Весна! Самое время поговорить о сексе и о моде.
Именно так — «Секс и мода» называется программа историка моды, мецената, коллекционера и телеведущего Александра Васильева, весенняя премьера которой состоялась в Израиле в нескольких городах: Тель-Авиве, Беэр-Шеве, Ашдоде, Нетании, Ашкелоне и Кирьят- Хаиме, куда приехали и хайфовчане, в основном, хайфовчанки.
— Когда мы хотим причесаться, приодеться, подкраситься, мы хотим нравится. Нравится противоположному полу, своему — кому угодно. Желание выглядеть привлекательно — одно из самых важных составляющих модного образа, — говорит Александр Васильев.
На протяжении многих столетий человечество, поначалу вообще сраму не знавшее (вспомним хотя бы римские бани и оргии), постепенно эволюционировало.
Менялась и мода — под влиянием исторических условий, войн, процесса эмансипации, развития материальной и духовной культуры — искусства живописи, которая отражала модные тенденции и влияла на них, театра, балета, кинематографа.
Если перенестись мысленно в средние века, то некоторые средневековые аксессуары вызовут смех и удивление.
А ведь действительно, отправляясь в долгие крестовые походы завоевывать Иерусалим, рыцари- крестоносцы одевали на своих жен и возлюбленных, остававшихся дома, пояса верности, эдакие железные стринги.
Правда, как пошутил Васильев, всегда находился рядом с дамой слесарь, могущий изготовить заветный ключик.
Или вот деталь мужского туалета под названием гульфик.
В западноевропейском историческом костюме гульфик выполнялся в виде отдельной части мужских панталон, пристёгиваемой спереди к поясу и прикрывающей гениталии.
Гульфик был пошит из шелка и бархата и набит морским песком и травой.
Когда гульфик протирался на швах , из него начинал высыпаться песок.
Отсюда пошло знаменитое выражение «Из него уже песок сыпется» .
Еще одна деталь, была важной составляющей уже не мужского, а женского туалета, формирующая женский модный силуэт в форме буквы S: грудь вперед, ягодицы назад.
Это корсет, делавший женскую талию осиной — 55-60, максимум 65 см.
Узкий корсет, чулки до колен с шелковыми подвязками с надписями на французском, нижняя юбка — вот и все нижнее белье.
Затем в моду вошли пышные кринолины и крахмальные панталоны.
В приличных, что называется, домах, в женском будуаре был комод с 7-ю отделениями — на каждый день недели с накрахмаленным бельем.
В девятисотые помимо как работать кухаркой , гувернанткой, прачкой, циркачкой…, женщина, устроиться не могла. В это время процветает проституция, которая становится важным экономическим фактором в жизни многих женщин. Модный образ содержанки, кокотки, так называемой «горизонталки», также неотъемлемый пазл современного среза общества того времени.
Одной из знаменитых кокоток того времени была примадонна Варшавской оперетты Валентина Пионтковская, возлюбленная водочного олигарха всей России Петра Смирнова — женщина пышных форм — модного в те времена силуэта, обладавшая прекрасной коллекции бриллиантов.
На формирование модного женского образа в начале 20-го века повлиял и балет.
Вспомним знаменитые Русские балетные сезоны Дягилева в Париже, длившиеся не протяжении 20 лет.
По словам Александра Васильева, Дягилев узаконил эстетику секса на сцене. Потому что до этого все, что касалось секса и моды, было по сути связано с кокотками, содержанками. А здесь искусство, любовные сцены на пуантах в особом сценическом антураже и одеянии.
Романтические образы привлекают известных художников. Среди них Леон Бакст (Лейб-Хаим) Розенберг, родившийся в ортодоксальной еврейской семье в Гродно, художник, сценограф, мастер станковой и театральной графики, участник театрально-художественных пректов С.П. Дягилева. Одна из его известных работ — портрет примы-балерины Дягилевского балета Иды Рубинштейн (о ее влиянии на модный женский образ — ниже). Здесь прозрачные ткани, жемчуга, обнаженный живот. Образ танцовщицы и восточной пери.
Кстати, именно балету женщины обязаны появлению современных деталей своего гардероба, в том числе, нижнего белья.
Дягилевский балет повлиял и на мужскую моду…
В начале XX века прогрессивные дамы Европы и Америки принялись серьезно бороться за избирательные и имущественные права.
Вспомним, что в 1900-х годах женщины не могли участвовать в муниципальных выборах, курить в обществе и водить машину.
Купались в море и других водоемах женщины и мужчины на некотором расстоянии. И их разделяла перегородка.
Женщины были одеты в шерстяные купальные костюмы.
Но уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах.
Женщины жаждали работать и быть независимыми.
Их повседневный облик менялся.
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов влияет на моду и даже на женские прически.
В войну нужно экономить уголь и дрова.
Ухаживать за длинными волосами затруднительно.
Появляются короткие стрижки.
В моде вытянутый силуэт, прямые платья, короткие стрижки на темных волосах, ведь пергидроля еще не было.
Сексуальными считаются не пышные бедра, а оголенное плечо и спина…
Популярные актрисы кино, а также красавицы — возлюбленные олигархов становятся эталонами моды.
На формирование нового модного образа с вытянутыми ногами, прямой спиной, узким телом, повлияла похожая на хрупкую статуэтку Ида Рубинштейн, возлюбленная ирландского пивного барона Гиннеса.
Ида Рубинштейн из Харькова вкладывала его средства в развитие балета.
Самые разные образы становились популярными в моде: и женщина вамп, и женщина- дитя, и сексуальная блондинка в стиле Мерилин Монро…
Появились профессиональные трансвеститы, женщины примеряли на себя мужские костюмы, в том числе, знаменитая Коко Шанель. Позже черно-белые цвета мужского костюма становятся определяющими в ее коллекции.
В социалистическом обществе, где, как говорится, секса не было вообще, развитие моды шло особым путем…
Упомяну только интересный факт об организации в 20-х годах в России, СССР общества «Долой стыд», о котором рассказал Александр Васильев.
Оказывается, это общество было создано не кем иным, как наркомом здравоохранения профессором Семашко.
«Цель этого общества было раздеть советскую молодежь и пропагандировать идею отказа от буржуазного стыда путем появления в общественных местах в чем мама родила с соответствующими плакатами».
На головы демонстрантов, лились ушаты брани, падали камни и оскорбления.
Так что они не решались выходить в голом виде на улицу поодиночке.
Участницей общества «Долой стыд» была и Лиля Брик. Ее можно увидеть здесь на одном из фото — в черном просвечивающемся платье без нижнего белья.
Популярными в те и более поздние времена были крепкого телосложения люди — труда и спорта.
Их образы воплощались на холсте и в скульпторе.
Были и талантливые работы художников и скульпторов.
На одном из фото в фоторепортаже с программы Александра Васильева — картина кисти известной художницы Зинаиды Серебряковой.
XX продолжал свое шествие по планете. Вторая мировая война, движение хиппи, сексуальная революция, появление мега звезд в шоу-бизнесе, кинематографе, творчество великих художников…
Менялся мир, менялась мода…
По ее лабиринтам провел израильского зрителя маэстро моды Александр Васильев.
Татьяна Климович
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com
Спасибо большое за прекрасную ссылку, благодарен! Привет из Италии, Александр Васильев