Главная / Разное / Иврит и евреи в нумизматике: между Бар-Кохбой и государством Израиль

Иврит и евреи в нумизматике: между Бар-Кохбой и государством Израиль

 | последнее обновление: 08:00блог версия для печати фотоhttp://www.newsru.co.il/finance/26sep2017/coins_jewish_301.html
Эксклюзив NEWSru Israel

Первые еврейские монеты были выпущены еврейским автономным правительством в Эрец Исраэль под властью Персидской империи в IV веке до н.э.

Затем еврейская чеканка возобновилась при Маккавеях и продолжилась вплоть до 135 года новой эры, когда было подавлено восстание Бар-Кохбы.

С этого момента и до 1948 года, когда были отчеканены 25 милов, следов еврейской государственности в нумизматике не существовало. Однако это не значит, что в ней не существовало евреев и языка иврит.

Евреи в монетном деле Европы

Средние века

В еврейских энциклопедиях упоминаются монеты с еврейскими надписями, найденные в Таррагоне, и свидетельствующие о существовании еврейской общины в Вестготском королевстве в V веке н.э. (A. Helfferich, Westgothische Arianismus, Berin 1860). Однако эти монеты, о которых сообщил основатель Таррагонского археологического музея дон Буэнавентура Эрнандез и Санхуа (не раз пойманный на подделках), не были освидетельствованы серьезными учеными и их изображений найти сейчас невозможно. Поэтому упомянем их, но скажем, что иврит возвращается на монеты в X-XI веках в Европе.

Впрочем, свидетельства возвращения евреев к монетному делу появляются еще раньше. Около 555 года чеканкой монет для франкского короля Хлотаря I в Шалон-сюр-Саоне занимался еврей Прискус, придворный поставщик специй, позднее убитый бывшим евреем за отказ перейти в христианство. На монетном дворе чешского князя Болеслава II (967-999 нэ) в Праге работали евреи Омериц, Мизлета и Накуб, а в Вышеграде – евреи Занта и Нок. При Владиславе II Богемском еврей был минцмейстером монетного двора в Лузатии. В Кракове в 1360-е годы монетным двором управлял еврей Левко. В Венгрии королева Анастасия (Ярославна) отдала евреям право на чеканку монеты. В Вене еврей Шалом, занимавший должность монетного мастера, был убит крестоносцами в 1195 году.

В Испании XI века еврей Бон Ном, он же Шем Тов, чеканил монету для графа Барселонского Рамона Беренже I, вставляя в арабские легенды монет, имитирующих чеканку халифов, свое имя на латыни (Bon Nom), а следующий граф отдал чеканку монеты на откуп Давиду бен Яакову а-Иври. В Милане в X веке монетным двором управлял еврей по имени Гидон. В Англии в 1181 году два еврея служили на монетном дворе архиепископа Кентрберрийского, Некоторые источники сообщают о монетном мастере – еврее в Мессине во время правления Фридриха II Гогенштауфена. На Сардинии во времена Педро IV (1370-е годы) монетными мастерами были Исаак из Мессины и его сыновья Давид и Авраам. В 1372 году Видал сын Авраама де ла Каваллерия получил право на чеканку золотой монеты в Арагоне и Каталонии. В Кастилии Санчо IV в 1287 году на два года передал управление монетным двором Аврааму эль-Барчилону, а столетие спустя Альфонсо XI сделал то же самое для дона Самуэля ибн Вакара.

Однако перейдем собственно к монетам.

Одними из самых известных монет с еврейскими легендами являются монеты польских королей Казимира II (1177-94) и Мешко III (1173-1209).

Также ивритский алфавит можно найти на монетах польских князей Лешека Белого (1194-1227), Болеслава Кудрявого в Мазовии и Мешко Младшего, а затем, после 40-летнего перерыва, Пшемыславов I (1241-1257) и II (1273-1295).

Надписи на этих монетах были как на записанном ивритским алфавитом польском языке (например, משקא קרל פולסקי – Мешко Круль Польски, משקא דוקוס – князь Мешко), так и на иврите(מלך קזר – король Казимир), с именем правителя (בוליסליו – Болеслав, משק – Мешко), и без него. Среди надписей последнего типа можно найти имена монетных мастеров в развернутом вие (Йосеф а-Коэн, рав Авраам бен Ицхак Нагид, Йосеф Бар Йегуда а-Коэн из Калича, Мени Менахем из города Калича, Мон Менахем Манифир из Калича) или только по имени (Менахем, Авраам, Йосеф, Яаков), названия городов чеканки (Гнезден) и различные пожелания (ברכה – благословение, מזל טוב – поздравление/удача, הצלה – спасение, ברכה והצלחה – благословение и успех, ברוך השם – благословение Господа, и т.д.) В общей сложности существует около 320 вариантов польских монет с ивритскими легендами. Интересно, что при Казимире II присмотр за работой монетного двора в Гнездене (Гнесно) был поручен епископу Петру (1166-1182). Помимо Гнесно, еврейская чеканка в этот период велась в Каличе и Иновроцлаве, т.е. исключительно на территории Великой Польши. В городах других польских княжеств, таких как Вроцлав или Краков, евреи монету не чеканили. Исключением был город Плоцк в Мазовии, в котором существуют свидетельства о причастности евреев в чеканке монеты.

Истоки расцвета еврейской чеканки в Польше во времена Мешко III кроются, судя по всему, в солидной финансовой помощи, оказанной ему еврейской общиной Гнесно в борьбе за возвращение на трон с вынудившими его бежать феодалами.

В Венгрии король Андраш II (1205-1235), вернувшись из крестового похода, обнаружил пустую казну. Чтобы пополнить ее, он, в частности, отдал чеканку монеты на откуп евреям в Буде, Среме, Славонии. В дальнейшем Бэла IV (1235-1270) прибег к тому же шагу для восстановления страны после монгольского вторжения. Еврейская чеканка продолжалась и при его сыне Иштване, и даже при Ласло IV.

В общей сложности на монетах этих четырех королей использовались в качестве знаков монетных мастеров 6 букв ивритского алфавита. Тека, возведенный в дворянское достоинство, (ט – «тет») работал при Андраше II и Бэле. Появляется буква «тет» и на монетах Иштвана и Ласло IV, однако это или использование старого символа другим монетным мастером, или неизвестный монетный мастер, имя которого также начинается на букву «Т».

Также при Андраше II чеканились монеты с буквой ש – «шин», предположительно являвшейся знаком монетного мастера Шмуэля.

При Беле IV монетным мастером был еврей Хенох, получивший дворянский титул, замок Комором и 21 деревню. Его знаком на монетах была буква ח – «хет». Он же чеканил монеты при Ласло IV. Также на монетах Бэлы IV встречается буква צ – «цади», однако какому именно монетному мастеру она принадлежит – не установлено.

При Иштване буквой א – «алеф – метил монеты сын Хеноха, Альтман, а буквой פ – «пей» – еврей Фредман.

Не уникальным явлением был иврит и на средневековых монетах Священной Римской империи.

В германском Веттерау в промежутке между 1170 и 1180 годами были отчеканены брактеаты (тонкие монеты с односторонним изображением) с надписью דוד הכהן (Давид а-Коэн).

На монетах вюрцбургского епископа Отто I Лобдебурга (1207-1222) на иврите указано имя монетного мастера יחיאל (Йехиэль).

Иврит можно встретить на брактеатах герцога Бернарда I Саксонского и графов Мансфельда, мейссенских монетах маркграфа Отто и верхнелужицких владений Владислава II Богемского.

В 1968 году в Винчестере была найдена необычная металлическая бона с ивритскими буквами שטאר. В Англии свинцовые и оловянные общинные марки (community token), использовавшиеся для учета или для внутриобщинных расчетов, были широко распространены в христианских общинах, однако эта бона выходила из обычного ряда. С одной стороны она явно подражала находившимся в обращении серебряным пенни (shortcross penny), а с другой имела одиннадцатиконечную звезду и ивритскую легенду.

Эти данные помещают создание марки между 1147 годом, когда начался выпуск пенни с коротким крестом, и 1290 годом, когда евреи были изгнаны из Англии.

О значении сохранившейся части легенды идут споры. Самая популярная версия говорит о том, что сохранившаяся надпись – часть названия города – וינצשטאר (т.е. Винчестер). Уникальной эту марку делает и особенность ее производства. Обычно community tokens отливались, а не чеканились. Чеканка – процесс более трудоемкий и дорогой.

В Англии того периода известны еврейские марки, использовавшиеся для удостоверения кошерности, однако они не имели монетной формы, несли на себе поясняющие их предназначение надписи и, тем более, не чеканились.

Отметим, что еврейское присутствие в средневековой европейской нумизматике происходило иногда без всякого еврейского участия. Так, около 1149 года в городе Хальберштадт в Саксонии-Анхальт местный князь-епископ выпустил серию «библейских» монет, на одной из которых изображено побивание камнями Святого Стефана (в русской традиции – Стефан Первомученик). Согласно «Деяниям апостолов», Стефан, еврей-прозелит, был забит камнями около 33-36 гг новой эры по распоряжению еврейского Синедриона, приговорившего его к смерти за христианские проповеди.

На брактеате, вошедшем в историю как первая антисемитская монета, евреи изображены в конусообразных шапках, которые в то время были отличительной деталью одежды евреев. 66 лет спустя 4-й Латеранский собор обязал евреев носить отличительный знак на одежде. На территории Германии, Австрии и Польши им стал колпак .

Новое время

 

Перейдем к Новому времени и перенесемся через Атлантический океан в Мексику.

Первые отчеканенные в Новом Свете монеты (монеты для Санто-Доминго чеканились в Испании) несут на себе букву א (алеф) на месте разделителя легенды, там где должен быть крест.

Это длилось всего два года, в 1536-1538 годах. Версий появления ивритской буквы на этих монетах много, от случайного совпадения до «сознательного вредительства», однако ни одна из них на текущий момент удовлетворительной не выглядит.

Документов, свидетельствующих о том, что кто-то из занимавших посты на монетном дворе Мехико в эти годы людей был евреем, нет.

Однако фамилии некоторых из них совпадают с известными фамилиями испанского еврейства. В частности, гравировщиком монетного двора Мехико работал Педро Хуарез де Карабахал, а резчиком штампов – Антон де Видес.

И снова вернемся в Европу. XVI-XVII века стали временем настолько массового присутствия евреев в монетном деле Центральной и Восточной Европы, что они получили специальный термин munzjude (т.е. монетный еврей). В Польше, Пруссии, Богемии, Саксонии, Австрии, Ганновере, Голштинии евреи контролировали в отдельные периоды до 94% поставок серебра на монетные дворы. В Германии, на территории которой более 300 «независимых государств» чеканили свою монету, практически у каждого владетеля был свой монетный еврей. Самым известным монетным евреем был Йо́зеф бен Иссаха́р Зю́сскинд О́ппенгеймер, вошедший в историю и литературу под именем Еврей Зюсс.

Эта эпоха закончилась только с наполеоновскими войнами, принесшими новые порядки и в монетное производство. В Дании первым евреем, получившим королевское защитное письмо, стал монетный мастер Самуэль Яхья, заведовавший новым монетным двором в Глюкштадте (1618). В Венгрии при Матиуше Корвине в конце XV века монетным мастером является еврей Янош Эрнушт, а при Луише II в начале XVI века монетным двором в Кашау (Кошице) заведует еврей Исаак (1524). Отчеканенные при нем монеты получили название Исаакидов (Isaaciden), однако их чеканка, начатая в рамках монетной реформы, была быстро свернута. Якоб Якобсон был монетным мастером сначала в Бромберге (1621-1632), а затем в Данциге, Эльбинге и Торне, а Якоб Авраам – в Штеттине (1752), Кенигсберге (1757), а затем в Берлине. В польско-литовской конфедерации Сигизмунд Старый передал управление монетным двором в Вильно (Вильнюс) еврею Аврааму Эсоповицу. В благодарность за его успешную работу сын Эсоповица, Ян Авраамович, был возведен в дворянское достоинство.

Однако иврит снова возвращается на европейские монеты вне всякой связи с евреями, в виде тетраграмматона יהוה, обозначающего имя Господа.

Такие монеты выпускали, среди прочих, Швеция, Дания, Силезия, Нидерланды, Шотландия, Польша, Гессе, Саксония, Гамбург, Нюрнберг, Берн, Вюрцбург.

Интересна история серии датских «еврейских» монет с именем Христиана IV, чеканившихся в 1644-1648 годах. Чеканка монет проводилась после того, как шведы, нарушив мирный договор, оккупировали существенную часть Дании.

Надпись יהוה Iustus Iudex (Господь справедливый судья) была сделана по велению обиженного на шведов за вероломство короля. Еврейскими эти монеты население стало называть за тетраграмматон, занимающий видное место.

В этот период много евреев начинают работать и в медальерном искусстве, появляется на медалях и иврит.

В XV-XVI веках в Европе начинается выпуск «псевдоеврейских» монет, использовавшихся в различных целях, от благотворительности до символизировавших «30 серебряников» сувениров и атрибута для масонских ритуалов. Первым, еще в 1480 году, их начал выпускать бургомистр города Герлиц (расположен на границе Саксонии и Польши) Георг Эмерих, вернувшийся несколькими годами ранее из паломничества на Святую Землю. Эти монеты, с легендами на иврите ירושלים הקדושה («Святой Иерусалим») и שקל ישראל («Шекель Израиля»), написанными (в отличие от оригинальных монет Бар-Кохбы с той же легендой) достаточно современным ивритским шрифтом, вошли в нумизматическую литературу как Герлицкие шекели. В 1584 году лидер еврейской общины Праги Мордехай Мейсель начал выпускать схожие по дизайну «Мейсельские шекели», использовавшиеся для обряда выкупа первенца, для ханукальных денег и т.д. В XVIII-XIX веках, с ростом интереса к античной нумизматике и к археологии Святой Земли, начали появляться и другие варианты подобных «монет», выдававшихся за шекели Иудейского царства. Последние подобные монеты были выпущены около 1920 года. Также по разным причинам выпускались схожие «шекели Аарон» и «шекели Иисуса».

Новейшее время

В XIX веке и в первой половине XX века металлические боны частных торговцев часто становились решением проблем нехватки разменной монеты и высокой инфляции. Среди тех, кто выпускал такие боны, было немало евреев и еврейских организаций, действовавших по всему миру, от Тасмании и Новой Зеландии до Кюрасао и Огненной земли, от Украины и Румынии до Южной Африки.

Когда в период наполеоновских войн и сразу после него (1800-1825) в Рейнской области образовалась нехватка мелкой разменной монеты, еврейские торговцы Франкфурта быстро среагировали на спрос, выпустив разнообразные монеты номиналом 1 пфенниг, получившие в народе название Juden Pfennig. При этом, чтобы не быть обвиненными в фальшивомонетчестве, многие эмитенты выпускали монеты с несуществующими номиналами – ольштейн, винер, хальбаг, атрибуо, телер. При этом даты произвольно варьировались произвольно от 1703 до 1822 годов.

И снова перенесемся за океан, в Карибский бассейн, острова которого регулярно страдали от нехватки разменной монеты. На острове Кюрасао сразу три принадлежавшие евреям угольные компании выпускали свои металлические боны: «Йешурун и Ко»«Яков Йегошуа Наар»«Лейба и Ко» .

На острове Сент-Томас, входившим сначала в Датскую Вест-Индию, с затем – в Американские Виргинские острова, среди прочих, свои металлические боны номиналом 1, 5 и 10 мексиканских сентаво выпускали еврейский страховой агент итальянского происхождения Джероламо Левити, еврейский торговец, а затем – датский консул на Кюрасао Якоб Бенждамин Дельвалле и еврейский торговец с острова Тортуга Давид Фонсека.

На Барбадосе ходили монеты номиналом в 1 фартинг и ½ пенни с легендой «Свобода без рабства», выпущенные еврейским торговцем Мозесом Толанто. На Ямайке монеты номиналом 3 и 6 пенсов и 1 шиллинг выпускал потомок известной семьи португальских евреев Лео Джордж Сильвера.

На колумбийском острове Сент-Андрес, некогда служившем якорной стоянкой пирата Генри Моргана, ходили металлические боны Исаака Рубинштейна, получившие название «Руби». Рубинштейн случайно попал на остров, обнаружив на нем около сотни потомков бывших африканских рабов, брошенных Морганом после получения должности губернатора Ямайки, и решил оживить остров, возродив на нем производство копры. «Руби» были единственными ходившими на острове монетами.

В Венесуэле в 1891 году была выпущена серия восьмиугольных металлических бон номиналами 1 реал, 1 боливар, ½ песо и 1 песо с надписью Concesion Jesurun. Эти боны не были выпущены евреем, однако имеют непосредственное отношение к еврейской истории. Доктор Анхель Якобо Йешурун, родившийся в Кюрасао в 1824 году, перебрался в Венесуэлу, и у 1843 году, в возрасте 19 лет, предложил властям план перестройки части Каракаса и строительства «Тихого уголка» (La Esquina de el Silencio). В 1891 году, за два года до смерти Йешуруна, его план был принят, и концессии на строительство дали имя ее инициатора. Боны использовались для расчетов с рабочими.

На самой южной оконечности Южной Америки, на аргентинской Огненной земле, румынский еврей Юлиус Поппер, сын известного учителя иврита Нафтали Поппера, создал полуфеодальное квазигосударство. В 1889 году он выпустил золотые монеты весом и номиналом 1 и 5 граммов. Что интересно, в период очередного финансового кризиса правительство в Буэнос-Айресе разрешило хождение монет Поппера на всей территории страны. В 1893 году основатель «еврейского государства» был арестован властями Аргентины по обвинению в преступлениях против индейцев Оно и покончил жизнь самоубийством. Эти монеты являются исключительной нумизматической редкостью.

В то же время на другом конце света, на острове Тасмания, в связи с отсутствием разменной монеты свои металлические боны выпускали торговец тканями Льюис Абрамс, владелец ломбарда Айзек Фридман, торговец Реувен Джозефс.

В Мельбурне свои монеты выпускали импортеры модных товаров братья Леви, а в Веллингтоне, Новая Зеландия – производитель обуви Липман Леви.

В бурской Оранжевой республике металлические боны номиналом в 1 и 2 шиллинга выпускали еврейские торговцы Даниэль и Химан из города Блумфонтейн.

На острове Святой Елены в 1821 году, в год смерти сосланного на остров Наполеона, еврейский торговец Сол Соломон выпустил металлические боны номиналом ½ пенни, находившиеся в обороте параллельно с монетами Ост-Индской компании до1836 года, когда остров перешел под прямой контроль Великобритании. На монетах указаны также фамилии его торговых партнеров Диксона и Тэйлора, однако они находились в Лондоне.

В США во время расколовшей страну Гражданской войны среди выпускавших платежные металлические боны бизнесов (в общей сложности 10 тысяч вариантов) было немало евреев, среди которых – торговец одеждой из Детройта С. Коэн, друг Авраама Линкольна, торговец одеждой, поставщик армии США Генри Райс, единственный из еврейских бизнесов, использовавший на своих бонах надпись на иврите, кошерный Felix Dining Saloon. Значительное количество коммерческих и рекламных металлических бон выпускалось в том числе и евреями и в более поздние времена.

И снова мы в Европе, где еврейские общины и бизнесмены также выпускают свои металлические боны.

В Румынии еврейская община поселка Поду-Илоай недалеко от Ясс выпустила в начале XX века монеты, использовавшиеся для помощи беднякам. В 1923 году схожие боны выпустила еврейская община города Арад.

В румынском городе Нагиварад (современная Орадеа) компания Mor&Levin выпустила свои металлические боны в ½ лея. Еврейские боны выпускались в Коложваре (Клуж-Напока) и в Лукоже. В Бухаресте около 1920 года еврей Исаак Фокшанер выпустил боны номиналом 50 бани для использования в своем кафе. На бонах изображена Звезда Давида, в которой на иврите написано ציון («Сион»).

В украинской Шепетовке еврейская община выпускала около 1900 года свои металлические боны с номиналом в карбованцах и легендами на украинском и иврите. В расположенном рядом с Одессой поселке Балта еврейская община выпускала металлические боны для сбора общинного налога («коробочного сбора»).

Такие же боны выпускала и еврейская община Одессы. Коробочный сбор был узаконен на территории Российской империи указом от 19 декабря 1844 года, и позволял кагалам (руководству еврейских общин) собирать налог на религиозные и внутренние нужды общины.

В Венгрии во второй половине XIX и первой четверти XX веков разнообразные монетные боны выпускали еврейские общины Маттерсбурга (ныне Австрия), Айзенштадта (ныне Австрия), Шопрона, Кестхея, Марцали, Веспреме, Тренчине (ныне Словакия), Ша́торальяуйхее.

В Великобритании за три века чеканки частными бизнесами металлических бон было выпущено немало еврейских. Так, в Бирмингеме еще в 1798 году свои бонывыпустил еврейский аукционер Бенджамин Джейкоб. Позднее еврейский общественный клуб Бирмингема выпускал боны номиналом 1 пенни, а британское еврейское Cabbage Society выпускало свои пенни с надписью «Пурим».

В Дании в ходу были металлические боны еврейского торговца Натансена.

Немало еврейских монетных бон было выпущено в странах Западной Европы (Франции, Австрии, Нидерландах, Германии) во время Первой Мировой войны и последовавшего за ней экономического кризиса.

Еврейская нумизматика в Эрец Исраэль,

Новейшее время

В 1885-86 годах старейшие еврейское сельскохозяйственное поселение нового времени в Эрец-Исраэль и сельскохозяйственная школа «Микве Исраэль», основанные в 1870 году, выпустило для нужд учеников и сотрудниковметаллические боны номиналом ¼, 1/2 и 1.

Название номинала не указывалось, чтобы не иметь проблем с османскими властями, однако скорее всего это был османский куруш (грош), известный в Европе под названием пиастр.

Однако легенды на этих бонах были нанесены латинским алфавитом. В частности, буквы AIU на бонах означают организацию Alliance Israelite Universelle или на иврите כל ישראל חברים («Коль Исраэль Хаверим»).

В том же 1885 году по заказу барона Ротшильда в Париже были отчеканены металлические боны номиналом ¼, ½ и 1, также без указания наименования номинала, на которых было написано на иврите название нового населенного пункта Зихрон Яаков, для жителей которого они и предназначались. Этими бонами в течение определенного времени пользовались и жители окрестных арабских деревень.

Где-то в последние годы XIX века была выпущена и бона номиналом 1 и 2 с ивритскими буквами «Пей» и «Тав», означавшими основанную в 1878 году и выжившую благодаря помощи барона Ротшильда Петах-Тикву.

Отметим также благотворительные жетоны «Цдака Хевра Кадиша», использовавшиеся для раздачи милостыни и оплаты работы носильщиков на кладбищах. Эти жетоны были выпущены иерусалимской йешивой «Торат Хаим» в 90-е годы XIX века. Определенное количество жетонов можно было обменять на турецкую монету. Комиссионные за обмен шли в кассу йешивы.

Также выпускались жетоны с надписью «Благотворительность спасет от смерти» («Цдака тациль ми-мавет») и для оплаты работы резников (шойхетов) «Сахар Шхита Дака»).

В еврейском Ишуве 20-40 годов XX века началась чеканка металлических бон еврейскими бизнесами. В частности, в разные годы свои боны выпускали владелец хайфского «Вернер Кафе» Цви Вернер и принадлежавший американским евреям «Палатин Отель» в Яффо.

В 1927 году британское руководство в Палестине выпускает серию монет номиналом от 1 до 100 милей (миль – 1/1000 фунта) с легендами на английском, арабском и иврите. Это первые официальные монеты для территории Эрец Исраэль с легендой на иврите за 1792 года.

В том же году выпускается сувенирная монета 1 миль Святой Земли – одна из самых дорогих современных монет Эрец Исраэль/Израиля.

В 1938 году, после арабских погромов, национальный комитет еврейского Ишува начинает сбор пожертвований на нужды безопасности (כופר הישוב – «Кофер а-Йешув). С этой целью выпускаются специальные марки (бумажные) и металлические боны номиналом ½ и 1 майл.

В 1942-1943 годах для лодзенского гетто (Литцманштадт) выпускается специальная серия монет номиналом от 10 пфеннигов до 20 марок – единственное нумизматическое свидетельство Холокоста (в остальных гетто выпускались банкноты).

Пять лет спустя, во второй половине 1948 года, в Иерусалиме были выпущены 25 милов государства Израиль, первая монета еврейского государства после перерыва в 1813 лет. Дизайн монеты основан на дизайне последних монет восстания Бар-Кохбы.

 

Евреи в монетном деле стран ислама

 

Под сенью полумесяца евреи также были «у денег». По некоторым источникам, уже монеты второго халифа Умара ибн аль-Хатиба (13-23 год Хиджры/634-644 год новой эры) чеканил еврей Рас аль-Багл, по имени которого эти монеты (еще персидской весовой стопы) получили название «багли дирхем».

Однако если по поводу аль-Багла существует несколько версий одинаковой правдоподобности, то информация о том, что у истоков монетной реформы Омейядов, унифицировавшей монетный стандарт на всей территории халифата, стоял еврей Сумайр аль-Яхуди из Таимы, мастер монетного двора в Дамаске при Абдельмалике (685-705 гнэ), достаточно достоверна, хотя и базируется только на арабских источниках.

Где-то в этот период в захваченной арабами Палестине (скорее всего – в Рамле или в Иерусалиме) короткое время выпускались медные анонимные монеты с изображением семисвечника («меноры»), затем превратившейся в «пятисвечник». Однако, по мнению экспертов, это были подражания древнееврейским монетам и попытки вовлечь в исламскую культуру еще один еврейский символ.

При Аббасидах инспекторами багдадского монетного двора были в разное время евреи Шмуэль бен-Карате, Мордехай бен аль-Карбия и еще несколько человек.

В Египте в X-XIII веках евреи занимались чеканкой монеты в Александрии и в Фустате. Среди них, согласно документам из каирской генизы, упоминаются Хальфон бин Салама и его брат, Яфет бен Авраам и Соломон бен Авраам. Моше бен Маймон в своей респонсе во второй половине XII века разбирает вопрос об отношении двух евреев, управлявших монетным двором в рамках партнерского соглашения.

В Марокко евреи работали на монетном дворе при династии Маринидов (середина XIV века) и Ваттасидов (вторая половина XV века). При Мухаммаде III из династии филалийских шерифов (1757-90) в городе Сефру чеканили монету Шалом бен Маман, Моше бен Нахмани, Моше бен Мордехай Эльбаз, Моше бен Йосеф Адеан и Моше Асаяг. При этой же династии евреи работали в монетных дворах Рабата и Тетуана.

В Османской Империи в монетных дворах Стамбула, Эдирне и Галлиполи четыре из пяти откупщиков в XV веке были евреями (Бруто бин Исайя, Арслан бин Сулейман, Азраиль бин Элья и Шабан бин Ицхак), так же как и 7 из 12 пробирных мастеров (проверявших качество металла).

В монетных дворах Ново Брдо, Скопье и Сере (Балканы и Греция) все пять откупщиков в этот период были евреями (Авшалом бин Элья, Хаския бин Семерия, Шабан бин Ицхак, Муса бин Якуб и Давид бин Яко).

В XVI веке в Стамбуле евреи с 1520-х по 1540-е годы полностью контролировали чеканку золотой монеты.. При Мураде III константинопольским монетным двором управлял Ходжа Ниссими, а Моше Бенбеништи участвовал в подготовке монетной реформы, приведшей к восстанию янычар против «еврейских денег» в 1589 году. В Адрианополе евреи полностью контролировали чеканку золотой и серебряной монеты в 1539-1552 годах.

В начале XVII века евреи Ясиф и Камаль были откупщиками монетного двора в Бурсе. По свидетельству очевидцев, евреи отвечали и за чеканку монеты в Алеппо. В середине века монетный двор в Дамаске возглавлял караим Шмуэль бен Давид.

Первым монетным мастером в Египте после его захвата Османской империей при султане Селиме был Авраам Кастро. К слову, он был не только монетным мастером. Когда назначенный руководить Египтом Ахмед Паша попытался устроить заговор, Кастро быстро донес на него в Константинополь.

100 лет спустя тем же монетным двором управлял Рафаэль Йосеф.

Татарским ханам в середине XVIII века деньги чеканил караимский еврей Шмуэль бен Авраам.

В Йемене при зейдитских имамах еврей чеканил монеты в Дхамаре при имаме аль-Насире Мухаммаде (конец XVII века), а в Сане еврей Арон бен Шалом а-Коэн Ираки чеканил монеты при имаме аль-Мутаваккиле аль-Касиме (1719-1727). Шалом бен-Аарон а-Коэн Ираке, глава еврейской общины Саны, отвечал за чеканку монеты при имаме аль-Мансуре Хусейне (1727-1748) и его преемнике аль-Махди аль-Аббасе, пока не был смещен последним в 1761 году. После этого управление монетным двором Саны перешло к семье Галеви – Салему бин Йосефу, а затем к его сыну Аврааму бин Салему Галеви Альшейху.

В 1817 году Касим бин Али аль-Аффари, визирь имама Аль-Махди Абдаллы, потребовал от Салема бин Йосефа снизить содержание драгоценного метала в монетах, и чеканить 50 монет из унции вместо 40 монет. Бин Йосеф отказался, потребовав письменного распоряжения имама, который проверял качество монеты ежемесячно. Аль-Аффари вручил монетному мастеру поддельный приказ имама, который был выполнен. Когда имам получил информацию о порче монеты, аль-Аффари был брошен в тюрьму, однако через два месяца освобожден и восстановлен в должности. Еврей Саид Бадихи и его сын Яхья работали на монетном дворе Саны в конце правления аль-Махди Абдаллы, однако были вынуждены бежать в Кавкабан. При аль-Мутаваккиле Мухаммаде (1845-1849) за чеканку монеты в Сане снова отвечал представитель семьи Галеви – Йосеф Галеви Альшейх. Он был обвинен в мошенничестве, что привело к преследованию евреев властями. В 1919 -1934 годах монетный двор Саны возглавлял еврей Яхья бин Шалом Абьяд.

Несмотря на активное участие евреев в чеканке монеты в исламских странах, никакого видимого следа в еврейской нумизматике они не оставили.

Только к концу XIX века еврейские общины Османской империи начали выпускать металлические боны и жетоны. В сирийском Алеппо (Халеб) конца XIX века одна из синагог выпустила благотворительные боны номиналом 4 куруша. В Бейруте в 1904 году были выпущены жетоны с надписью на иврите «Цдака ле-Аниим Бикур Холим» (Милостыня для бедных, посещение больных).

Схожие благотворительные боны выпускали еврейские общины Сараево и Стамбула. Также в обиходе были османские медные монеты с надчеканкой צלע («Цдака ле-аниим»).

Материал подготовил Михаил Шафранов, редактор раздела «Экономика» NEWSru.co.il

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан