Главная / Новости / Связь со страной исхода / На смерть полковника Анатолия Фёдоровича ГАРЫ

На смерть полковника Анатолия Фёдоровича ГАРЫ

Прощай, сябр Толяша!

На смерть полковника Анатолия Фёдоровича ГАРЫ

 

Дурные вести в последнее время идут косяком. И вот не стало Толи Гары, наверное, самого близкого мне друга.

Он в последнее время не теребил меня телефоном, не выходил в Инет. Позвонил я Шурке, его жене. Узнал, что Толику сделали операцию. «И вроде так ничего, бодренький, по несколько раз на дню с ним разговариваем».

Ну по части не унывать самому или поднять настроение другому – Гара был великим мастаком. С ним вообще скучать никому не приходилось. И не сказать, чтобы какими-то особыми талантами обладал по развлекательной части. Но вот я всегда испытывал неподдельное удовольствие от общения с ним. Как и непередаваемое наслаждение от игры в шахматы.

В это кому-то трудно будет поверить, но мы могли с Толиком просидеть всю ночь напролёт за фигурками, а утречком помыться, побриться и пойти в академию. Разумеется, случалось, ссорились. И не только из-за шахмат. Даже крепко, бывало, вздорили, только всегда мирились быстро и с неподдельной радостью. А познакомились… Ну, тут без подробностей никак не обойтись.

Во Львовском высшем военно-политическом училище нас разделяли два курса – почти маленькая пропасть. «Старики» с «молодыми» в армии вообще, а в курсантском строю, в особенности, дружат в исключительных случаях. Так что я знал о старшекурснике Гаре лишь в самых общих чертах. Белорус, суворовец, самый молодой на курсе, на длинные дистанции бегает, как длинноногий лось. Пожалуй, и всё. Но поступали в академию уже одновременно. И ещё в летних лагерях на  подмосковной Кубинке сдружились, как оказалось, на всю жизнь. Там же, на приёмных экзаменах организовали такое юморное «подпольное общество Ягорок»: Толя Кричевцов, Алексей Андрейцов, Гара – однокурсники по училищу, Саша Ермилов, Юра Отёкин и я. Неформальным нашим лидером был, разумеется, Гара – от него и пошло это странное Ягорки.

Впрочем, Анатолий Фёдорович все академические годы исполнял и лидерство формальное – сиречь командовал нашей группой из 16 человек. Это очень непростая и, я бы даже сказал, коварная обязанность – «рулить» себе подобными – не каждому по плечу. Вот меня командир нашего редакторского отделения полковник Утыльев назначил начальником штаба к Гаре, но через полгода снял, как не справившегося. А Фёдорович все три года благополучно нами прокомандовал, и я вот не могу вспомнить случая, чтобы с кем-нибудь он капитально повздорил. Притом, что с Утыльевым они вообще жил душа в душу. Это если не талант, то способность очень существенная, опять же не каждому Богом дарованная. А Толя умел находить контакт с людьми, умел поддерживать с ними добрые и долгие отношения.

С тем же Утыльевым Гара дружил до самой смерти последнего. Но поскольку наш академический командир начинал офицерскую службу ещё в первом отряде космонавтов (был там начальником парашютно-десантной службы), то и все космические первопроходцы числились его закадычными корешами. Так вот со многими из них Толя Гара тоже корешовал. Это я нисколечко не преувеличиваю. Да и грех был бы великий перед всеми ими, теперь уже ушедшими в мир иной.

Оставшись адъюнктом на кафедре журналистики Военно-политической академии имени В.И.Ленина, Гара затем стал преподавать на той же кафедре. И с неё же благополучно уволился в запас.

Но недолгое время сидел дома – предаваться сладкому ничего неделанью вообще не его стихия. Некий моторчик в дружке сидел безостановочно. Его взяли на должность начальника пресс-центра налоговой полиции Московской области. Через несколько лет эту структуру упразднили, а на её базе организовали Управление судебных приставов всё той же столичной области. Анатолий Фёдорович и там возглавил пресс-центр.

И тут судьба опять свела нас как бы на совместной государевой службе. По просьбе друга я возглавил Общественный совет судебных приставов Московской области. Пишу об этом, видит Бог, без малейшего тщеславия, зато с великой благодарностью Всевышнему. За то, что Он позволил мне, как оказалось, в последние годы жизни друга периодически с ним встречаться и даже… играть в шахматы. Почти как в нашей молодости. Дело в том, что теперь живу я во Владимирской области. Так что на каждое деловое совещание приезжал на московскую квартиру Гары. Шурка умелой и щедрой рукой накрывала нам стол. Принимая по чуть-чуть, мы вспоминали за тем столом наши молодые, такие прекрасные годы. Как часто мы тогда собирались у Кричевцовых, Андрейцовых, Мазуриков, Ермиловых, у меня. А потом мы садились за шахматы, и Шурка далеко за полночь силой укладывала валетом нас в кровать: «Имейте совесть, завтра же у вас ответственное мероприятие!».

…Толя в последние годы часто прихварывал. Некоторое время назад ему сделали операцию на сердце. Но всегда дружок выкарабкивался из всех больничных передряг и спешил на службу. На ней и сгорел – мужская, офицерская смерть. Последние годы каждое лето ездил со своими коллегами на поиски погибших или пропавших воинов во Второй мировой войне. Наравне со всеми жил в палатке. Говорю ему: уже не тот возраст для таких испытаний. Тем более – с железкой у сердца. Пора бы и об отдыхе подумать. Отшучивался. И вот Толи не стало. И все мои предыдущие, да любые иные слова уже ничего для него не значат.

… Сын фронтовика, офицер, командир, орденоносец, кандидат политических наук, супруг, дед и просто мужик.

Временами, мне казалось, что двужильный.

Таким он и останется в нашей памяти навсегда.

Прощай, сябр Толяша!

Полковник в отставке Михаил Захарчук.

 

О Александр Волк

Александр Волк  ( волонтер до 2021) Хайфа

2 комментария

  1. Михась

    Царствия Небесного Анатолию Федоровичу. Душевный человек, всегда приветлив, готовый прийти на выручку. Как говорили девушки из ФССП «Самый добрый дедушка Управления»…

  2. ПРОЩАЙ, НАШ ВЕСЁЛЫЙ КОМАНДИР Анатолий Гара!
    Поступать на редакторское отделение академии Анатолий приехал с должности корреспондента газеты «СУВОРОВСКИЙ НАТИСК» Дальневосточного военного округа, где довелось служить и мне редактором газеты 135 МСД. Мы очень частенько перезванивались, я помогал Толе срочными, актуальными информациями и отправлял почтой добротные материалы в окружную газету по его заказу (кстати, и по заданию его начальника отдела капитана Виктора Баранца). Писал сам и заставлял это делать офицеров дивизионной газеты. Так мы тесно сотрудничали пять лет. Потом, в 1977 году встретились в учебном центре (в Кубинке) при поступлении в ВПА. По рекомендации Анатолия Гары начальник редакторского отделения А.Г. Утыльев назначил меня начальником штаба курса, а не М. Захарчука, как он пишет выше. . . * Михаил Александрович, ну будь же ты порядочным и честным хотя бы в памятных строках некролога о нашем академическом командире ! Ты уж и так достаточно много наврал во многих своих произведениях-компиляциях. . .

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан