Евреи – это нация? Этнос? Или всё же религиозная общность? Сионистская историография придерживается версии, согласно которой евреи вначале жили в Эрец-Исраэль. В 70 г. они были изгнаны римлянами, после чего началось их странствование по белу свету. Между тем критически настроенные исследователи считают эту версию неправдоподобной и ненаучной, так как основана она на передававшихся из поколения в поколение преданиях, а в качестве исторических источников использовалась Библия.
Израильский историк, профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд, чьи взгляды идут вразрез с мнением большинства, решил изучить первоисточники. Начав с Талмуда, греческих, римских и арабских хроник и закончив работами первых еврейских историков современности, он пришел к следующему заключению: нет исторических доказательств того, что диаспора сформировалась вследствие насильственного рассеяния евреев из Израиля в 70-м г. По мнению Занда, мысль о еврейском этносе (группе людей, генетически связанных друг с другом) родилась на Ближнем Востоке, и эта теория ничем не подтверждена и даже опасна, так как использует, среди прочего, понятие нации, основанное на расовых признаках. Из Эрец-Исраэль 2000 лет тому назад не народ эмигрировал, а распространилась религия, считает Занд. Таким образом, сегодняшние евреи являются потомками тех народов и народностей, которые сотни и тысячи лет назад приняли иудаизм. А вот в случае с некоторыми палестинскими арабами можно, как считает Занд, напротив, говорить о родственных связях с евреями, которые жили на израильской земле 2000 лет тому назад.
В своей книге профессор проводит фундаментальное исследование, которое в таком виде в Израиле никогда еще не проводилось. Главная его идея заключается в том, что еврейство сформировалось из многих религиозных групп, и лишь при написании сионистской истории было «переименовано» в «нацию». Тезис об изгнании евреев из Израиля был придуман христианством, а идея «возвращения на землю предков» – модель, рожденная сионистской историографией. По мнению Занда, еврейские общины на территории Европы, Северной Африки и Азии образовались благодаря переходу людей в другую веру. И не было никакой общенародной культуры. Родиной еврейского национального движения Занд считает Восточную Европу и «идишский народ», который в ходе еврейского просвещения присвоил себе этническую нерелигиозную идентичность. В прошлом веке в Израиле с развитием сионизма сформировалась и новая иудео-израильская культура, правомочность которой Занд нисколько не оспаривает, выступая даже за расширение понятия «нация» в пользу нееврейских меньшинств, проживающих в Израиле.
Шломо Занд – и это является очевидным политическим призывом книги – выступает за превращение израильской этнократии, то есть демократии для одного этноса, в демократическое государство для всех своих граждан по примеру Франции или США.
Нет книг о «Первой Катастрофе»
Уже который месяц книга Шломо Занда под названием «Когда и как был придуман еврейский народ? Что такое народ и когда он становится нацией» стоит в Израиле в списке бестселлеров научно-популярной литературы. А весной 2008 г. она находилась даже на первом месте списка продаж. За последние месяцы ее автор также неоднократно являлся гостем израильского телевидения. Но тезисы Занда вызывают не только интерес многих, но и вражду со стороны тех, кто верит в сионистскую историю и историческую законность притязаний Израиля. По их мнению, эта книга оспаривает легитимность существования еврейского государства. Занду регулярно приходят письма и поступают звонки с угрозами, на улицах его обзывают «Гитлером», «наци» и «предателем». А в конце июня его публичная лекция в Тель-Авивском университете была прервана громкими выкриками членов студенческой организации Israeli Academia Monitor, которая была создана в 2004 г. с целью «контроля и борьбы с антиизраильскими проявлениями в вузах Израиля». Историки из Израиля пока не выказали никакой серьезной аргументации против тезисов Занда. Его книгу критикуют в первую очередь за то, что ее автор нарушает «правила игры» гуманитарных наук: Занд является специалистом по истории XIX и XX вв. и, по мнению критиков, не может разбираться в истории античности и средних веков.
Родился историк в 1946 г. в лагере для перемещенных лиц в австрийском городе Линц. Его родители – польские евреи, пережившие Катастрофу. Когда Шломо было 2 года, семья переехала в Израиль. На научном поприще Занд, которому сейчас 61 год, преуспел в Парижском университете социальных наук. Более десяти лет он прожил во Франции, поддерживая тесные связи с научными обществами Западной Европы и США. Его считают продолжателем постмодернистских традиций деконструктивизма Жака Дерриды и Марка Блока.
Опираясь на многочисленные факты, Занд в своей книге трезво описывает возникновение исторических мифов, которые были сформированы сионистской историографией и сегодня прочно вошли в систему образования в Израиле. Речь идет в первую очередь о мифе под названием «галут», согласно которому еврейский народ был рассеян по миру, и о ссылках на Библию в качестве серьезного исторического источника. По мнению Занда, в этом и заключается главная проблема предмета «история» в Израиле. Теперь он хочет внести в этот вопрос ясность.
В первой части своей книги Занд исследует исторические описания евреев, существующие на сегодняшний день. С какого времени современная еврейская историография начала опираться на Библию как на исторический источник? Занд наткнулся на работы немецких историков XIX в. еврейского происхождения – Исаака Йоста и Леопольда Цунца. Они считали Библию таким же незначительным историческим источником как, к примеру, и древнегреческую легенду «Одиссея». Еврейская история была не общенациональной, а историей религиозных общин. И лишь в конце XIX в. немецкий историк еврейского происхождения Генрих Грец начал свой труд с возвращения евреев из Вавилона в VI в. до н. э., используя при этом Библию. Это повлекло за собой появление работ Симона Дубнова и Сало Барона, которые предприняли попытку написать систематическую национальную историю народа. И евреи из религиозной общности превратились в национальную.
В своей книге Шломо Занд развенчивает самый большой миф сионистской историографии – галут. Как считает Занд, римляне – за исключением 90 тыс. военнопленных, описанных еврейским летописцем древности Иосифом Флавием, в 70 г. не предпринимали никакой массовой депортации евреев после разрушения Второго храма. Но самое интересное: Занд выяснил, что ни один серьезный историограф не писал о галуте и не существует ни одного исследования на тему расселения евреев в I в. При этом данная легенда считается фундаментальной основой еврейской истории. Любой ребенок на улицах Израиля знает, что евреи были рассеяны по свету в 70 г. «Необходимо понять, что среди мифов сионистской историографии галут считается первой Катастрофой, – разъясняет Занд. – А вы можете себе представить, что не существует ни одного научного труда о первой Катастрофе?»
Шломо Занд приходит к выводу (и не он первый), что галут был придуман не евреями, а христианами в начале III в., и на определенном этапе этот религиозный миф был перенят и евреями. Позже его подхватило и раздуло сионистское движение.
Затем Занд показывает, что не было никакого народа, который эмигрировал 2000 лет тому назад из Израиля. По миру распространилась религия. Еврейское общество было в то время аграрным, в нем не происходило больших мигрантских движений. Но это общество породило иной по своему качеству вид миграции – распространение монотеизма. «Иудаизм, – говорит Занд, – начиная со II в. до н. э. является прозелитским монотеизмом. В I–II вв. до н. э. хасмонеи насильственно обращали в свою веру всех, кого завоевывали. Затем началось дальнейшее распространение иудаизма по территории Египта, Малой Азии, Северной Африки и Древнего Рима. Таким образом, не было никакого распространения народа, то есть не было никакой диаспоры народа, а была диаспора религии».
Этот тезис, по мнению Занда, подтвержден греческими и латинскими хрониками, в которых есть многократные ссылки на обращение евреями других народов в свою веру. И Гораций, и Светоний, и Тацит – почти все говорили об иудаизме как о прозелитской религии. И корни ненависти раннего христианства к иудаизму именно в этом конкурирующем прозелитизме. В Талмуде Занд также нашел множество высказываний о прозелитском обращении в иудаизм. Но самым важным аргументом в пользу своей теории Шломо Занд считает демографию. «Сегодня мы знаем, что во времена существования иудейского царства в I в. до н. э. там проживало около 700 тыс. человек. Но в I в. количество евреев по всей территории Средиземноморья и в Вавилоне возросло до 4 млн. человек. Что привело к такому стремительному росту? Такое увеличение рождаемости за 200 лет исключено».
От берберов и хазаров
Занд также задается вопросом, откуда взялось такое большое количество евреев в Восточной Европе, Северной Африке и Йемене в средние века. При этом он предал гласности забытые истории еврейских царств, прекративших свое существование. Так, читатель узнает о еврейском царстве Хемьяр, расположенном на территории сегодняшнего Йемена, в котором в V в. н. э. происходило массовое обращение в иудаизм. На сегодняшний день лишь один израильский историк занимается вопросом йеменских евреев. А ведь еще вплоть до 1950-х гг. в израильских гимназиях рассказывали о Хемьяре. Сейчас же среди израильтян эти знания утеряны.
Второе еврейское царство – Оррах – существовало в VI в. в Алжире. Арабский историк Средневековья Ибн Халдун описывает приверженность к иудаизму многих берберов Северной Африки еще до того, как в этот регион пришел ислам. В хрониках рассказывается об одной еврейской королеве-берберке по имени Дахия Аль-Кахина, которая в 694 г. вела борьбу с мусульманским нашествием. Это является для Занда ответом на вопрос о дальнейшем заселении евреями Испании. Он считает, что многие испанские евреи являются потомками берберов – зачастую офицеров мусульманских армий, принимавших участие в завоевательных походах на Иберийский полуостров. Шломо Занд рассматривает это как проявление арабо-еврейского симбиоза в этом регионе еще с давних времен.
Что касается третьей большой общности евреев – восточноевропейской, то и они, по мнению Занда, произошли не из Эрец-Исраэль. Он рассказывает историю еврейской империи хазаров, которая простиралась в X–XIII вв. между Крымом, Волгой и Каспийским морем. После принятия хазарским царем иудаизма, по словам Занда, в империи постепенно образовалась особая еврейская народность, говорившая на языке тюркской группы. После нашествия монголов они бежали на запад и смешались со славянскими народами. Источников, рассказывающих о еврейской империи хазаров, более чем достаточно. Тем самым Занд опровергает общепринятую теорию, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от «ашкеназов», то есть пришли из немецкоязычных краев. «В общинах Кёльна, Майнца и Вормса в XIII в. проживали лишь несколько тысяч евреев. Таким образом, с точки зрения демографии, на восток не могло эмигрировать такое большое количество евреев, которые смогли бы образовать там народ численностью в несколько миллионов человек», – пишет Занд. При этом, кроме прочего, он опирается на теорию лингвиста Пауля Векслера из Тель-Авива, которая гласит, что язык идиш не идентичен еврейско-немецкому языку Средневековья. По мнению филолога, идиш является языком славянской группы с лексическими элементами, заимствованными из немецкого языка. Образование языка идиш, как считает Векслер, подтверждает факт социолого-экономического слияния немецких поселенцев и евреев Средневековья на территории сегодняшних Украины и Польши.
Еврейская генетика
В последней главе книги под названием «Политика идентичности в Израиле» Занд говорит о том, что эти не новые, но представленные в новом ракурсе факты призваны разоблачить историческую конструкцию и этноцентристскую традицию мыслителей сионизма. «Я делаю лишь то, что уже было проделано в отношении французов, немцев, англичан и итальянцев: я разрушаю созданные мифы о происхождении нации, – говорит Занд. – На заре национал-социализма немцы развили миф о своем происхождении от древнегерманского племени тевтонцев, французы ссылались на свое родство с галлами, а израильские евреи ссылаются сегодня на то, что их предками были евреи, жившие 2000 лет тому назад в Иудее».
Особо опасной считает Шломо Занд теорию, согласно которой еврейское происхождение подтверждено биологическими методами, а это означает, что принадлежность к еврейскому народу может быть доказана наукой. Как следствие этой идеологии, основанной на этнической принадлежности, сегодня в израильских университетах ученые занимаются поисками «еврейского гена». Занд с тревогой наблюдает за подобными попытками сконструировать еврейскую нацию по типу «расовой нации». При этом те, кто критикуют эту теорию общего биологического происхождения евреев, попадают в ловушку. «Ведь вот в чем парадокс: того, кто до Второй мировой войны говорил, что все евреи имеют одно общее происхождение и являются братьями по крови, того считали расистом и антисемитом. А если кто-то сегодня утверждает обратное, то его тоже называют антисемитом», – говорит Занд.
Самый сложный спор в теории Занда возникает вокруг термина «народ». «Я скажу вам одну простую вещь: люди с общей культурой являются народом. У евреев нет никакой общей народной культуры, у них есть общая религиозная культура. Это логично. История не знает никакой общей народной культуры евреев», – продолжает Занд. Но ведь существует еврейско-израильский народ! «Именно это я и говорю в своей книге. Но и сионисты, и арабские националисты не хотят признавать, что образовался еврейско-израильский народ. Первые говорят, что мы являемся частью интернационального еврейского народа. Арабские же националисты тоже считают, что в Израиле имело место нашествие интернационального еврейства. Оба лагеря не готовы признать существование единой израильской идентификации», – считает Шломо Занд.
Себя профессор истории называет антисионистом, но не антиевреем. Он мечтает о создании такого демократичного общества, которое расширило бы свои границы для меньшинств. Занд выступает за «иудео-израильскую идентификацию», которая носила бы не такой исключительный характер, как та, которая существует на сегодняшний день.
Это не аргумент для антисемитов
Занд говорит: «Я хочу, чтобы существовало Государство Израиль, но без исторических домыслов». И тем не менее он боится, что его тезисами могут злоупотребить идеологи-радикалы, вырвав из его теории лишь отдельные ее части и использовав их для пропагандистских целей. «Ахмадинеджад будет, несомненно, доволен некоторыми пассажами из моей книги, но не ее главным высказыванием – „разрушение веры в одну расу“. Антисемиты и расисты меня не любят, потому что я не верю в генетические доказательства национальной принадлежности. Я считаю, что не существует генетически схожего еврейского народа». Для христиан и мусульман, верующих в историческую достоверность Библии и Корана, книга Занда также неудобна.
Эта книга должна появиться в сентябре на полках книжных магазинов Франции. Переводы на английский, русский, итальянский и арабский языки находятся в работе. Только вот в Германии Занд еще не нашел издателя. «Там эту тему затронуть боятся», – говорит он.
Айк ДЁДТМАН
Рассылка движения «Левый марш»
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа
Не удивлюсь, если прохфессор придерживается левых взглядов на конфликт в Палестине.