В Израиле никогда не награждают генералов — боевые награды даются только солдатам и офицерам, выполняющим свой воинский долг на поле боя.
Генералы Израильской Армии
Любая тема, связанная с армией, в Израиле обязательно переходит к обсуждению генералитета – высшего воинского начальства, на плечи которого возложена тяжелейшая ответственность за обеспечение безопасности страны.
Для Израиля, находящегося в состоянии войны на протяжение всей своей истории, люди, стоящие во главе ЦАХАЛа, во многом являются символами государства, воплощением боевого духа и воинских традиций еврейского народа.
Бывший Начальник Генштаба генерал-полковник Габи Ашкенази
Все фотографии с сайта http://dover.idf.il
Израильский генералитет родился вместе с еврейским государством.Система воинских званий создавалась заново прямо в ходе сражений. Как неожиданно это не звучит, но систему воинских званий придумали два израильских поэта, два классика литературы на иврите — Авраам Шлёнский и Натан Альтерман. Они положили в основу наименований воинских званий терминологию, пришедшую из ТаНаХа и Талмуда. Для обозначения генеральских званий ими было взято из талмудического иврита слово «алуф»
«Алуф» означает «предводитель, руководитель».
В Талмуде написано: «Слово «Алуф» обозначает Пресвятого, Благословен Он, ибо сказано «Ты наставник «алуф» юности моей» (Миш-лей 16:28).
Талмуд объясняет, что это слово означает Всевышнего, – ведь Б-г не только Создатель, но и активно действующая, определяющая ход истории мира и человечества направляющая сила.
Тогда же были созданы и знаки различия на погонах и кокардах.
Согласно иудейской традиции, знаки различия не должны были иметь форму языческих символов – звезд, солнца, животных.
Поэтому было принято решение использовать в качестве символов воинских званий растительность Эрец Исраэль – лавровые венки, оливковые ветви и виноградные листья.
Эмблемой генеральских воинских званий стали оливковая ветвь – символ мира, и меч – символ войны. Прототипом послужила эмблема Хаганы, созданная в 1944 году. Впервые знаки различия для командного состава были введены в войсках во время боев за Иерусалим в апреле 1948 года.
В ЦАХАЛе есть три генеральских звания:
– «тат-алуф» (соответствует генерал-майору в российской армии),
«алуф» (генерал-лейтенант) и
«рав-алуф» (генерал-полковник).
Причем, звание рав-алуф присваивается только одному человеку на действительной службе –начальнику Генерального Штаба.
Генерал-лейтенант Бени Ганц
Сколько же генералов в ЦАХАЛе?
Начальнику Генштаба подчинены командующие Северного, Центрального и Южного военных округов, Тыловое Командование, штаб Сухопутных войск, командующие и штабы родов войск, Военно-морского флота, Военно-воздушных сил, десятки управлений и командований различных уровней, командиры дивизий, бригад, флотилий, авиационных частей и соединений.
Командующие военными округами, начальники многочисленных управлений и командований, а также руководители контрразведки ШАБАК и внешней разведки МОСАД, входят в состав Форума Генштаба, объединяющего все высшее военное руководство Израиля во главе с начальником Генштаба.
Израильский военный историк О.Грановский попробовал подсчитать их число, исходя из командных должностей, занимаемых генералами.
По его подсчетам выходит, что в армии, военно-воздушных силах и военно-морском флоте проходят службу порядка 100 генералов.
Много это или мало? При полной мобилизации численность ЦАХАЛа достигает 700 тысяч военнослужащих, т.е. на каждого генерала приходится порядка 7 тысяч солдат и офицеров.
Если сравнить эту ситуацию, например, с Российской армией, то там на 1 010 000 военнослужащих приходится около 1200 генералов.
В американской же армии, на 1 371 000 военнослужащих приходится 879 генералов.
При этом на одного генерала Российской армии приходится 701 военнослужащий, на одного генерала американской армии — 1204. (цифры верны на момент написания статьи- 2010 г.)
Так что по критерию относительного количества генералов в вооружённых силах, израильский генералитет является наиболее эффективным среди армий мира.
Генерал-майор Яир Голан (в центре)
Присвоению высоких генеральских званий предществует многолетняя последовательная фильтрация на всех ступеньках служебной карьеры, отсекающая всех, кто не удовлетворяет высоким требованиям к командиру, несущему личную отвественность за безопасность государства и за жизнь тысяч подчиненных ему солдат и офицеров.
Путь к генеральским погонам начинается с обязательной солдатской службы.
Будущие генералы проходят все ступеньки служебной лестницы – от рядового солдата до командира войскового соединения.
Отбор кандидатов на командные должности идет с первого дня призыва в армию.
Общим для всех является прохождение курса молодого бойца (тиронут), длительность и сложность которого зависят от рода войск, в которые направляется призывник. Для солдат боевых частей следующим этапом боевой подготовки является курс продвинутого обучения, который длится несколько месяцев.
Наиболее подготовленные бойцы затем проходят курс сержантов. И лишь самые лучшие выпускники курса сержантов могут получить направление на офицерские курсы. Таким образом, для кандидатов в офицеры является обязательным солдатская служба.
Офицеры полписывают договоры, в которых обязуются служить в армии ограниченный срок. Затем продвижение по служебной лестнице и занятие более высоких должностей неразрывно связано с многочисленными аттестациями.
При аттестации офицеров учитываются в равной степени не только рекомендации командования,
но и отзывы подчиненных о своем командире.
По результатам аттестации армия безжалостно избавляется от кандидатов, не удовлетворяющих жестким требованиям.
Прошедшие отбор подписывают договор на новый срок службы, их могут направить на учебу в военно-учебные заведения и гражданские вузы
Генерал-майор Мири Регев, начальник пресс-службы ЦАХАЛа и главный военный цензор. Сегодня — министр
В ЦАХАЛе действует развлетвленная система военно-учебных заведений, в которых осуществляется подготовка командиров различных уровней.
В Командно-тактическом колледже проходят обучение перспективные молодые офицеры, выдвигаемые на командование ротами. Обучение идет в течение двух лет, после чего выпускники получают первую академическую степень. Обязательным условием обучения там является подписание договора о службе в армии на протяжении 4.5 лет после окончания этого колледжа.
Будущих командиров батальонов готовят в Командно-штабном колледже. Срок обучения там составляет 1 год. Принимают туда офицеров в чине майор, уже имеющих 1-ую академическую степень. Выпускники колледжа в дальнейшем используются в качестве командиров батальонов и штабных офицеров.
Наряду с получением образования в военно-учебных заведениях, в ЦАХАЛе есть практика направления офицеров для получения академического образования в гражданских университетах, как в Израиле, так и за рубежом.
Офицерам может предоставляться оплачиваемый отпуск сроком до 3 лет для получения академической степени.
Возможно также очно-заочное обучение офицеров в гражданских университетах. В этом случае для учёбы втечение двух лет без отрыва от службы предоставляется день-полтора в неделю для занятий.
Так, бывший начальник Генштаба генерал-полковник Эхуд Барак параллельно со службой закончил Еврейский университет в Иерусалиме и Стэнфордский университет в Калифорнии, где получил ученые степени по математике и экономике.
А генерал-майор Юваль Нееман, занимая пост заместителя начальника Военной разведки, был одним из известнейших физиков-теоретиков, профессором ряда университетов и лауреатом многих научных премий.
В Израиле считается, что высшее военное руководство обязано обладать высоким интеллектом и широким кругозором, и университетское образование только способствует обретению этих качеств, столь редких у военных в других странах.
Наличие академической степени является обязательным условием для продвижения по службе, начиная со звания подполковник.
Подготовка офицеров высшего командного звена полк- бригада-дивизия осуществляется в Колледже национальной безопасности, на различных факультетах которого обучаются не только представители военного командования, но и государственные чиновники высокого ранга.
Генерал майор Йоси Бахар, генерал-майор Галь Гирш, генерал-майор Гади Айзенкот
Генералитет находится под жесточайшим контролем общества, правительства, кнессета, СМИ и любой факт нарушения генералом юридических или моральных норм немедленно становится предметом расследований и наказаний.
Генерал Имад Фарес, командовавший дивизией «Галилея», ушел в отставку из-за попытки обмануть командование:
супруга Фареса попала в аварию, когда ехала одна на служебной машине генерала, вопреки существующим нормам использования автомобиля.
Факт нахождения за рулем автомобиля жены генерала зафиксировала дорожная полиция.
Желая скрыть, что он нарушил правила, предоставив личный автомобиль жене, генерал Фарес солгал своему начальнику, командующему Северным округом, и лизинговой компании, предоставившей автомобиль, что находился в машине вместе с женой.
Однако вскоре он сообщил, что соврал об аварии: в тот момент жена была в машине одна. Генерал Фарес заявил, что берет на себя ответственность за происшествие и принимает последствия, после чего подал в отставку. Командование сочло, что генералом Фаресом совершено серьезное нарушение моральных норм и приняло его отставку.
Командир дивизии Газа генерал-майор Моше Tамир должен был получить звание генерал-лейтенанта и повышение по службе, однако он был разжалован в полковники и осужден на три месяца заключения условно.
Причиной крушения карьеры генерала стало нарушение им моральных норм — командир дивизии «Газа» позволил своему 14-летнему сыну, не имеющему водительских прав, управлять армейским мотовездеходом ATV. Сын генерала, находящийся за рулем, попал в ДТП, врезавшись в частный автомобиль.
Причины ДТП стали известны после того, как выяснилось, что мотовездеход нуждается в ремонте, и генерал был вынужден рассказать о происшедшем. Расследование происшествия вели следователи ЦАХАЛа. После того, как они закончили свою работу, военный прокурор и начальник Генштаба определили дальнейшую судьбу генерала Тамира.
Генерал-лейтенант Исраэль Зив
В израильском генералитете представлены все социальные и этнические группы израильского общества: уроженцы страны и репатрианты, ашкеназы и сефарды, кибуцники и жители городов…
Армия в Израиле вне политики, военнослужащим запрещено высказывать публично свои политические предпочтения, но после ухода в отставку генералы занимают ведущие позиции в партиях всего политического спектра — от крайне левых до крайне правых.
Наряду с евреями в израильском генералитете заметное место занимают друзы — национальное меньшинство, наравне с евреями несущее воинскую службу.
Друзами были целый ряд высших офицеров вооруженных сил Израиля, среди них:
командующий пограничными войсками (МАГАВ) генерал-лейтенант Хуссейн Фарес,
начальник тыла ЦАХАЛа генерал-лейтенант Юсуф Мушлав.
Характерна биография друза, полковника Нави Мараи. Он начал службу в парашютно-десантных войсках, затем быстро вырос до командира мотопехотной бригады, позднее стал заместителем командира дивизии Газа. 26 сентября 1996 года полковник Нави Мараи принял свой последний бой – в этот день он руководил боевыми действиями израильских войск в районе Рафиаха и был убит огнем палестинского снайпера.
Друз, генерал-лейтенант Юсуф Мушлав, начальник тыла ЦАХАЛа
В Израиле нет офицерских династий, у детей и внуков высших офицеров ровно столько же шансов стать впоследствии генералами и адмиралами, как и отпрысков рядовых граждан.
Однако существует традиция из поколения в поколение идти в боевые части, осознавая все сложности и опасности, которые связаны с этой службой.
При выполнении воинского долга в числе многих других в разные годы погибли:
майор Йорам Эйтан — сын начальника Генштаба генерала Рафаэля Эйтана,
капитан Гиль Иври — сын главкома ВВС генерала Давида Иври,
рядовой Давид Шпринцак — сын председателя Кнессета Йосефа Шпринцака,
капитан Давид Тамир — сын министра юстиции Шмуэля Тамира,
капитан Ионатан Бегин — сын министра Бени Бегина и внук премьер-министра Менахема Бегина.