В скором времени «в израильско-палестинском конфликте и политической архитектуре всего Ближнего Востока могут произойти радикальные изменения», пишет политический обозреватель немецкой Die Welt Рихард Херцингер.
Так, недавно мировая общественность с явным раздражением отнеслась к тому, что США при новом президенте Дональде Трампе, по всей видимости, больше не будут считать принцип «Два государства для двух народов» главным для достижения мира между израильтянами и палестинцами.
Примерно такое же высказывание сделал во время визита в Вашингтон две недели тому назад премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, говорится в статье.
Политологи немало поломали себе голову над тем, что имели в виду Трамп и Нетаньяху, заговорив о желании найти так называемое региональное решение для израильско-палестинского конфликта. Многие эксперты считают невозможным, что такие страны, как Саудовская Аравия и Катар, согласятся на какой-либо иной вариант, кроме «два государства — два народа», пишет Херцингер. Буквально на днях глава МИДа Саудовской Аравии заявил, что его страна не изменит своей позиции по этому вопросу.
«Но в то же время саудиты и страны Персидского залива возлагают большие надежды на нового американского президента и рады тому, что он хочет покончить с чересчур дружелюбной, на их взгляд, политикой Барака Обамы по отношению к Ирану», — отмечает автор. Свежие заявления израильских политиков также представляют интерес.
К примеру, в недавнем интервью Die Welt министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил: «Умеренные суннитские государства поняли, что самую большую опасность для них представляет не Израиль, сионизм или евреи, а Иран». Либерман считает, что сейчас пришло время «официально создать союз всех умеренных сил на Ближнем Востоке против терроризма, от кого бы он ни исходил — от мусульман, евреев или христиан». Ранее в Вашингтоне уже ходили слухи о том, что США работают над созданием альянса умеренных арабских стран по образцу НАТО.
«Конечно же, учитывая распространенную в арабских странах ненависть к евреям, в подобном союзе Израиль не будет числиться официальным членом, но он сможет выступать в качестве важного помощника в ходе военных операций и операций спецслужб на Ближнем Востоке», — пишет автор.
Разумеется, остается немало сомнений, насколько реалистична подобная версия оборонного союза против шиитского экстремизма, который спонсируется из Ирана, и суннитского джихадизма. Также неясно, каким образом в этот антииранский альянс может вписаться Россия, которую Трамп хочет, несмотря ни на что, сделать своим партнером в борьбе против исламского терроризма. Путин, напоминает обозреватель, сумел добиться столь больших военных успехов в Сирии только благодаря тесному сотрудничеству с Тегераном. «Совершенно не понятно, что Трамп сможет предложить Путину в обмен на то, чтобы он разорвал успешный союз с Ираном. Вряд ли для этого будет достаточно даже «скормить Украину» кремлевским автократам», — подчеркивает журналист.
«Между тем, если посмотреть поверх всяческих идеологических иллюзий, то в американо-израильском изменении курса по вопросу мира на Ближнем Востоке есть рациональное зерно», — считает Херцингер. Многолетние попытки добиться компромисса между Израилем и палестинцами путем мирных переговоров так и не принесли успеха.
Также с самого начала на провал была обречена политика администрации Обамы «давить» на Израиль с целью добиться односторонних уступок вроде полного прекращения строительства поселений.
Этот курс всего лишь подогревал нереалистичные ожидания палестинского руководства и давал ему повод уклоняться от переговоров с Израилем, говорится в статье.
Более того, сценарий «Два государства для двух народов» подразумевал то, что Рамалла навсегда откажется в пользу Израиля от части территории, которую он считает палестинской. Даже если бы у палестинского руководство появилось такое желание, оно вряд ли смогло бы насадить его среди палестинцев — особенно с радикальнымХАМАСом за спиной.
Таким образом, мантра о «Двух государствах для двух народов » постепенно отдаляется от реальности. В действительности, уверен Херцингер, «палестинское государство будет жизнеспособным только в симбиотической связи с израильской экономикой и израильским обществом. Ориентация на слабые экономики соседних Иордании или Египта не даст никаких перспектив палестинскому населению».
Настало время пересмотреть условия для израильско-палестинского мирного решения с нуля, считает автор.
Многое говорит в пользу того, что это будет возможно только при полном изменении ситуации в регионе: если арабские страны серьезно встанут на путь модернизации и гуманизации своего общества и откажутся считать Израиль заклятым врагом, то перемены в менталитете произойдут и у палестинцев.
Двойная проблема — иранская экспансия и всепожирающий джихадизм — могла бы направить арабский мир в этом направлении, но это возможно лишь в долгосрочной перспективе.
Быстрых решений в израильско-палестинском конфликте по-прежнему нет, заключает автор.
Рихард Херцингер | Die Welt
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.