Весна, 1961 год, город Жданов (ныне Мариуполь). Молодые девчата дружной компанией вышли из проходной завода.
В основном они работали малярами, штукатурами – предприятие расширялось.
Мимо них прошел парень — высокий, стройный, волнистые волосы ровно лежали на голове, на нем ладно сидел темный костюм, сверху белый плащ.
Приглянулся он девушкам. Вот бы познакомиться!
Тамара Александрова, одна из этой молодежной стайки, через несколько дней дежурила на переезде. Прямо на нее шел тот парень. Остановился, стал расспрашивать, что она здесь делает, где работает. Так и познакомились Тома и Марик. Марк Завадский приехал на завод в командировку. Оба очень понравились друг другу, стали встречаться. «Он растопил меня своей нежностью, вниманием», — расскажет сыну мать. Прошло несколько месяцев, молодой человек вернулся домой, в город Харьков.
Скромная симпатичная девушка забеременела. Подружки настаивали, чтобы она ехала к нему, добивалась женитьбы. Но она не знала точный адрес. Да и чего с бухты-барахты врываться в чужую семью: «Здрасте, я вам подарочек готовлю – сыночка». Совесть не позволяла ей так поступить. Родился сын. Тамара назвала его Эдуардом, дала отчество Маркович. Ей выделили комнату в общежитии, как матери-одиночке. Она еще боялась потерять это драгоценное жильё.
Шли годы, сын стал интересоваться, кто же его отец. Мать без утайки все рассказала, что он — Завадский Марк Григорьевич, учился в строительном техникуме. Но какой сейчас смысл искать, время минуло, иди знай, где он, может носит по белу свету, ищи ветра в поле.
Жизнь не баловала Тамару Андреевну Александрову. Ее родители погибли вовремя войны, ей было всего два годика, отправили в детский дом. Все что она помнила – свое имя. Когда она закончила пребывание в детдоме, ее нашла родная старшая сестра Александра. Оказывается, что фамилие у нее соответствует действительности, но отчество другое, папу звали Яков. Тамара поменяла в документах, стала Яковлевна.
— Мама, давай найдем папу, — не раз обращался Эдик к матери. Он уже закончил Кубанский университет, исторический факультет. Там познакомился с симпатичной Танечкой, женился. После окончания учебного заведения оба преподавали в школе. Тут закрутила метель-завируха: многие знакомые, родственники, друзья уехали в Израиль.
— Почему бы нам не поехать в эту страну, я то русский, но ты, Таня, чистокровная еврейка? – первым поднял проблему Эдуард. – Жизнь сегодняшняя нас не очень радует. Твой дядя на днях уезжает, попросим, чтобы прислал вызов.
Таня тут же согласилась. Незадолго перед отъездом послали письмо в Москву в передачу «Жди меня» с просьбой отыскать отца. Но положительного результата не получили. Прибыла семья Александровых в Израиль, понравилась Хайфа, только пришлось переквалифицироваться. Ребята умные, упорные, с настойчивым характером. Эдуард стал геодезистом, Таня устроилась в почтовое отделение. Однажды на почту пришла девушка Нелли отправлять письма.
— Куда столько? – спросила Татьяна.
— У нас в Хайфе есть организация подобная московской, она называется «Жди и найди меня».
— Слушай, это же прекрасно! Мой муж ищет своего отца многие годы. Но Москва не помогла, вряд ли вы что-то сможете. Мы и в МВД Израиля обращались, думали, что он еще раньше совершил алию, но сказали, что нужна точная дата его рождения. У нас ее нет.
— А ты попробуй.
За дело взялись добровольцы этой оргаганизации. Особенно старалась Нелли Прейс. Приходили неутешительные ответы. Девушка обратилась к Тане с советом.
— Ты говорила, что отец Эдуарда учился в строительном техникуме. Давай пошлем туда письмо. – Пришел отве, — вскоре порадовала Нелли Татьяну:
«Здравствуйте, Нелли Прейс! Мы получили Ваше письмо, рады помочь Вам в поиске. Пересмотрев внимательно архивные материалы, нам удалось найти личное дело Заварского Марка Григорьевича (подчеркнуто – Д.Ф.) дата рождения 16 марта 1936 года». Далее идет адрес, его фотография молодого Марка с анкетой, в ней указаны родители: отец – Заварский Григорий Яковлевич, мать – Геня Давидовна, даты учебы Марка в техникуме 1953-1957. «Надеемся, что это тот человек, которого вы ищете».
Таня, жена Эдуарда, посмотрела на фото, воскликнула: «Да это же ты в молодости, только без усов!» Твоя мама, наверное, плохо расслышала его фамилию, вот и получилось, что вместо «р» ей почудилось «д», вместо Заварский – Завадский. Мы с Нелли продолжим поиски.
Вновь обе женщины в интернете. Нужно отметить, что поиски продолжались не очень долго. Нашли людей с подобной фамилией, связались, вышли на Якова Заварского и его дочь Ирену – брата и племянницу Марка, живущим в Чикаго, затем на Людмилу Заварскую. Та попросила более подробно описать, кто мать Эдуарда, где жил до репатриации, что им известно об отце, его фото. Все было отправлено. Последовал ответ Людмилы: «Спасибо большое, что выложили фотографию, это дало точный ответ на все мои вопросы. Я родная сестра Эдуарда по папе».
Так узнали телефон отца, который живет в Германии. Действительно, как заметила Люда: «Зов крови – сильная штука!», через 53 года после рождения найти отца, которого никогда не видел. Марк был очень взволнован, несказанно рад, мечтал о встрече с родным сыном и его семьей.
Прошло менее двух недель. Я уже знал об этом случае. Мне позвонила Нелли, сказала, что в Хайфу к сыну приехал Марк Григорьевич. Навестил эту семью, приятно побеседовали. Оказывается он уже бывал в Израиле, у него здесь в Бат-Яме живет дочь – Люда, посетил Иерусалим, побывал у Стены плача, оставил там записку. И теперь его свозили в Хамат Гедер и Хамей Гаш, посмотрел Бахайские сады. Новые впечатления впереди. Марк вспоминает:
— Мне очень понравилась Тамара: симпатичная, скромная, вся такая располагающая. Затем я уехал в Харьков к месту работы. Так наши пути разошлись. О рождении сына даже не подозревал. Может быть, к тому времени, когда я уехал из Жданова, она сама еще не знала».
Таня, жена Эдуарда: — Они не только похожи внешне, но и черты характера одинаковые: добрые, честные, порядочные, отзывчивые, сердечные, просто удивительно. Марк Григорьевич настолько приятный человек! У меня в Израиле много родственников, а у Эдика никого. Оказывается не только у меня еврейские корни, но и у мужа.
Эдуард после телефонного разговора с Марком, поехал к маме Тамаре, захватив фото Эдуарда. «Первый день не показал, было шумно, не до того. На второй достаю… Она говорит, что это я и есть. Тогда мы и рассказали всю историю поиска отца», — рассказывает Эдуард. Такова история измененной буквы, история большой семьи.
Хочу похвалить весь состав добровольцев организации «Жди и найди меня»: руководителя Анатолия Фельдмана, волонтеров Светланы Ланской, Ларисы Блехман, Людмилы Абрамзон, а этом событии особо постаралась Нелли Прейс по поиску затерявшихся людей. Марк Заварский, Эдуард и Татьяна Александровы приходили к ним в Бейт-Оле, сердечно благодарили за помощь в поиске отца и его родственников.
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа