В израильском Институте демократии усматривают прямую связь между быстрым ростом правительственных субсидий ешивам и разнообразных льгот для женатых ешиботников («аврехов») и прекращением начавшейся было тенденции к росту доли работающих мужчин в ультра-ортодоксальном секторе.
Цифры таковы.
В 2014 году, когда у власти находилась «светская» коалиция без участия ультра-ортодоксальных партий, объем государственного финансирования ешив сократился до 564 миллионов шекелей.
В том же году произошел рекордный скачок занятости богобоязненных евреев — доля работающих мужчин в ультра-ортодоксальном секторе выросла с 44.5% до 51.2% за один-единственный год.
Если бы эта тенденция продолжилась, показатели занятости в этом секторе населения могли бы быстро приблизиться к общеизраильским. Но осенью 2014 года глава правительства Биньямин Нетанияху распустил неудобную для него коалицию и после победы на выборах вновь заключил союз с «естественными партнерами» — ШАС и «Еврейством Торы».
К концу 2016 года государственное финансирование ешив выросло более чем вдвое и достигло 1.2 миллиарда шекелей, а рост доли работающих мужчин в ультра-ортодоксальном секторе прекратился.
Корреспондент «Гаарец» Яир Этингер, публикуя эту статистику, отмечает, что ШАС и «Еврейство Торы» выбивают бюджеты и на повышение занятости «харедим», добиваясь для них «корректирующей дискриминации» на государственной службе, признания дипломов ешив наравне с академическими (что даст им право получать на госслужбе соответствующие прибавки к зарплате) и т.п.
Но при наличии гарантированных нетрудовых доходов ешиботникам уже нет особого смысла искать работу, лишаясь при этом своих многочисленных льгот.
Эта реальность давно известна израильтянам, и общество, кажется, с ней смирилось.
Поводом для нового обсуждения темы в СМИ стало сегодняшнее решение правительства «подбросить» ешивам еще 50 миллионов шекелей,
после чего их бюджет достиг исторического рекорда — 1.224 миллиарда шекелей.
Александр Волк ( волонтер до 2021)
Хайфа
Если принять во внимание, что государство Израиль движется (двигалось) по пути демократии и прогресса, то поворот в сторону всевластия религии, является как бы разворотом в обратную сторону, пути которым движется государство Иран. Государство обязано заботится о сохранении религии, но должно делать это не за счет стариков и нищих, а сократив аппетиты небожителей, привыкших к роскоши и сигарам, ну очень дорогим?
Не кстати (а может кстати) вспоминается восточная притча:
«Если караван, идущий избранной дорогой, резко поворачивает в обратном направлении, то впереди оказывается хромой верблюд»
Присмотритесь люди! Кто сегодня ведет наш караван? Может не вполне достойный?