Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Юрий Полторак. Немецкая алия Хайфы

Юрий Полторак. Немецкая алия Хайфы

Юрий Полторак 
Немецкая алия

 

«В период пятой алии (1929-39 гг.) в страну переселились более 250 тыс. евреев, из них более четверти из нацистской Германии.

Эта алия в значительной мере изменила характер ишува.

Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, немалые трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства».

За этими сухими строками I-го тома Краткой Еврейской Энциклопедии – судьбы десятков тысяч людей, действительно преобразивших лицо британской подмандатной Палестины.

О том, как эти события отразились в истории Хайфы – этот материал.

В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, результатом чего вскоре стали т. н. Нюрнбергские законы, затем печально знаменитая «хрустальная ночь».

Всё это в конечном итоге привело к тому, что многие «немцы Моисеева вероисповедания» этой центрально-европейской державы поняли всю опасность своего пребывания в этой стране, и часть из них отправилась на свою историческую родину. А т.к. главным портом тогдашней Палестины была Хайфа, то она и стала первым прибежищем этой новой, впоследствии названной в истории сионизма пятой, волны репатриации в Страну Израиля.

Одновременно с этими событиями, толчком для изменения ситуации в Хайфе явились и явления, так сказать, местного масштаба. Вследствие арабских беспорядков конца 20-х – начала 30-х годов большинство евреев, проживавших в нижнем городе, были вынуждены перебраться в район нынешнего Адара. Так эта территория постепенно превращается в еврейский центр Хайфы.

Не надо забывать, что большая часть прибывших из Германии репатриантов были людьми с достаточно высоким уровнем образования и культуры, обладали «здоровой еврейской инициативой» и при этом не были лишены знаменитой немецкой основательности. Так, нацистские власти в это время разрешали евреям покидать Германию при условии, что они не будут вывозить оттуда свои денежные накопления. А вот имущество своё забирать с собой они право имели. Вот вследствие этого и появились вскоре в Хайфе т. н. «медные дома» — «последний писк» европейской моды 30-х годов. На самом деле это были облицованные медными листами разборные деревянные «дачи» этих бывших подданных фюрера. Кстати, несколько их этих оригинальных строений можно и сегодня увидеть в районе Центрального Кармеля (дом № 5 по ул. Хурша и там же неподалёку особняк под № 5 по ул. Леонардо да Винчи).

Вернёмся, однако, на Адар.

С приездом немецких евреев начинается интенсивное развитие этого района.

Он застраивается новыми шикарными домами, в первых этажах которых располагаются многочисленные конторы и магазины.

Так формируется здесь улица, получившая впоследствии имя М. Нордау – еврейского философа, известного немецкого писателя и общественного деятеля, одного из основателей Всемирной сионистской организации. На ней селятся сотни бывших немецких евреев, благодаря чему улица была прозвана в народе «еки-рхов» — «улица для еки» (выходцев из Германии, на многие вопросы привычно произносивших «е-е», т. е. «да-да», дразнили «еками»).

Как уже отмечалось, в 30-е годы в Палестину приехало порядка 60-ти тысяч немецких евреев, более половины из них в 1936-39 годах. При этом в Хайфе поселились около 10 тысяч репатриантов из Германии, что на треть увеличило еврейское население города. Всё это, естественно, оказало огромное влияние на городскую жизнь.

В хайфский Технион пришли новые профессора и многочисленные студенты, увеличилось и число факультетов в этом единственном на то время высшем техническом учебном заведении Ближнего Востока.

В городе открылись «немецкоязычные» магазины, парикмахерские, аптеки; стали выходить газеты на немецком, печатались справочники, в которых для «еков» на их родном языке сообщалась информация о расписании поездов, почтовых тарифах, существующих в городе многочисленных конторах, адреса практикующих врачей и адвокатов.

Был выпущен путеводитель по городу и карта Хайфы на немецком языке. А в 1942 году «немецкая» партия под названия «Новая алия» добилась того, что её представители, набрав более10% голосов жителей города, стала третьей по числу представителей в хайфском муниципалитете…

Не всё, правда, шло гладко. Среди приехавших было немало инженеров, юристов, врачей, представителей свободных профессий, которым было нелегко найти работу по специальности.

Не хватало жилья, многие жили в перенаселённых квартирах или в «домах репатриантов». Школьные классы были переполнены.

Большинство женщин занимались уборками и уходом за детьми в семьях обеспеченных старожилов города, а мужчины, несмотря на уровень образования, соглашались на любую тяжёлую работу.

Уже многие годы в израильском фольклоре бытует анекдот о работе репатриантов 30-х годов из Германии на стройке, когда один из них, передавая другому кирпич, произносит:

«Данке шен, герр профессор» («Спасибо, господин профессор»),

слыша в ответ: «Битте шен, герр доктор» («Пожалуйста, господин доктор»).

Ситуация эта изменилась в лучшую сторону лишь в годы II-й Мировой войны, когда начался экономический бум:

тогда в полную мощность заработал хайфский порт и появилось множество предприятий, выполнявших заказы английской армии.

Фото Юрия Полторака.
Фото Юрия Полторака.
Фото Юрия Полторака.

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан