Мартин Маси. 16.09.16.
Еще один свидетель , выживший в Катастрофе еврейского народа, рассказал о пережитом учащимся немецкой школы.
Перевод с немецкого
«Можно ли сказать о том насколько я восхищаюсь мужеством этого человека? «- спросила ученица переводчицу Наталию Порат. Огромное уважение и признание выражены в вопросе, который чаще всего задается во время встреч с этим человеком. Уважение и внимание каждому слову, которое произносит Григорий Гурвич характерны для всех присутствующих в зале.
Учащиеся одиннадцатых и двенадцатых классов, углубленно изучающих социологию, историю и религии в школе Шол Вацплин, внимательно слушают Григория, которому уже исполнилось 84 года. Он рассказывает о своем детстве, завершившимся 22 июня 1941 года. О своем детстве и войне он рассказывает и в своей книге. Ребенок был разлучен с родителями и вместе с другими детьми был отправлен немецкими солдатами в пылающий огнем город в Беларуси. Там в тяжелейших, нечеловеческих условиях, вместе с другими детьми он работал на ферме.
«С момента, когда я попал на ферму, мое детство закончилось, и я перестал быть ребенком»
Как-то ночью Гриша умудрился сбежать и направился в сторону своего родного города Минска.
Он сумел найти пустой родительский дом, т.к маму забрали немцы, а отец воевал на фронте. Немцы уже начали строить в городе гетто для евреев.
«Меня сразу же схватили и нашили на одежду желтую звезде. Те евреи, которые не передали властям все свое имущество, были ограблены и, в большинстве, убиты. Кто-то сказал мне, что надо работать, чтобы выжить». Маленький мальчик начал помогать разгребать завалы разрушенных домов, чтобы избежать смерти от голода Ежедневной платой стал маленький кусочек хлеба и тарелка супа, что не было достаточно, но давало возможность выжить.
Григорий стал подопытным ребенком для немецких медиков и на нем испытывались прививки, заболевания и т.д.
После них у Григория произошли необратимые изменения в конечностях, в позвоночнике. До сегодняшнего дня он страдает от лейкоцитоза. 14 долгих месяцев он пробыл в руках этих медиков, и опять сумел сбежать. К сожалению, был пойман и отправлен в детский дом, который был настоящим адом на земле. Начальник детского дома был садистом, дети постоянно голодали.
На каком-то этапе мальчика нашла мама. Это было так неожиданно, что Григорий потерял дар речи. После этого еще три года он сильно заикался. Во время сталинского режима Григорий не мог рассказать открыто обо всем, что он пережил. Ведь каждый, кто работал на немцев и выжил — был врагом народа, предателем, прислужником фашистов. Мама Григория умерла в 1952 году, отец погиб в 1945. Могилу отца Григорий нашел в Польше, где он был похоронен вместе с 1152 советскими солдатами.
В 1991 году, в свете усиливавшегося антисемитизма, Григорий репатриировался в Израиль.
Сегодня у него есть сын и двое внуков. Всем слушателям в зале, присутствовавшим на встрече, он сказал в завершение своего рассказа:»Я желаю вам всего хорошего, оставайтесь вечно друзьями Израиля.
Михаэла Кнауфе, директор школы и руководство школы поблагодарили Григория и его 13 товарищей, выживших в Катастрофе, за то, что нашли время приехать и рассказать свои истории. Проект «Свобода должна прощать», в рамках которого состоялись встречи переживших Катастрофу со школьниками, был осуществлен местной организацией, занимающейся такой темой. Мероприятия прошли в рамках сотрудничества с амутой «. Дом Жизни»
Руководитель администрации района Томас Гамке также присутствовал на встрече и приветствовал гостей -евреев, переживших Катастрофу.
Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo