Главная / Разное / Что евреи празднуют в Шавуот: день дарования Торы, первого урожая, рождения и смерти царя Давида

Что евреи празднуют в Шавуот: день дарования Торы, первого урожая, рождения и смерти царя Давида

Праздник отмечается 6 сивана:

в 2017 году – с вечера 30 мая

до вечера 31 мая

Фото: shutterstock

Фото: shutterstock

Шавуот — один из трех главных праздников иудаизма (два других – Песах и Суккот). Длится он всего один день (в диаспоре – два).

Отмечается ежегодно 6 сивана (в 2017 году – с вечера вторника, 30 мая, до вечера среды, 31 мая).
В этот день запрещена всякая работа, кроме приготовления необходимой пищи и переноса огня.Все три главных иудейских праздника напрямую связаны с выходом из Египта.

В Песах евреи вышли оттуда,

в Шавуот — пятьдесят дней спустя — они получили Тору на горе Синай, а в

Суккот, осенью, мы вспоминаем о том, что Всевышний после вывода евреев из Египта поселил наших предков в шалашах. 

 

Ивритское слово ШавуОт (‏שבועות) дословно означает «недели» (во множественном числе). На литературном идише название праздника звучит как ШвУэс, на диалектном – швИэс (заглавные буквы в середине слова указывают место ударения).

 

В русскоязычной теологической литературе встречается и наименование Пятидесятница, напоминающее о календарной связи с Песахом.

 

На 50-й день после Исходa из Египта евреи приблизились к горе Синай и получили от Бога Тору, заключив с Ним договор, пообещав исполнять заповеди всем сердцем и распространять знание о Нем по всему миру.

 

Альтернативные названия праздника на иврите: Хаг МатАн ТорА (Праздник дарования Торы), Хаг hа-БикурИм (Праздник первых приношений урожая), Хаг hа-КацИр (Праздник жатвы).

 

В древности в этот день в Храме делали приношение пшеницы нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и несли их в Храм. Другой жертвой были лучшие первые фрукты.

 

Шавуот – это и день рождения, и йорцайт (годовщина смерти) царя Давида. В некоторых общинах зажигают 150 свечей по количеству составленных царем Псалмов.

 

В синагогах произносят праздничную молитву со специальными вставками. Утром произносят hалЕль — тексты Псалмов №№ 113-118 с благословениями в начале и в конце, выражающими хваление и благодарность Богу. Перед чтением Торы в ашкеназских общинах читают Книгу Рут (Руфь), вызывают коэна и читают АкдамОт – пиют (литургическое стихотворение), составленный рабби Меиром Бен-Ицхаком — кантором еврейской общины Вормса.

 

Во время чтения Торы во всех синагогах читают Десять заповедей – квинтэссенцию Пятикнижия. У сефардов во время Минхи (дневной молитвы) читают АзhарОт (поэтические композиции-предостережения), написанные р. Шломо Ибн-Гебиролем.

 

У чтения Книги Рут в этот день есть ряд причин, в том числе:

— в Шавуот мы как бы заново принимаем Тору, а в этой книге рассказывается, как Рут-моавитянка добровольно и бескорыстно приняла Тору и заповеди иудаизма;

— действие книги происходит во время жатвы;

— книга рассказывает о родословной царя Давида, родившегося и умершего в Шавуот.

 

Для праздничной ночи существует традиция «ТикУн лЕйл шавуОт» (исправление личности, или самосовершенствование, в ночь Шавуот), состоящая в изучении Торы или Талмуда.

 

В Иерусалиме толпы верующих, включая паломников, направляются к Стене плача и молятся там с первым миньяном. Некоторые посещают и могилы царей Дома Давида.

 

Фото: shutterstock

Фото: shutterstock

 

У наших предков существовал (а в ортодоксальных кругах существует поныне) обычай начинать учить детей Торе именно в Шавуот. Утром детей вели в синагогу и показывали им табличку, на которой написаны буквы алфавита и несколько стихов. Меламед (учитель) читал, ребенок повторял за ним. Учитель клал на табличку немного меда, а ребенок слизывал мед с букв. Пекли и медовый торт с буквами, и по окончании урока детям давали его съесть.

 

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блины, пироги, торты, коврижки. Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь с горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей, ибо законы о кошерном мясе и о разделении мясного и молочного были для них еще трудны и непривычны.

 

Дом и синагогу украшают ветвями деревьев, напоминающими о зелени, росшей вокруг горы Синай в эпоху дарования Торы.

 

Фото: shutterstock

Фото: shutterstock

 

Время зажигания свечей перед Шавуот 30 мая: Иерусалим – 18:59, Тель-Авив – 19:19, Бней-Брак – 19:19, Ашдод — 19:19, Нетания – 19:19, Хайфа – 19:12, Цфат — 19:10, Хеврон — 19:14, Беэр-Шева – 19:17, Эйлат – 19:13.

 

Время завершения Шавуот 31 мая: Иерусалим – 20:21, Тель-Авив — 20:23, Бней-Брак – 20:23, Ашдод – 20:23, Нетания – 20:24, Хайфа – 20:25, Цфат — 20:23, Хеврон — 20:18, Беэр-Шева – 20:21, Эйлат – 20:15.

 

Время наступления и исхода первого дня Шавуот 30/31 мая в некоторых городах диаспоры: Москва — 20:42 (исход – 22:33), Санкт-Петербург — 21:44 (0:56 1 июня), Киев — 20:41 (22:07), Минск – 21:10 (22:49), Берлин — 20:59 (22:33), Париж — 21:26 (22:48), Лондон – 20:48 (22:18), Нью-Йорк – 20:02 (21:10), Лос-Анджелес – 19:41 (20:43), Торонто — 20:33 (21:45), Мельбурн — 16:52 (17:52).

 

Автор — докторант университета Бар-Илан

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан