
«Меня зовут Яир Лапид, я министр финансов, и у меня нет аттестата зрелости» — так начал Яир Лапид свое выступление на конференции по вопросам образования в Холоне, посвященной предстоящему началу нового учебного года.
Аудитория встретила это сообщение аплодисментами.
Оглядываясь назад, Лапид признает , что был изрядным лоботрясом, но его проблемы в школе были связаны и с тем, что он ощущал: «система» его не видит и им не интересуется. Единственным человеком в системе образования, заметно повлиявшим на его жизнь, стала почти незнакомая учительница, работавшая в другом классе. Эта женщина, зная, что Лапид пишет стихи, посоветовала отправить их на городской литературный конкурс — и Лапид стал победителем. Так вечный «середнячок» в классе, понял, что может быть в чем-то лучшим.
Лапид уверен, что в современном мире уже нет места школьному «конвейеру» в том виде, в каком он сложился еще в 19 веке, в эпоху промышленной революции. Эта школьная система, выпускающая людей, пригодных для стояния у конвейера, сама пытается «штамповать» людей, как безличные детали машин. Этот подход был основан на уверенности в том, что взрослый, учитель знает больше, чем его ученики, и готовит их к будущей жизни, которая ему известна лучше, чем им.
Но оказалось, что учителя Лапида не знали, в каком будущем ему предстоит жить.
Никто не мог в 1981 году, когда Лапид закончил 12 классов школы и не получил аттестат зрелости, предсказать появление интернета. Но интернет появился, и сейчас каждый ученик, у которого есть смартфон, носит в кармане всю информацию, накопленную человечеством. Учитель — больше не «центр знаний», он знает о будущем не больше, чем сидящие за партами дети.
Образовательный «конвейер» провалился, он больше не выполняет своих функций. Если министр образования торжественно сообщает, что получивших аттестаты стало больше, их уже почти 50% от числа выпускников средних школ, повода для радости тут нет — ведь это значит, что половина выпускников, отучившись 12 лет, не получили ничего. Лапид доказывает, что для этих учеников лучше было бы по окончании школы получить сертификат о профессиональном образовании, чем остаться ни с чем.
В центре образовательной программы Лапида и его однопартийца, министра просвещения Шая Перона, стоит развитие сети технических школ. Лапид доказывает, что профессия автомеханика ничем не хуже аттестата зрелости, а заработает автомеханик, несомненно, больше, чем обладатель аттестата зрелости в классе биологического направления. Технические школы должны составлять десятки процентов от общего числа, и министр финансов обещает достичь этой цели.
Чтобы превратить школу из «конвейера» в место, где действительно готовят к будущей жизни и работе, ее необходимо в первую очередь освободить от бесконечных экзаменов, тестирований и оценок, полагает Лапид. Он не понимает, с какой стати его средний сын должен сдавать выпускной экзамен по ТАНАХу.
Лапид возмущен тем, что ТАНАХ, «величайшую из книг, созданных человечеством», его сын будет зубрить, чтобы сдать экзамен, вместо того, чтобы просто наслаждаться историей любви Иакова и Рахели, «наших Ромео и Джульетты». «Почему он должен учить отрывки о Боге, чтобы получить хотя бы 60 баллов «по Богу»? Это абсурд!» — негодует гуманитарий Лапид. По его словам, такой подход унижает и ученика, и учителя, и ТАНАХ: «Учитель должен быть учителем, а не подавать материал к экзамену».
Когда школьники учатся только ради «багрута», им и преподают соответственно. Лапид заглянул в материалы для подготовки к экзамену по истории и ужаснулся. От школьников требуется знать целый набор цифр и фактов о «второй алие» [репатриация восточноевропейских евреев в Эрец-Исраэль в начале 20-го века — ред.] , но никто не рассказывает им, что тогдашние репатрианты были 17-летними парнями и девушками, сверстниками современных израильских старшеклассников. «Они сбегали от родителей, добирались попутными оказиями через всю Европу, плыли на кораблях — юноши и девушки вместе… Есть довольно обоснованное подозрение, что в этой второй алие был сильный элемент свободной любви», — пошутил Лапид, своим примером демонстрируя аудитории, как на самом деле должен работать школьный учитель, чтобы «конвейер» превратился в «настоящее образование».
Лапид считает необходимым дать учителю полномочия свободно формировать материал, а не быть передаточным звеном между министерством просвещения и учащимся», чтобы «обучение» превратилось в образование. Ученик, зубрящий материал к экзаменам, всегда одинок — он один готовится дома, один сидит на экзамене, думая о том, чтобы получить оценку лучше других. Школа не учит совместной работе, творчеству, не учит ценностям — все это теряется в учебном «конвейере».
Его выступление на конференции закончилось риторическим вопросом: «Кто лучший ученик — тот, кто получает оценку «100» на экзамене, или тот, кто вместе с двумя друзьями ходит трижды в неделю к старику, пережившему Холокост, чтобы тот не чувствовал себя одиноким? Думаю, вы знаете ответ».
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С КОНЦЕПЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ВЫСТУПЛЕНИИ ЯИРА ЛАПИДА?
-
31.7%
Да
-
46.1%
Нет
-
22.2%
В теории согласен, но на практике таких реформ опасаюсь
Всего в опросе приняло участие: 1365 человек

Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.
С бывшим лоботрясом, а ныне с неграмотным минифинистром, дискуссировать — бесполезно. Во первых он не понимает о чем речь, а во вторых абсолютно уверен в своей правоте.
Среднее образование и аттестат зрелости дает и давало возможность получение знаний, для определения дальнейшей профессии, или продолжение
обучения в ВУЗах, с последующим трудоустройством. Академай, в отличии от недообразованных, готовы не только работать, но и управлять, пользуясь накопленными веками знаниями.Пользуясь справочниками, стандартами, энциклопедиями и т.д.Поэт — недоучка, считает, что учится не нужно? Он готов освободить школьников (пока частично) от неких предметов? Ему ЭТО так же уже можно? Господи! Стыдно то как? Это в Израиле?
Я думаю, что не у каждого в загашнике есть папины миллионы. Не каждый отмечен высшим даром стихоплетства. Не каждому недообразованному готов кабинет в правительстве государства.
Не каждый Лапид — пророк в своем отечестве.