все годы ее работы в цехе не было ни одного несчастного случая.
Руководство управления доверило Анне Исааковне Гнессен поехать в Москву на ВДНХ и выступить на совещании работников нефтяной промышленности СССР с докладом о работе ее цеха. Успешно справилось с этой задачей. Но беспокойная женщина решила поднять и более сложную проблему.
Дело в том, что исследование скважин проводили операторы ее цеха совместно с операторами транспортной конторы. И те и другие работали в одинаковых условиях, вредными для здоровья. Но ее операторы уходили на пенсию на пять лет раньше, чем коллеги из транспортной. Она добилась приема у руководства нефтяной промышленности Советского Союза. В результате все транспортники, выполнявшие подобные работы получили такую привилегию: уходить досрочно на пенсию.
В 1978 году ее коллективу было присвоено звание «Образцово показательный цех по научной организации труда». 9 работникам присвоено звание «Почетный нефтяник СССР», пятеро награждены медалью «Ветеран труда», в том числе и Анна Гнессен.
Проявилась и другая тропа вклада Анны Исааковны, ее нескончаемой энергии в улучшении жизни обитателей города. С 1960 года и до отъезда в Израиль она являлась депутатом городского совета. По ее настоянию на комсомольских свадьбах молодоженам небольшого городка вручали ключи от квартиры. Как ее там только не величали: Мать Тереза, легенда Нефтегорска, Женщиной мира. И не зря!
Одна из работниц ее цеха геолог Виолетта Селиванова пишет в своих воспоминаниях, что, когда она заболела, Анна Исааковна прислала ей в помощь несколько женщин, а когда родила сына, но не могла кормить его своей грудью, то организовала ей поставку специального молока для ребенка из Куйбышева за 100 километров от них.
Еще одно письмо, присланное в Израиль от мастера Александра Дробышева, он называл ее мамой Анной Исааковной. «Вы всегда были рядом с нами, с теми, кому трудно. Вы для всех нас находили подходящий ключик и, не жалея ни своего времени, ни сил, любыми способами умудрялись помогать людям в их нуждах».
Анна Исааковна Гнессен проработала в данной отрасли 32 года. В 1992 году вместе с мужем репатриировалась в Израиль, где уже с семьей жила ее дочь Линочка с мужем и Юленькой, ее внучкой. (Так она любовно называет своих детей, внуков и правнуков, да и многих друзей). Но все эти годы Анна поддерживала связь со своими коллегами. О ней продолжали печать в местной прессе. Несколько подруг посетили ее в Хайфе.
Мой характер не изменился.
Итак, Анна Гнессен оказалась в Израиле. Возраст пенсионный, но не могла она сидеть без дела. По специальности ее никто бы не взял, государство первое время помогало, но семье хотелось чувствовать себя свободнее. Нашла другую работу, мыла лестницы в подъездах, ухаживала за пожилыми женщинами. Как я уже в начале статьи сказал, что жизнь по-разному одаряет нас своими «подарками». Лева, ее муж, еще в России заболел, надеялись, что доктора Израиля помогут ему преодолеть невзгоды. Увы, через год после приезда Лева Гнессен умер. Горе, слезы, не передать состояние Ани в тот период.
Одна из ее пациенток Белла жила с мужем, но была очень больна, большую часть времени находилась в постели. Анна с мужем этой женщины Менделе подымали ее, водили по квартире, когда состояние Беллы было лучше, выводили на улицу, на прогулку. Но болезнь прогрессировала и года через два она скончалась.
Муж Менделе видел, как старательно по-доброму женщина ухаживала за его женой, единственной отрады в его жизни. Детей у них не было. Он с уважением относился к Анне, интересовался ее жизнью, проблемами, она понравилась ему, Менделе попросил ее остаться работать у него, помогать по хозяйству. Со временем влюбился и предложил переехать со съемной квартиры к нему. Зачем впустую тратить деньги? Она согласилась. Как положено, в раввинате оформили брак. Теперь она стала Гершкович. Анна познакомила Менделе с ее детьми, он стал к ним относиться с любовью, представляя будто это его дети.
И вновь беда. В 2006 году Сенечка, муж ее дочери Линочки, ехал с работы домой. В его машину попала ракета, он погиб. Через десять лет скончалась и дочь. Анна и сейчас со слезами на глазах вспоминает дорогих родных. Утрата за утратой. Десять лет она прожила с прекрасным добрым человеком Менделе, но пришло время ему уйти на покой.
Как погасить эти мрачные события, как остаться живой, действующей, той Анной Гнессен, которая жила в Нефтегорске? Пришла на помощь внучка Юленька.
– Бабушка, в твоем районе открывается, так называемый «Теплый дом». Там для пожилых людей нужно раз в неделю организовывать их досуг. Тебе социальные работники конкретнее подскажут, что необходимо делать. Ты не против7
— Попробую.
И попробовала. В этом году «Теплому дому» «Жизнь прекрасна» в городе Хайфа по улице Радак 17 юбилейная дата – 20 лет его не существованию, а славной жизни. И все эти годы им руководит Анна Исааковна Гершкович. Прошу прощения: возглавляет его Аннушка, так все посетители называют ее так, потому что она стала для всех родным, близким человеком. Здесь каждую среду собираются десятки людей пожилого возраста, чтобы пообщаться, послушать интересные лекции, выступления самих теплодомовцев, рассказы, порадоваться репертуару и голосам творческих коллективов.
Человек в связи с возрастом прекращает работать, целый день он не может проводить дома, ему одиноко, необходимо общение. Для этого и были созданы подобные «Теплые дома», где не только уютно, но и интересно, познавательно. Здесь можно на некоторое время отстраниться от повседневного быта, забот.
В коллективе, руководимым Аннушкой, большое внимание уделяется событиям Великой отечественной войны. До недавних лет здесь выступали ветераны Борис Овецкий, Ханан Ласков, Борис Каган. Они делились своими воспоминаниями, рассказами об их участии в боях с врагом, давали оценку важнейшим битвам с немцами.
Раз в месяц приходят прекрасные лекторы: Борис Зильбер рассказывает о ситуации в нашей стране и за рубежом, Семен Златин ведет беседу на медицинские темы. Есть лекции об известных композиторах, писателях, солистах Раз в месяц идет урок «Музыкотерапия». Приезжали в «Теплый дом» и известные израильские поэты Марк Луцкий, Вадим Халупович и другие.
Не редко перед публикой выступают члены «Теплого дома». Белла Персиц рассказывала о творчестве Иосифа Кобзона, Валентины Толкуновой, Александра Солженицына. Врач Оля Мациевская, спасавшаяся в Одесских катакомбах от гитлеровских нацистов, вела беседы на медицинские темы. С интересом слушаем Анатолия Вильковского о Теодоре Герцоге, Владимире Жаботинском, Иосифе Трумпельдоре, Дмитрии Хворостовском и т.д.
Очень интересной была встреча с Мирьям Дойч-Гольц, участницей похода из оккупированной территории 218 белорусских евреев, которую возглавлял офицер Николай Киселев. Ей не было и семи лет. Ее рассказ о тех длинных, мучительных днях, тронул слушателей, ведь шли через леса, впроголодь.
Выступают приглашенные музыкальные коллективы «Гармония», «Лилия», отдельные солисты. В том числе теплодомовцы: ансамбли «Хайфовчаночка», руководитель Елена Мирошник и «Хайфские бабушки и дедушки», возглавляемые Дэли Закс. До пандемии здесь раз квартал отмечали дни рождения посетителей, а Дели в их честь сочиняла рифмованные стишки.
Аннушка вкладывает душу в жизнь этого коллектива. Ранее она часто навещала тех, кто заболел, находился в больнице, приносила что-либо вкусненькое. После каждого окончания вечера она звонит тем, кто не пришел. «Миленький, в чем дело? Ты не заболел? В следующую среду буду рада видеть тебя».
Важнейшая заслуга в деятельности «Теплого дома» «Жизнь прекрасна» ее несменной руководительницы Аннушки. Она всегда советуется с коллективом, кого пригласить на следующие вечера. Выпустила ряд ежегодных альбомов, посвященных работе «Теплого дома».
24 июня этого года нашему любимому руководителю Анне Исааковне Гершкович исполнилось девяносто пять лет! Конечно, все трагедии жизни сказались на ее здоровье, но она не сдается, держится. Таков ее девиз. К тому же у нее есть замечательный сын Игорь, у которого душа такая же добрая, как у мамы Ани. Он почти ежедневно приходит к ней и выводит ее на прогулку. Посещают и другие родные, в том числе четверо внуков и восемь правнуков.
На фото семья ФишбейнНннннннН
Доброта — вот это качество и передает она посетителям «Теплого дом» «Жизнь прекрасна». Она вкладывает душу, чтобы присутствующие чувствовали энергетику коллектива, чтобы каждая среда запомнилась, чтобы хотелось вновь придти, и не только посидеть, послушать, но и поучаствовать в мероприятиях дома.
В день девяносто пятилетия Аннушки теплодомовцы принесли столько цветов, что в ее салоне они не вместились. Ей были посвящены песни, стихи, многие хотели поздравить ее с такой датой. Кстати, она двадцать лет поет в хоре от хостеля. Но как не рассказать, что много лет назад она участвовала в конкурсе красоты для пожилых людей и завоевала звание «Мисс изящество».
— Не волнуйтесь, мои друзья, я вас не бросаю, — говорит посетителям «Теплого дома» Аннушка, Анна Исааковна Гершкович.
Давид Фабрикант
Выше на фото Семья Фишбейн вместе с бабушкой Анной.

Редакция сайта до 01.11.2025
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo