Главная / !Хайфа, Крайот, Нешер / Елена Кочина. О празднике Ту бе-Ав

Елена Кочина. О празднике Ту бе-Ав

Сегодня праздник Ту бе-Ав (ивр. ‏ט»ו באב‏‎), Пятнадцатое ава. 

Думаю, что неправильно называть Ту бе-Ав днем Влюбленных, это ассоциирует его с нееврейским днем Валентина, что в корне неверно. Еврейский праздник намного глубже и шире по своей сути и, несомненно, имеет высокие духовные корни. Говорить об этом дне как о дне Влюбленных можно  лишь с очень большой натяжкой и то только потому, что в библейские времена выходили дщери Иерусалимские в этот день, как утверждает трактат «Таанит», плясать в виноградниках. Тот, у кого не было жены, отправлялся туда в надежде встретить суженную и высматривал ее среди девушек, водящих хороводы.

Танцующие девушки на празднике Ту бе-Ав. Архив музея ХАН в Хедере. Ту бе-Ав в Хадере, студенты танцуют под руководством учителя танцев Пнины Самсоновой (Кендрик). Создано между 1922 и 1948 годом

Так молодежь знакомилась, влюблялась, создавала семьи, а не просто пары для сожительства без взаимных обязательств, как это модно сейчас.

Но что же означает «Ту бе-Ав»? Пожалуй, что этот вопрос ни у кого не вызовет сложностей с ответом, потому что мы знаем, что такое «ту-би-шват». Если ту-би-шват – это 15- день еврейского месяца шват, то ту бе-ав – это 15-й день еврейского месяца ав. И внутренняя аналогия между этими датами тоже есть. Если от 15-го швата – 45 дней до нового цикла месяцев, то от 15-го ава – 45 дней до Рош-а-шана. Число «45» – это гематрия слова «адам» («человек»), и это не случайно. Оба периода – это время, когда Небеса располагают, чтобы человек строил себя, готовился к новому духовному подъему.

Мы знаем, что все еврейские праздники установлены либо Торой, либо мудрецами. Не так обстоит дело с праздником Ту бе-Ав, который родился как инициатива снизу из насущной потребности в единстве, из молодого духа народа, бурно выражающего свою радость по поводу значимых жизненных событий, о которых мы читаем в трактате «Таанит».

Разговор мудрецов об этом начинается с парадоксального утверждения рабана Шимона бен Гамлиэля: «Не было у Израиля таких праздничных дней, как  Пятнадцатое ава и Йом Кипур». Как можно сравнивать самый выделенный день еврейского календаря, в котором есть прощение и искупление греха золотого тельца, с ту бе-ав, о котором мало кто что-то знает? Оказывается, действительно, можно. В 15-м ава тоже есть прощение – прощение греха разведчиков, из-за которого вышедшим из Египта пришлось странствовать по пустыне 40 лет. Каждый год 15000 мужчин, достигшие шестидесятилетнего возраста, 9 ава брали свои лопаты, прощались с семьями и выходили за пределы стана, чтобы выкопать себе могилы и лечь в них спать навечно. На сороковой год странствий последние 15 тысяч  проснулись утром в своих могилах и решили, что перепутали день. Так они укладывались на ночь в своих могилах вплоть до 15-го ава, но, увидев на небе полную луну, поняли, что прощены. Была огромная радость и большой праздник, и веселился народ, купаясь в любви Отца Небесного, простившего своих непослушных детей. А к Моше в этот день вернулось пророчество. Таким образом, понятно, что первое празднование этого дня было еще в 13-м веке до н.э. и до завоевания Кнаана. А когда завоевана была Страна, то в этот день стали выходить дщери Иерусалимские плясать в виноградниках.

Талмуд называет еще пять причин для радости 15-го ава. Им послужили события, происходившие в этот день в разные периоды истории. Еще в эпоху Судей стали разрешенными браки между юношами и девушками из разных колен. Запрет, связанный с наследованием земельного надела, был снят именно в Ту бе-Ав, и это было очень важным решением, служившим объединению разобщенного народа, дружеской любви евреев друг к другу.

В этот же день тоже в период Судей  был положен конец гражданской войне с коленом Биньямина, которое чуть было не уничтожено. Страшный рассказ об этом описан в книге «Шофтим», повествующий о глубоком духовном падении народа и братоубийственной войне. Однако 15 ава был начат путь к сближению и единству.

Видимо, вся история нашего народа состоит из разобщения и сближения. На пике нового разобщения возникло два еврейских государства – Иудея и Израиль. Израильские цари особенно боялись за свою власть и поэтому запретили своим подданным подниматься в Иерусалим на главные еврейские празники – шалош рэгалим (Песах, Шавуот и Суккот). Чтобы никто не прошел, поставили заставы на дорогах, ведущих в Иудею. Последний израильский царь – Гошеа бен Эйла их отменил 15-го ава, и это служило сближению евреев разных царств.

Пятнадцатое ава – это также Храмовый празник. Когда у евреев был Храм, в течение лета делали заготовку дров для жертвенника, как Тора говорит: «Постоянный огонь, зажженный на жертвеннике, не должен погаснуть». В начале периода Второго Храма земля Израиля была опустошена, и задача заготовки дров была почти невыполнимой. Но народ горячо принялся за эту работу. Тот, кто доставлял собранные дрова в Храм, удостаивался возможности принести Всевышнему благодарственную жертву «корбан эцим». Последним днем заготовки дров был 15 ава, потому что с этого дня жара начинала спадать и увеличивалась влажность, тем самым создавая благоприятные условия для появления в дровах червяков, а это сделало бы их некошерными для подкладывания на жертвенник. Сразу по окончании работ в этот день устраивали праздник.

Теперь перенесемся во времена Бар Кохбы. Целый год провисели тела мучеников Бейтара, не преданные земле, но чудесным образом остались в целости и сохранности. 15-го ава они были похоронены. В честь этого мудрецы добавили в Биркат амазон четвертое благословение.

Как видим, праздник Ту бе-Ав – это нечто большее, чем день вюбленных и даже вообще не этот день, потому что любовь и влюбленность – это совершенно разные вещи, и речь идет о взаимоотношениях еврейского народа с Творцом и друг с другом. Если это день Любви, то давайте любить свой народ, стремиться к единству, к духовному очищению и создавать крепкие еврейские семьи между мужчинами и женщинами, которые являются основой нашего народа, чтобы он не исчез.

Актуальность этого праздника для нас очевидна. После тяжелых «Бейн амецарим», после всех потрясений, мы нуждаемся в обновлении, в возвращении к своим корям, в милосердии Свыше. Так и будет! Творец обещал нам вечность!

Елена Кочина

Фотоиллюстрация: работа Ларисы Барской