Главная / Новости / По странам ... / Российский конвой: гуманитарная миссия как прикрытие военной?

Российский конвой: гуманитарная миссия как прикрытие военной?

15 августа 2014 г.

Западные журналисты публикуют репортажи с российско-украинской границы о передвижениях российского гуманитарного конвоя.

Как отмечают корреспонденты, готовность водителей открывать кузова и нестрогие меры охраны «наводят на мысль, что тут вряд ли тайно везут ящики с «калашниковыми» или подразделения российского спецназа».

Однако у операции много военных примет:персонал конвоя имеет военную выправку, белая краска маскирует армейские грузовики, колонну сопровождает многочисленная военная техника. По свидетельству журналиста The Guardian, другой российский конвой — из БТР — перебрался на украинскую территорию в ночь на четверг. По мнению СМИ, происходящее чревато «взрывоопасной развязкой».

«Российские «волонтеры» в бежевой одежде ведут конвой с гуманитарной помощью к украинской границе» — сообщает в заголовке Financial Times. Как отмечает в репортаже из Каменска-Шахтинского корреспондент Кортни Уивер, Крым известен «зелеными человечками», а это «люди в бежевом», которые ведут и сопровождают 262 грузовика российского конвоя с гумпомощью для Восточной Украины.

Россия уверяет, что конвой имеет чисто гуманитарное предназначение.

После прибытия в Каменск-Шахтинский водители вызвались открыть кузов любого грузовика. «В одном лежали десятки мешков с гречневой крупой, в другом — коробки со спальными мешками», — пишет автор.

Газета комментирует: готовность водителей открывать кузова и нестрогие меры охраны в месте остановки конвоя «наводят на мысль, что тут вряд ли тайно везут ящики с «калашниковыми», ракетными комплексами или подразделения российского спецназа».

Но у операции много военных примет. «Машины покрыты белым брезентом, но под ним — зеленые российские армейские грузовики», — поясняет автор. Некоторые машины перекрашены в белый цвет, но на многих еще проглядывает зеленая краска.

«Ни один человек из персонала конвоя не подтвердил, что работает на российскую армию, но многие, похоже, не очень давно отслужили в армии», — утверждает газета.

По мере того, как конвой приближался к границе, «число военных машин, которые защищали его с флангов, увеличилось», пишет автор.

«Среди десятков военных машин, увиденных журналистами Financial Times, были два бронированных командных пункта «Ранжир», которые транспортировались на безбортовых грузовиках», — говорится в статье. По утверждениям газеты, они используются для координации батарей ПВО.

«Снимки других сверхсовременных систем ПВО, в том числе ракетного комплекса «9К22 Тунгуска», были тоже сделаны журналистами, которые следовали за конвоем, и распространены в соцсетях», — говорится в статье.

Как утверждает The Guardian, в отличие от гуманитарного конвоя, «другой российский конвой все же перебрался на украинскую территорию поздно вечером в четверг».

«Журналисты The Guardian увидели колонну из 23 БТРов в сопровождении вспомогательных машин с топливом и других машин снабжения с официальными российскими военными номерами, которая двигалась к границе вблизи российского города Донецк — примерно в 200 км от украинского Донецка», — говорится в статье.

«Конвой остановился у обочины дороги до наступления ночи, а затем переехал на украинскую территорию. Он воспользовался плохой грунтовой дорогой и явно проехал через брешь в заграждении из колючей проволоки, которое демаркирует границу. Когда колонна въезжала на Украину, в темноте у пограничного заграждения виднелись вооруженные люди. Киев потерял контроль над своей стороной границы в этом районе», — пишет газета.

По мнению корреспондента Шона Уокера, эти машины вряд ли представляют собой «полномасштабное официальное российское вторжение», неясно, какое расстояние они намеревались проехать вглубь Украины и долго ли оставаться там. «Но это было неопровержимое доказательство того, что давно утверждает Украина, — что российские войска действуют в ее пределах», — пишет автор статьи.

По ощущениям автора, гуманитарный конвой может потенциально «обернуться медленной катастрофой» и, возможно, даже спровоцировать переход к «полномасштабному, открытому бою» России и Украины.

Москва уверяет, что гуманитарный конвой — жест доброй воли.

«В глазах Киева конвой — в лучшем случае циничная уловка, а в худшем — этакая «троянская сороконожка», которая войдет в страну через погранпункт, больше не контролируемый украинскими силами», — пишет автор.

В четверг гумконвой остановился в 20 милях от украинской границы, пишет автор. По его наблюдениям, в выправке водителей грузовиков «определенно есть что-то военное», однако нехватка дисциплины говорит о том, что это не элитные войска. По свидетельству автора, осмотр журналистами нескольких фур не выявил запрещенного груза.

Похоже, в грузовиках действительно содержится гуманитарная помощь, но можно понять и тревоги Киева, считает автор: «конвой имеет плохо замаскированные военные обертоны». Его сопровождали два военных вертолета, а в голове и хвосте колонны было «несколько машин с официальными российскими военными номерами».

«Днем, по отдельности от конвоя, на шоссе М4 были замечены несколько военных автовозов, нагруженных артиллерийскими орудиями и танками», — добавляет автор.

По мнению обозревателя Independent Мэри Дежевски, «многочисленные нити длящегося полгода на Украине конфликта быстро стремятся к потенциально взрывоопасной и крайне разрушительной развязке».

Автор напоминает: российский гуманитарный конвой отклонился от изначально заданной точки пересечения границы в сторону территорий, удерживаемых антикиевскими силами. Между тем Киев организовал собственный конвой меньшего размера, который направился в Луганск: «Нет никаких гарантий, что он сможет прорваться, по крайней мере, без использования силы и сопутствующего кровопролития».

«Риск сегодня заключается в том, что бои на Украине и торговая война с Россией обострятся не потому, что какая-то из сторон этого добивается, а в силу пренебрежения внешнего мира», — предупреждает журналистка, возмущаясь тем, что международная общественность отвлеклась на события на Ближнем Востоке.

«Если Лондон, Брюссель и Вашингтон возьмутся за Украину с той же энергией, что за Большой Ближний Восток, самого худшего — новой войны с Россией, холодной или «горячей» — все еще можно будет избежать. Однако при таком непонимании обеих сторон трудно оставаться оптимистом», — заключает Дежевски.

«Забудьте о конвое. Вспомните о тех, кому нужна помощь», — призывает The Times. «Опасения по поводу «российского конвоя с гуманитарной помощью» довели кризис на Украине до нового уровня цинизма и идиотизма», — возмущается писательница и журналистка Лили Хайд.

В Славянске украинские волонтеры ежедневно спасают людей из осажденных городов. «Никто не помогает: ни украинское правительство или «Донецкая народная республика», ни Россия, ни международные гуманитарные организации», — пишет Хайд.

«Когда русские послали 160 грузовиков предположительно с гуманитарной помощью, они спросили кого-нибудь из тех, кто фактически выполняет эту опасную работу, что им нужно? А украинское правительство со своим поспешно отправленным аналогичным конвоем поинтересовалось, что нужно доставить?» — задается она риторическими вопросами.

«Поэтому меня возмущает то, что гуманитарная катастрофа на Украине, наконец, попала на первые страницы газет, но только из-за конвоя, который, возможно, везет оружие, а может быть и нет, и из-за которого может начаться открытая война, а может и не начаться», — пишет автор статьи.

http://www.inopressa.ru/article/15Aug2014/inotheme/convoy_obzor.html

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан