Главная / Новости / Леонид Ходос: Интервью с Александром Непомнящим- молодым лидером

Леонид Ходос: Интервью с Александром Непомнящим- молодым лидером

Л- Александр,    расскажите  о  себе:  Откуда,  образование,  с  какого  года  Вы  в  Израиле,  работа,  смогли  ли  реализовать  себя  в  Израиле,  общественная  деятельность?

А- Я  приехал  в  Израиль  в  1990г  17-ти  лет  из  г.Перми.  К  тому  времени  закончил  1-ый  курс  Пермского  Госуниверситета.  Здесь  я  закончил  Технион,  получив  1-ю  степень  по  специальности  физика  и  по  компьютерам.  Отслужил  Армию  в  пехотных  частях  и работаю,  последние  10-ть  лет,  в  сфере  высоких  технологий.  Я  женат  и  у  меня   четыре ребёнка. Сначала  90-х  годов  я  активно  выступал  против  так  называемого  » процесса Осло »  и  участвовал  в  непарламентской  деятельности,  в  первую  очередь,  взяв  на себя  работу  с  русскоязычным  населением. Эта  работа  была  агитационно-пропагандистской,  разъяснительной.

Л- В  чём  конкретно  заключалась  эта  деятельность?

А- Мы  устраивали  экскурсии  в  Иудею  и  Самарию,  на  Голанские  высоты,  то есть в те области, которые оказались в центре общественной дискуссии о возможности уступить их врагу и в то же  время  эти  территории являются важнейшими с точки зрения национальной истории и самосознания нашего народа.    Мы  проводили  встречи  с  людьми  и лекции,  знакомили  русскоязычную  публику  с  сионистскими  ценностями,  с  теми понятиями,  которые  мы  считаем  важными и верными.  С  целью  популяризации  нашей  позиции  мы  создали  сайт МАОФ на русском  языке с  пропагандой  сионистских  ценностей  как  для  жителей  Израиля,  так  и для  зарубежья.

Ещё будучи студентами , мы  в  середине  90-х  годов, создали  общественную  организацию,  которую   назвали  » МАОФ «.

Л- Как  развивались  события  дальше?

А- Внепарламентской  деятельностью  я  занимался  до  2005г.,  когда  мы  участвовали  в сопротивлении  планам  Шарона  по  депортации  евреев  с  Северного  Негева  и  Газы.  После  нашего  поражения,  я  пришёл  к  выводу,  что  внепарламентская  деятельность  не  достаточна  и  активизировал работу  в  партии  Ликуд,  в  которой  я  состою  с  1993г.,  но  до тех пор активной  политической  деятельностью  не  занимался.

Стало ясно —  чтобы  иметь  инструменты  влияния  на  политическую  ситуацию  в  стране,  необходимо находиться  внутри  политических  структур  и поэтому  нашей задачей стало построить  деятельную группу  внутри  Ликуда.

Для  этого мы организовывали серию семинаров на русском языке.  Параллельно  мы  контактируем и  с  другими  не  русскоговорящими  группами,  имеющими  отношение  к  Ликуду  и,  вообще, к  национальному  лагерю.

Л- Ну,  хорошо,  а  на  муниципальном  уровне  что- либо  предпринимали?

А- Параллельно  наша  группа  рассматривала  возможность  продвижения  и в муниципальной  политике. Мы  поддержали  на  последних  муниципальных  выборах в  Хайфе  Якова  Боровского,  бывшего  начальника  Северного  округа  полиции,  который баллотировался в  мэры.  В  итоге  Боровский  проиграл.  Теперь  он  возглавляет  оппозицию  в  муниципалитете  Хайфы.  Соответственно  и  мы  тоже  проиграли.

На  городском  уровне  мы  создали  структуру,  которую назвали «Мишмар  Хейфа» или  по  русски  » Хайфская  стража «.  Это  движение,  которое  поставило  перед  собой  цель:  улучшение  жизни  в  городе.  Это движение не политическое и потому сотрудничает на городском уровне с самыми разными  местными  организациями.

Л- Какие  общественно- политические  направления  могли  быть  Вам  интересны?

А- Есть  три  общественно- политических  направления,   которые  мне  интересны: Первое направление- идеологическое. Я-  убеждённый  сионист  и выступаю за  сильный  Израиль.  Я  против  территориальных  уступок  и  не  считаю,  что  эти уступки  возможны / у  меня  есть  предложения,  как  можно  было  бы  найти  разрешения  конфликта с  арабами  Израиля  и  остальными.  Я  могу  потом  отдельно  изложить  это  своё  видение  решения  вопроса /.  В  первую  очередь  я  считаю,  что  основные  проблемы  находятся  не  между  евреями  и  арабами,  а  между  самими  евреями.  Второе  направление- это  чисто  политическое  и  оно связано с деятельностью внутри Ликуда. И, наконец, третье направление- муниципальное,  в  рамках  которого  мы  создали  активную  группу  в  Хайфе  и  постараемся  создать  подобные  группы  в  других  городах  так,  чтобы  «Мишмар  Хейфа  »  превратилась  в  «Мишмар  Исраель». Среди приоритетных направлений нашей  муниципальной  деятельности  попытка помочь русскоязычному  населению. Мы помогали  людям  там , где  могли  применить  свои добровольческие  возможности.   Кроме того занимались  восстановлением и чисткой  заброшенного еврейского кладбища.  Провели  ещё  несколько акций.  Цель  — набираться  опыта  и  сил  в  расчёте  на  будущие  выборы  уже  не  в составе  какой- то  сложившейся  группы,  а  выступать  самостоятельной  силой.  Для этого  нам  безусловно  нужны  ресурсы  и  организация,  которая  сегодня безусловно требует улучшения.

Л- Каким  образом  Вы  информируете  людей  о  своей  деятельности?

А- В первую очередь через интернет, но и через другие СМИ — телевидение, радио, газеты. У  меня  есть  собственный  блог  на  Живом  Журнале  , часть  статей  перепечатывается  либо  на  сайте  ZMAN.COM,  либо  на  сайте Мнения, а также   на  нашем собственном сайте «Маоф». Сейчас  наш сайт  проходит  некоторую  реорганизацию.  Я  думаю,  что  он  изменится  через  несколько  месяцев, но   не  по  идеологическим  принципам,  а  по  концепции.  Мы  хотим  сделать  больший  акцент  на  знакомстве  читателей  с  аналитическими  статьями,  т.е.  меньше  пропагандистских  материалов,  а  больше  статей,  нацеленных  на читателя,  который  готов  прочитать  и  постараться  сделать  выводы.  Мы  убеждены, что  правда  на  нашей  стороне,  соответственно   предоставим  каждому возможность  видеть  всю  картину  целиком.

Л-Спасибо.  Какую  оценку  Вы  даёте  деятельности  Правительства  и  Кнессета  во внешне- политическом,  экономическом  и  социальном  направлениях?

А- Только  что закончились  в  Кнессете    летние каникулы.,когда, как правило, наступает общественно- политическое  затишье,  В это  время  всегда  что- то  варится,  но  широкой  публике  это  неизвестно.  Поэтому  сейчас  можно  говорить  только  о  том,  что  было до  сих  пор  и,  как  мне  кажется,  куда  всё  идёт.  Я  считаю,  что  только Ликуд,  как  партия  власти,  способна  решать  проблемы  государства  и, что  на  сегодняшний  момент  не  существует  у  Ликуда  альтернативы.

Л- Как  Вы  можете  охарактеризовать  Нетаниягу  в  качестве  лидера  и  как  человека?

А- Что  могу  сказать о  Нетаниягу,  о  моих  претензиях  к  нему  и  о  его  плюсах. Нетаниягу,   прекрасно разбирается в экономике.  Он  успешно ведёт  нашу  экономическую  политику  на  фоне  мирового  кризиса и  выруливает  нашу  экономику  совместно  со  Стенли  Фишером  и  министром  финансов  Штайницом,  который  является  его  креатурой.  но что  касается  политики,  то  мы  знаем  Нетаниягу.  Это-  человек, который,  в  отличии  от  Шарона,  достаточно  податлив  на  давления  и  это  безусловно очень проблематично.  Нетаниягу-  сторонник  половинчатых  мер.  Он  не  говорит  ни  да,  ни  нет,  что  далеко не  всегда  соответствует  интересам  государства.  Так, например, в  вопросе  продолжения  строительства  в  Иудее  и Самарии.

Л- Об  этом,  пожалуйста  по  подробнее.

А- Я  считаю,  что  это  очень  важный  вопрос  и  мы  не  можем  позволить  себе  прекратить строительство  в  Иудее  и  Самарии,  прежде  всего, из  гуманитарных соображений. Там  живет более семисот тысяч человек,  много  новых  молодых  семей.  Практически  мы  превратили  их  в  политических  заложников  и  превращаем  их жизнь   там  в  невыносимую.  Нет  новых  классов,  новых  детских  садиков, перенаселённость  в  классах  и  в  группах  детских  садов,  невозможность  новым  семьям  построить  для  себя  дома,  даже  арендовать  жильё    невозможно. У меня  по  этому  поводу  есть  свои  соображения,  о  которых  мы  поговорим  позже.  В  конце  концов  эти  люди  не  нарушают  закон.  В  большинстве  случаев,  эти  поселения создавались  по  прямому  указанию  государства.  Замораживание,  на  мой взгляд,  не  отвечает нашим  интересам.  Государство  заигрывает  с  врагами.  Я    называю  их  только  так  и  не  считаю,  что  мы   должны  называть  их    партнёрами или  оппонентами.  Они- наши  враги  и  я  могу  это  доказать  на  примере   их откровенных  многочисленных   высказываний  о  том,  что  они  хотят  нас  видеть  в  море.

Л- Ваше  отношение  к  созданию  палестинского  государства?

А- Я  в  большей  степени  заинтересован  в  укреплении  нашего  государства,  чем  в  создании ими,  ненавидящего  Израиль,  государства.  Поэтому  идти  им  на  уступки,  при этом  ничего,  не  получая  для  Израиля-  просто  глупость,  политическая  не дальновидность.  Я  считаю,  что  наше  пребывание  в  Иудее  и  Самарии, является  одной  из  важнейших  составляющих  существования  государства  Израиль.  Нам нет  необходимости   подстраиваться  под  чьи- то  интересы  или  диктат,  т.е.  я  не  считаю,  что  на  каком- то  этапе  в  рамках  какого- то  соглашения  можно  поступиться Иудеей  и  Самарией.  Во  первых,  я  сомневаюсь,  что  такое  соглашение  может  быть подписано,  а,  если  и  будет  подписано,  то  его  вес  будет  не  больше,  чем  бумага,  на  которой  оно  подписано.  Во  вторых,  я  считаю,  что  даже  если  бы  гипотетически  такая  возможность  могла  бы  возникнуть  то,  в  этом  случае,  следует провести  аналогию,  с  тем,  что  человек  ( т.е.  мы-  современные  евреи,  дети  своей страны )  не  должен  предавать  своих  родителей  ( Страну )  во  имя  каких- то  больших  денег  или  сверх  выгодных  предложений.  Иудея  и  Самария-  Родина  еврейского народа  и  Центр  страны  и,  это  на  мой  взгляд,  важнее,  чем  стратегическая  глубина безопасности  и  близость  прибрежной  зоны.  Арабы  не  способны  предложить  нам  какие- то  серьёзные  предложения.

Л- Выстоит  ли  Нетаниягу  под  давлением  Америки,  лично  её  президента?

А- Я  знаю,  что  Нетаниягу  происходит  из  хорошей  семьи,  его  отец  был  близким  другом  и  секретарём  Жаботинского  и  нет  сомнений  в  том,  что  Нетаниягу-  человек  грамотный  и  высокообразованный.  Но  это  не  говорит  о  нём,  как  о  политическом  лидере.    Его  постоянная  нерешительность,  его  скорее  даже  медленное  сползание  на  позиции,  начавшиеся  после  Шамира-  недопустимо.

Я  вижу  слабость  его  характера,  которое  выражается,  скорее  всего,  в  неверии  в  силы  государства,  в  силы  своего народа  и  преобладание  сиюминутных  интересов.  Уровень  проблем  в  Израиле  очень высок.  Уровень  лидеров  страны  имеет  тенденцию  к  постоянному  падению.   Люди устали,  они  перестают  верить,  что  мы  можем  победить  и  общая  тенденция,  что государство  будет  всё  меньше  сопротивляться  давлению   извне,  постепенно  сдавая  позиции.  Безусловно  такая  ситуация  меня  не  устраивает.

Л- Внимательно  слушая  Вас,  у  меня  вдруг  возник  вопрос: » А  какое  место  в  Вашей  жизни  занимает  Израиль? «

А- Для  меня  Израиль  не  транзитный  пункт.  Я  люблю  Израиль.  Я  был  ещё  очень  маленьким,   когда  уже  хотел  ехать  в  Израиль.  Так  меня  воспитали  и  я  этим  горжусь.  Я репатриировался  в  страну  своей  мечты  18-ть лет  назад  и  никуда  отсюда  не  уеду.  Я  и  мои  друзья  будем  сражаться  за  каждый  клочок  этой  исконно  еврейской  земли.

Л.- Вы  считаете,  что  ситуация  так  серьёзна?

А.- К  нашему  величайшему  сожалению,  мы  видим,  что  давление  Америки  влияет  на   Нетаниягу  и  он  поддастся  этому  давлению.  Сегодня  в  Америке  президент,  даже  если  он  не  является  настоящим  мусульманином,  но,  вполне  вероятно,  что  его приход  к  власти  был  спонсирован   мусульманскими  или  промусульманскими структурами.   Этот  человек- не  друг  Израилю,  а  скорее-  враг.  Безусловно,  и  это  слава  Богу,  он  ограничен  в  своих   возможностях   ослабить  позиции  Израиля не  только  изнутри,  но  и  в  мире,  вообще.

Надо  иметь  в  виду,  что  Америка  неуклонно  теряет  свои  позиции  мирового  лидера.  Она  производит  меньше,  чем  потребляет  и  её  слабость,  на  мой  взгляд,  заключается  в  том,  что  она  всё  больше  будет  уступать  мусульманскому  миру  и  эти  уступки,  в  первую  очередь,  будут  касаться  сдачи мусульманскому  миру  Израиля.  Таким  образом  мы  видим,  что  сегодняшняя  ситуация-  это  не  сиюминутная  прихоть  Америки,  а  общая  тенденция.    Америка,  как  и Европа,  уже  давно готова  расплачиваться  нами  перед  мусульманами.

Наши  лидеры  сегодня  не  способны  создать  эффективную  оборону  и  всё  это    ведёт  к  самым неприятным  последствиям  для  Израиля.  На  тактическом  уровне,  скорее  всего,  нам  будут  предложены  варианты  ухода  Израиля  из  Иудеи  и  Самарии  в  той  или  иной  степени  или  в  каких- нибудь  пропорциях.  Мне  трудно  оценить  их  сейчас,  не  владея  достоверной  информацией.

Сумеет  ли  Правительство  провести  такие  решения  через  правительственную  коалицию  и  Кнессет-  едва  ли. Скорее  всего  они  это  сделают  в  обход  и проведут  решения  через  референдум,  когда  народом  легче  манипулировать.

Л.- Какие причины, на Ваш взгляд, могут сорвать переговоры?

А.- Срыв возможен из-за арабов. У них то же есть много внутренних противоречий.  Но есть общая тенденция, что не сегодня- завтра вся эта тягомотина может завершиться подписанием каких- либо соглашений, однако цена этих соглашений будет меньше, чем стоимость бумаги, на которой они написаны.

Пришла пора перейти от отступления к наступлению, то есть не завоеванию кого-то или чего-то, а просто прийти в конце то концов к пониманию к чему мы должны стремиться. Но, к величайшему моему сожалению, я не вижу среди нашего Правительства дальновидных людей. На мой взгляд, сейчас самое  лучшее, что может быть для нас- это бесконечное затягивание переговоров с арабами. Без принятия на себя судьбоносных обязательств, в то время, как вражеская сторона не готова даже признать наше право на собственное государство. Каждый лишний мирный год работает на нас. Мы строились и строимся в поселениях. По мне так лучше, чтобы правительство продержалось как можно дольше у власти, хотя бы несколько лет. Оно бы вело никому не нужные переговоры и параллельно, я надеюсь, занималось бы решением внутренних проблем. Нам очень важно решать сегодня проблемы не связанные напрямую с переговорами — образование детей, экономическое благосостояние среднего класса, помощь бедным слоям населения, дефицит жилья…

Л.- Какие сегодня насущные проблемы?

А.- Я вижу очень большую проблему в образовании. Сегодня образованием в Израиле не занимается — никто! Мы видим, что в части образования, Израиль становится всё более отсталым. Какой- то всплеск в образовании мы наблюдали тогда, когда был приезд большого количества учителей и учеников из бывшего Советского Союза. Родители привезли детей, получивших хорошее базовое образование- дети стремились хорошо учиться. Продолжалось это ещё какое-то время по инерции. Классический еврейский подход к образованию- давал свой положительный результат. Эта тенденция, в некотором смысле была передана и второму поколению. За счёт этого задела Израиль сможем ещё какое-то время прожить, но понятно, что это не меняет суть и местное образование- отвратительное по определению и это ещё мягко сказано. Положение в сегодняшнем образовании Израиля естественно ведёт к отставанию по всем экономическим и научным показателям. За счёт алии мы не сможем долго прожить, не модернизируя всю систему образования и воспитания.

Л.- Какие основные проблемы Вы видите в общественно- политической жизни страны?

А.- Есть как бы общая политическая проблема Израиля. Правительство может тянуть в лучшем случае переговоры, а в худшем- принести нам новое, так называемое, мирное соглашение, которое ухудшит нашу ситуацию. Экономическая ситуация плохая для всех стран. В Израиле мы видим, что более или менее мы держим удар финансового мирового кризиса.    Все люди это понимают и лидеры наши держат ситуацию под контролем.         При этом я вижу, что для среднего класса ситуация очень плохая, есть фактическое обнищание среднего класса и это видно не вооружённым глазом. Во всём цивилизованном мире экономическое положение среднего класса является залогом стабильности экономики. Третья проблема- это образование. Проблема, которая никак не решается, поэтому мы становимся всё более отсталой страной. Следующая проблема- это уровень жизни разных социальных групп. Мне ближе всё то, что связано с алиёй, не то чтобы меня меньше беспокоили проблемы выходцев из Северной Африки, но я знаю их проблемы гораздо хуже. Мне понятно всё, что происходит с разными социальными группами репатриантов. Не использование их потенциала, не востребованность на рынке труда  и пр. и пр.

Л.- На внешне политическом треке от кого нам необходимо в первую очередь защишаться?

А.- Я думаю, что это Правительство просуществует ещё пару лет. Будем надеяться, что на арабской улице в стане врагов произойдут какие-то изменения, которые улучшат нашу не простую ситуацию. Меньше всего я переживаю из-за иранской угрозы, поскольку в условиях ядерного противостояния США и  СССР никто ядерную кнопку не нажал. Степень вменяемости Ахмани Ниджада- под большим вопросом, но, на мой взгляд, он всё же достаточно вменяем, чтобы, имея свою бомбу, размахивать ей, пугая весь арабский мир, а так же наращивая свой военный и ядерный  потенциал внутри мусульманского мира стремится стать лидером этого мира. Иран не вступит в мировую термоядерную войну. Наша проблема- это Хамас, Хизбала и Башир Асад, и Абу Мазан, т.е. наши близкие соседи, а Саудовская Аравия и Иран- это проблемы общемировые. Здесь у меня то же есть свои соображения- это за рамками этого интервью.

Л.- Давайте возьмём самое простое, как они влияют сегодня на жизнь в стране? Кто из них способен что-то изменить?

А.- Я считаю ошибкой думать, что политики Израиля обладают широкими полномочиями. Влияние сегодняшних министров возможно даже меньше, чем влияние какого-нибудь ведущего рейтингового телеканала.  Проблема Израиля, заключается в том, что страной управляют группы населения демократически никем не избираемые. А Кнессет, парламент, правительство, как его производное, обладают весьма ограниченными возможностями.

Страной управляют круги из средств массовой информации, ведущие рейтинговые режиссеры и репортёры. Эти люди создают, так называемую, повестку дня. Они и только они решают о чем мы будем говорить и о чем мы никогда не услышим. Эти люди связаны с имиджевыми компаниями. Им помогают, так называемые, спинологи, которые вдруг поднимают одну общественную проблему и замалчивают другую. Тут же, кланы, представляющие судебные круги и прокуратуру т.е. те люди, которых так же никто не избирал. Фактически все они могут отменять законы Кнессета ,обладая большими полномочиями и властью, чем сам Кнессет. Это, конечно, связано со слабостью политиков, которые позволили этим кругам взять неограниченные полномочия. Эти люди лишают Израиль права называться демократической страной и превращают Израиль в банановую республику. Это представители крупных капиталистических семей, т.е. те самые знаменитые 20-ть кланов, которые контролируют всю экономику страны. Все эти группы и представители СМИ и пиара и имеджа, представители судебно-прокурорской системы и крупные капиталисты- олигархи- все люди, которые не избираются, а властью обладают реальной. Политики лавируют между желаниями и возможностями этих кланов. Эти люди, эти 3-и группы, скажем так, не несут в себе сионистские ценности. Для них интересы Израиля менее значимы, чем их собственные интересы. И это безусловно огромная проблема для всех нас- населения страны.

Л.- Что  <роднит> такие партии, как Ликуд, Кадима и НДИ? Можно ли выделить хотя бы одного из лидеров этих партий?

А.- Возвращаюсь к нашим политикам. Кто из наших политиков обладает достаточной решительностью для того, чтобы хоть что- то сделать реальное  для решения насущных проблем общества?

Мне импонируют партии справа от Ликуда , т.е .маленькие партии типа Эхуд Леуми. Это те люди, которые умеют создавать поселения, направлять энергию молодых религиозных сионистов в созидательное русло , но они не умеют эффективно брать власть и не умеют этой властью пользоваться.

В крупных партиях, претендующих на власть есть проблемы с идеологией, когда люди отягощены больше своими интересами, нежели интересами государства.

В то же время, я вижу в Ликуде целую группу перспективных энергичных умных политиков , умеющих эффективно использовать те возможности, которые им предоставлены. Я бы очень хотел, чтобы они и дальше эффективно продвигали решения важных для страны вопросов.

Л.- Спасибо, Александр. А Ваше мнение о нашем Президенте?

А.-  Я отдаю должное жизненной энергии Шимона Переса- нашего Президента, с которым у меня практически во всем не совпадают взгляды, но я бы хотел обладать его энергией и желанием что- то делать, когда я буду в таком возрасте, как он. Мне бы хотелось жить так же активно, как он — наш Президент. О  других политиках левого лагеря говорить не хочу. Я считаю, что там- сочетание корыстных личных интересов и понимание, что <предавать евреев>- материально выгодно, т.к. хорошо оплачивается.

Л.- Следующий вопрос, возможны ли выборы в ближайшее время?

А.- Сегодняшняя коалиция, на мой взгляд, может развалиться только в том случае, если будет принято какое-нибудь очень резкое политическое решение, ну, скажем решение об отступлении из Иудеи, Самарии и с Голанских высот. Если это предложение внесёт Нетаниягу, то это  приведёт к расколу внутри Ликуда и выходу из коалиции таких партий как ШАС и НДИ. Есть серьёзные сомнения в том, что Нетаниягу сможет привлечь в коалицию Кадиму. В таком случае действительно могут быть новые выборы. По другим причинам я не вижу , чтобы это Правительство не удержалось у власти весь срок. Статистика говорит, что  ещё ни одно Правительство в Израиле не доживало свой срок в 4-е года. Удастся ли этому? Статистика говорит нет. Подтверждение или нет выводов статистики мы увидим в ближайшее время,

Л.- Кого из молодых лидеров Вы бы выделили сегодня?

А.- В каком смысле имеете в виду молодых лидеров?

Л.- Тех лидеров, которые способны либо баллотироваться  в парламент или в местные органы власти? В своих интервью Вы много говорите о религиозных сионистах и о постсоветских людях. Пожалуйста, дайте дополнительные разъяснения.

А.- Есть интересный проект у Моше Фейглина  Этот человек представляет религиозный сионизм внутри партии Ликуд  и который уже несколько лет пытается возглавить эту партию, но пока ему это не удаётся и он возглавляет фракцию внутри Ликуда. У этого проекта есть интересные задумки, то есть вернуть Ликуду-его сионистскую основу и тем самым увеличить количество порядочных людей во власти и усилить борьбу с разного рода популистами и оппортунистами .Слева я не вижу каких-то интересных персонажей. Справа же, в поселенческом лагере, сегодня растёт молодое поколение так называемых религиозных сионистов, среди которых возможно могут появиться и обязательно появятся молодые лидеры. Сегодня этим людям не хватает одного фактора- широкого политико- философского взгляда на общественно- политическую жизнь страны. Спасение Израиля, заключено в двух социальных группах: это Религиозные сионисты и Постсоветское еврейство. Я могу объяснить почему. Религиозные сионисты- они романтики, которые подняли знамя сионизма и которые связали его с религией. Они видят, что светский сионизм, не сможет передать следующим поколениям- понятия Родина и другие национальные традиции. Мы знаем, что отцы- основатели государства Израиль относились к понятию Родина с большим трепетом. Мы видим и сегодня, что в религиозно- сионистских кругах существует готовность защищать Родину до конца и, если потребуется, то и умереть за неё. Они готовы потратить всю свою жизнь на общенациональные проекты. Они являются мотивированной частью общества и  поэтому они могут стать той элитой , которая готова рисковать во имя высокой цели сохранения государства Израиль. Постсоветское общество- оно наделено другими качествами, они скорее всего законченные циники. Они не верят ни во что и в этом смысле, они не поддаются той индокринации, которая существует для промывки мозгов.В то же время, это люди, которые в отличие от родившихся в Израиле сабр, понимают важность существования еврейского независимого государства, поскольку прибыли в страну из галута — из рассеяния. Кроме того, репатрианты наделены замечательными качествами — широтой кругозора, интеллектуализмом, являются приверженцами системного подхода. Синтез этих качеств с качествами религиозных сионистов может оказаться той самой силой, что и выведет страну из политического кризиса.

Л.- Кто, на Ваш взгляд, заинтересован в уничтожении государства Израиль?

А.- На то, чтобы уничтожить государство Израиль в мире тратятся огромные деньги. В прошлом это был Советский Союз, теперь пальма первенства перешла к мусульманскому миру, да и Европа со своим традиционным антисемитизмом не отстаёт от них, да и есть какие- то не приятные для Израиля  тенденции и в Америке. Есть много людей в мире, заинтересованных в уничтожении еврейского государства. Можно только удивляться, что за 60-т лет- это им не удалось. Столько денег было потрачено, столько сил, что даже удивительно что ещё не всё сломано. И все же не имея никаких стратегических ресурсов, наперекор всем и всему, Израиль только за счёт собственных голов и желания преуспеть сегодня входит в число передовых стран мира.

Л.- Дайте, пожалуйста, более развёрнутую картину двух групп.

А.- Русскоязычные израильтяне, на глазах которых разрушилась идеологическая база советского государства, обладают прививкой против индоктринации — то есть они куда устойчивее к «промывке мозгов», нежели коренные израильтяне. Я думаю, что, кроме того, у постсоветских жителей есть ещё одна ценность- тяга к интеллектуализму. Это то чего не хватает сегодня многим религиозным сионистам. Молодые лидеры религиозных сионистов- замечательные люди. Они    готовы умирать за Родину, за эту землю , которую любят, но при этом они понимают, что чтобы стать лидерами нации, надо видеть всю картину целиком, иметь широкий кругозор и что нужно быть знакомым не только с трудами еврейских великих философов- Раши , Рамбама и других комментаторов, но и знать Шекспира, Чехова, Достоевского и др. Для большинства из них это совершенно не очевидно и они не считают, что незачем выходить за рамки еврейской философии. Именно это очевидно постсоветским людям, у которых развита способность к системному мышлению и широкому пониманию того, что широкие знания необходимы.

Синтез этих двух начинаний, т.е. любви к Родине, готовность пойти за неё на смерть религиозных сионистов и тяга к знаниям и к интеллектуализму вторых, могли бы дать Израилю круг спасения, который ему так необходим. Сегодня- это очень не просто, потому что эти две группы, мягко говоря, с подозрением относятся друг к другу. Огромное количество взаимных обвинений , как правило не объективных, К примеру: <Вы- не достаточные евреи>, а <Вы- религиозные мракобесы>, или <Вы едите не понятно что>, а в ответ <Вы смешите весь мир своими законами о кашруте> и так далее и до бесконечности.

Л.- Как Вы считаете можно ли каким- либо путём преодолеть это взаимное не понимание?

А.- Мостиком между этими двумя группами являются бывшие советские евреи, которые в той или иной мере пришли к религии и таким образом они понимают  и один лагерь и другой. Удастся ли на этом фоне создать движущую силу, которая сумеет совместить энергию обоих групп? Не знаю, но мне кажется, что это было бы полезно для Израиля.

Л.- Каким образом политикам каждый раз удаётся  <дурить> народ перед выборами?

А.- Я не вижу сегодня, кроме Фейглина человека, который бы заявлял- Я чётко вижу цель, к которой хочу вести народ(какая цель). Фейглин об этом заявляет открыто. Можно соглашаться или не соглашаться с его целями и путями, которыми он хочет к этой цели идти, но во всяком случае он чётко представляет будущее Израиля. Он всем предлагает, кто хочет, присоединяться к нему. Я не вижу сегодня политиков такого уровня. Остальные говорят то на, что сегодня есть общественный спрос-  сейчас я вам всё устрою,,. потом оказывается, что он ничего устроить не может и не умеет, так как он сам заложник обстоятельств и завязан в определённые цепочки.

Затем появляется другой, так называемый будущий национальный политик, который врёт ещё лучше и красивее прежнего и так продолжается до бесконечности- один популист во имя своих корыстных интересов сменяет другого.

Нам нужны люди, которые смогли бы чётко сформулировать видение, каким будет Израиль в ближайшем будущем и на перспективу. Главное, чтобы их видение было максимально приближено к реальности., чтобы мы понимали, как мы этого достигнем. Горе в том, что потенциальных избирателей никто, ни одна партия, всерьёз не знакомит со своей программой. Отсутствует открытая через масмедиа состязательность партий и их лидеров. После избрания нет правила контроля общественности за выполнение партиями своих предвыборных обязательств и нет процедуры отзыва парламентариев- бездарей и бездельников.

Л.- Что нас, на Ваш взгляд, ждёт в ближайшем будущем?

А.- Я убеждён, что выбраться из ситуации , в которой мы сегодня находимся без серьёзной военной кампании невозможно. Без проверки на прочность самых базовых национальных институтов- не удастся. Нас в перспективе ожидает очень тяжёлая война, но война не ливанская, не война в Газе, а война разве, что сравнимая с войной за независимость. И это будет достаточно скоро. Я считаю, 5-6-7 лет и это тот крайний срок, в течении которого нам предстоит проверить нашу нацию на прочность. Дальше либо мы потеряем этот проект- Израиль, либо мы, как сапёры, получим ещё какое-то время на продолжение. Религиозная традиция говорит, что третьего галута не будет, поэтому у нас есть некоторое обещание, что мы не провалимся.. Но,+ если выйти за рамки религиозных традиций или относиться к ним как к рекомендациям, а не как к железным правилам, то тогда уже сейчас надо очень хорошо подумать, как подготовиться к этому испытанию на прочность.

Л.- Спасибо. По ходу того, о чём Вы говорили возник один вопрос. Вы сказали, что есть постсоветские евреи и есть религиозные сионисты, между которыми сегодня нет мостика. Способны ли Вы сами стать таким мостиком и объединить эти два направления для того, чтобы серьёзно подготовиться  к тем испытаниям, о которых Вы только что говорили?

А.- Было бы не правильно давать рецепты, когда сам не способен и не готов эти рецепты использовать.  Фактически то чем я и мои товарищи занимались и занимаемся последние 5-ть лет в идеологическом плане и не столько в рамках Ликуда, а на муниципальном уровне- это действительно поиск нахождения таких мостиков, поиск концептуальных подходов к постсоветскому еврейству и религиозным сионистам. .Я не могу сказать, что мы добились большого успеха. Провели серию семинаров, в основном это были семинары на русском языке, где пытались разработать общую платформу среди самих себя, На сегодняшний момент можно сказать, что завязан много интересных контактов с лидерами религиозных сионистов. Есть лучшее понимание того, что происходит скажем в религиозно-сионистском обществе и там то же есть лучшее понимание того, что происходит у нас. Говорить о том, что такой мостик уже построен слишком рано. Это скорее всего ещё только проект будущего моста. Для его строительства нужны программа, нужны энергичные люди, финансовые  и организационные ресурсы, которые  бы позволили усадить вместе и начать  разработку общей платформы, с преодолением очень сильных предубеждений.

Л.- Что в реальности происходит с гиюром?

А.- Еврейский народ всегда находил выходы из самых сложнейших ситуаций, в которые он на протяжении всей истории попадал, всегда находилось традиционное обеспечение, способствовавшее разрешению практически не разрешимой проблемы. Сегодня  очень серьёзная проблема- определение еврейства. Существует по крайней мере несколько сот тысяч  жителей страны, которые с одной стороны не являются евреями по галахе с точки зрения еврейской традиции, но при этом хотят ощущать себя евреями. Есть разные варианты решения этой проблемы. Первый вариант- это классический гиюр и тогда никаких претензий. Есть другой вариант- я христианин и мне так хорошо и уютно. Пожалуйста, ты хочешь ходить в церковь- ходи. И есть третий вариант, наиболее массовый, когда люди говорят, что всю свою сознательную жизнь они себя чувствовали евреями, а сейчас вы начинаете копаться и высчитывать, хватает или не хватает  у меня какой- то бабушки, естественно это  меня не устраивает и обижает. Предлагать людям быть более религиозными, чем они есть- просто глупость. Практическим решением во многом стали гиюры, которые организовывает рав Друкман, Это- максимально дружелюбный гиюр, позволяющий человеку почувствовать себя частью еврейского общества. В том, что нам эту проблему надо решать, я ни секунды не сомневаюсь. поскольку не решение этой проблемы приведёт к расколу нашего и так не совсем стабильного общества.

Л.- Во первых Вы не ответили на часть вопросов своего личного участия и, по-моему, кроме топлива нужен лидер, так как может быть и топливо и средства, но если нет лидера, то всё это бесполезно и деньги и топливо и многое другое становится совершенно бесполезным. Это топливо будет вытекать и разультат будет нулевой.

А.- О, кей. Я повторю мы занимаемся этим и язнаю, что да- я могу и это одно из направлений, к которому я взываю, то есть к диалогу между двумя группами. В рамках этого же действия мы проводим регулярные экскурсии в Иудею и Самарию, для того, чтобы русскоязычная публика, простые жители городов побережья, ближе познакомились с повседневной жизнью и борьбой за выживание поселенцев.

Л.- Что необходимо сделать, чтобы улучшить воспитание и  образование детей в Израиле?

А.- Здесь не место для полноценной программы реформы системы образования. Однако, я убежден, что без повышения статуса учителей, требующего естественно повышение их заработной платы, лучшего отбора и т.д., без системы спец. школ, без пресечения секторальных систем образования, идущих в разрез с сионистской сущностью государства, нам не обойтись.

Л.- Оценка деятельности общественных организаций, в том числе ВОРЗа?

А.- Я не судья и стараюсь больше делать полезные вещи сам, нежели судить о других. Я считаю, что деятельность общественных организаций имеет огромное значение в демократичесчком обществе. На базе подобных организаций вырастает гражданское общество, являющееся залогом демократической стабильности государства. ВОРЗ несет в себе важную функцию контакта и связей, в первую очередь культурных,  между Израилем и Россией. Для маленького Израиля чрезвычайно важно умение строить свои отношения со всеми сильными государствами мира. США являются нашим стратегическим союзником, но это не значит, что Израиль может пренебрегать культурными связями с Россией…

Л.- Стоило бы создать новую партию только из русскоговорящих или нет? Либо создать мощную фракцию внутри одной из ведущих партий?

А.- Мне кажется, что создание новой партии в Израиле является слишком трудоемким и не оправданным действием. В любом случае, я считаю, что сегодня неправильно было бы создавать секторальную партию. Если цель преобразовать всю страну, а не выбить льготы для одного из секторов общества, стоит сразу создавать общеизраильское движение или партию. Не случайно ведь, ИБА — стала частью Ликуда, а НДИ перестала быть «русской» партией.

Л.- Сохраняется ли связь со страной исхода? В чём это выражается?

А.- Основным языком моей общественной деятельности остается русский. В рамках моей деятельности во Всемирном Ликуде (я являюсь заместителем председателя этой международной организации) я очень хочу выстроить тесные отношения как с еврейскими кругами в России, так и с нееврейскими, но дружески настроенными к нашей стране …

Л.- Оказывает ли существенную поддержку Израилю еврейская

диаспора за рубежом? Можно ли привести пример?

А.- Есть очень много примеров такой помощи, в первую очередь в США, выражающейся как в пожертвованиях на сионистские проекты, так и влиянии на правительства своих стран в вопросах важных для нашей страны. Мне бы хотелось видеть российских евреев и россиян, дружественно настроенных к нашей стране, влияющими на сближение наших народов и интересов наших стран. Израилю нужны сильные союзники!

Л.- Может ли создание Общего экономического рынка с ближайшими соседями изменить политическую ситуацию во взаимных отношениях?

А.- Скорее наоборот. Лишь тогда, когда наши ближайшие соседи станут по-настоящему демократическими государствами, мы сможем говорить о возможностях полноценного экономического сотрудничества. Строить экономические отношения с уголовниками, каковыми являются лидеры соседних режимов недальновидно и бессмысленно.

Л.- Исконно русский интеллигентский вопрос: Как быть? Что делать? Кто виноват?

А.-  Бен Гурион говорил: «Не важно, что скажут народы, важно, что сделаем мы!» Ситуация очень сложная. Израиль борется за свое существование с жестоким и сильным противником — в первую очередь сегодня это исламские страны. Но нужно быть мужественными, нужно понять, что мы действительно хотим и идти к своим целям. Будем сильны и уверенны и Бог нам поможет!

Л.- Ваше отношение к представителям других конфессий- гражданам Израиля?

А.- Я  считаю, что государство в праве требовать от каждого своего гражданина лояльности законам и видению общего будущего. Что же касается его религиозных убеждений, то пока они не являются аморальными (а мы говорим , ведь, не о язычниках канибалах, а о христианах и мусульманах) никто не в праве ущемлять их. Я верю, что в Израиле могут жить в мире с нами и христиане и мусульмане. При условии, что они признают Израиль еврейским национальным государством. (Гимн — Атиква, герб — Менора, флаг — Талит с Магендовидом и т.д.) При этом, я убежден, что для лояльных граждан не еврейского происхождения или не еврейской веры не должно существовать никаких препятствий в достижении любых государственных должностей, вплоть до самых высших.

Л.- Большое Вам спасибо, Александр, что нашли время ответить на многочисленные вопросы интернет- газеты REZUME_RU на сайте http://sites.google.com/site/rezumeru/

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан