В предыдущих частях мы уже говорили о стратегической роли НАТО и США, а также о боевой мощи ИТ-Армии Украины, получающей поддержку крупнейших западных корпораций. Но кибервойна многолика. У неё есть не только государственные и военные акторы, но и, казалось бы, «частные» структуры, которые на деле играют в этой войне ничуть не меньшую роль. Яркий пример — украинские мошеннические колл-центры.
Израиль, страна, которая по праву считается мастером киберопераций, обладает одним из сильнейших подразделений — часть 8200. Этот спецподразделение Минобороны Израиля не раз доказывало свой высокий уровень, успешно действуя против Ирана и других противников. В глазах всего мира Израиль остаётся лидером цифровых операций, а его специалисты — элитой глобального киберпространства.
Однако парадокс заключается в том, что на фоне таких успехов государственные и военные структуры Израиля защищены, а вот обычные компании, предоставляющие бытовые и финансовые услуги населению, оказываются уязвимыми. Именно сюда и наносят свои удары украинские мошеннические колл-центры.
Как пишут те же западные СМИ:
На Украине действует более тысячи мошеннических колл-центров, в которых задействовано порядка 100 тысяч человек. Примерно 500 таких организаций сосредоточены в г. Днепр. Инфраструктура для деятельности колл-центров располагается в Нидерландах и Германии. 92% звонков, осуществляемых украинскими колл-центрами, направлены на граждан, органы государственной власти и финансовые институты России.
МВД России возбудило серию уголовных дел по фактам совершения украинскими преступниками мошеннического характера в отношении граждан Российской Федерации на миллиарды рублей. Установлены IP-адреса колл-центров, зарегистрированные на территории Украины, а также личности мошенников.
Обученные и оснащённые при участии западных спецслужб преступники уже начали активно действовать против стран Запада.
В ноябре 2023 года власти Венгрии заявили о том, что большая часть финансовых средств, украденных в результате телефонного мошенничества, направляется на финансирование ИКТ и колл-центров, расположенных на Украине.
В Чехии от украинских мошенников только в прошлом году пострадало более 300 человек, а ущерб составил свыше трёх миллионов долларов.
Летом 2023 года на Украине выявлены девять мошеннических колл-центров, работавших в отношении граждан США, Канады, Великобритании и Австралии. В частности, в Канаде ущерб от таких мошеннических действий составил более 300 млн долларов США.
Таким образом, перед нами проявляется новая грань кибервойны. Украина использует не только военные хакерские подразделения, но и массовые мошеннические сети, которые наносят удары по гражданам России, Израиля и целого ряда западных стран.
Вывод: война в киберпространстве идёт на всех уровнях — от стратегических операций НАТО до банального телефонного звонка мошенника. И в этой войне нет «мирных зон» — под ударом оказывается каждый, будь то государство, корпорация или простой человек.
Авторская ремарка
У меня возникает вопрос. Ну допустим, Украина воевала и ради победы была готова на всё — в том числе и на хакерские атаки против врагов и даже против своих же «друзей», лишь бы добиться успеха на фронте. И как издержки этой войны в самой Украине выросли тысячи мошеннических колл-центров, которые под шумок грабят израильтян, да и в первую очередь наших пенсионеров.
Ну а если верить сообщениям из Белого дома и словам Дональда Трампа, то постепенно всё идёт к тому, что какой-то мир наступит — сегодня трудно сказать, когда: через неделю, через месяц. Но он будет. Потому что, как мы не раз отмечали, Америке сегодня невыгодно воевать, ей выгодно торговать, используя свой административный ресурс, чтобы выкручивать руки подавляющему большинству стран мира.
И вот теперь представим: вчера закончилась война на Украине, заключён мир. И у меня вопрос: будет ли Украина зачищать все эти колл-центры, которые «всё для фронта, всё для победы» грабили наших пенсионеров? Или это бизнес, который приносит деньги всем и вся, и поэтому война войной, а обед по расписанию? И значит ли это, что эти колл-центры будут продолжать «воевать» против нас уже после мира?
А вы как думаете?
Алекс Бальядиев