В последние годы всё чаще в спорах и дискуссиях звучат слова «дискурс» и «нарратив». В его классическом понимании, дискурс означает любую форму речевого взаимодействия между людьми, однако в современном, постмодернистском понимании это речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие; компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания. Подвид дискурса – нарратив, который является рассказом, который всегда можно рассказать по-другому. Приведу самый простой и яркий пример: для нас ХАМАС – это террористическая группировка, ратующая за уничтожение государства Израиль. Члены ХАМАС – мерзавцы, использующие детей в качестве живого щита, тратящие пожертвования Западных стран на туннели и ракетные установки. Это – наш нарратив, для нас человеческая жизнь, и уж тем более жизнь детей является самой важной ценностью. Палестинский же нарратив – это борьба с проклятыми неверными оккупантами, в которой погибшие дети становятся святыми мучениками, а туннели важнее аппаратов для гемодиализа, потому что приближают освобождение исконно арабских земель. В рамках постмодернистского и псевдолиберального дискурса, обе версии, оба нарратива имеют право на существование, также как и утверждения, что песни маори не уступают Девятой Симфонии Бетховена, а инсталляция из трех пивных бутылок – «Давиду» Микеланджело.
Израильское общественный дискурс в целом, а уж по отношению к политике в частности – это особое культурное, интеллектуальное и психологическое явление. Израильские правые ратуют за социализм, а левые поддерживают всемогущие гильдии. Премьер-министр страны Нетаниягу считается правым политиком, хоть уже давно таковым не является. Любой критикующий Нетаниягу становится «левым», пусть даже он голосующий за тот же «Ликуд» поселенец с кипой на голове. А новой надеждой псевдо-социалистов из левого лагеря стал богач, заработавший состояние на службе у более чем сомнительного миллиардера…
Можно смело заявить, что современный израильский политический дискурс построен на борьбе старых элит с новыми, а также на подмене понятий. Чтобы продемонстрировать всю абсурдность ситуации, приведу в качестве примера отношение истеблишмента – старого и нового – к министру обороны и лидеру партии НДИ Авигдору Либерману. Отмечу, что речь идет о примерах политической борьбы, помноженной на пропаганду и «черный пиар», встроенной в определенные нарративы в рамках современного дискурса.
Левый нарратив или Старые элиты против русского медведя
На протяжение десятилетий «прогрессивная общественность», т.е. левый лагерь убеждала всех и вся, что именно правые являются расистами. Обвинять мусульман в терроре – расизм, но относиться к ним как к слабоумным и неспособным контролировать себя детям – это нормально. Требовать от израильских арабов приносить присягу верности кормящему их государству – это расизм, а позволять им фактически насиловать это же государство – это в порядке вещей. Однако в последние годы ведущие арабисты, эксперты-востоковеды да и сами арабы опровергли этот тезис. Знаковой стала обличительная речь депутата Джамаля Захалки в сентябре 2015-го, обвинившего левый лагерь – от МАПАЙ и до современной «Аводы» в расизме. Захалка жестко заклеймил «высокомерие богатых и сытых ашкеназов», плюющих на арабов во имя придуманных ими же самими «универсальных ценностей».
По отношению к репатриантам из бывшего СССР расизм и высокомерие старых элит – выходцев из Центральной Европы, составляющих основу закостенелого истеблишмента – проявляется во всех возможных формах. Телеведущие объясняют, что в их глазах мы имеем не больше прав, чем африканские нелегалы. Журналисты пишут о том, что «русские» политики (уроженец Молдавии Либерман и выходец из Украины Элькин) являются сталинистами и путинскими прихвостнями, которым нельзя доверять власть, ведь те немедленно создадут новые ГУЛАГи. Нечего им со своим рылом лезть в высшие эшелоны власти, так как выросли они в Советском Союзе, где о демократических и общечеловеческих ценностях слыхом не слыхали.
Когда Либерман был назначен на пост министра иностранных дел в 2009-м, истеблишмент взвыл. Этот русский медведь, ничего не понимающий в азах дипломатии и тонкостях французских манер приведет страну на грань катастрофы. В самом ведомстве тоже засуетились, и начали подкармливать левую прессу своими страхами. Ведь на тот момент среди нескольких тысяч сотрудников этого министерства русскоязычных дипломатов было всего несколько десятков. «Русских» заваливали на кадетских курсах. То был не просто произвол, а вполне четкая и по-своему логичная дискриминационная политика, направленная на то, чтобы не допустить в МИД «чужаков», тем более – выходцев из бывшего СССР.
Летом того года главный редактор сайта IzRus Михаил Фальков на основе открытых источников привел ряд вопиющих скандалов, связанных с деятельностью представителей старых элит в МИД. Статья «Оргии, взятки, драки: либерманы не пройдут!», в которой он открыто обвинял элиту израильской дипломатии в разврате, коррупции и протекционизме, прогремела на всю страну. В материале были также приведены многочисленные примеры того, как истеблишмент борется с «русскими чужаками». Людей с двумя-тремя высшими образованиями, свободно говорящих на трех и более языках, обвиняли в «непонимании Западной культуры». Ибо нечего русским фашистам во главе с Главным Сталинистом лезть не в свое дело, занимать посты, которые традиционно отдавались мальчикам-мажорам.
Левый лагерь видит в лидере НДИ угрозу – и непрерывно атакует его, прибегая к расистским нападкам. Не дай бог, этот «иммигрант с тяжелым акцентом» еще станет премьером, это ж какое потрясение для устоев общества! Такими темпами, Эдельштейн президентом станет, Элькин – высокопоставленным министром – и сквозь эту брешь в стене хлынут дикие восточные орды, не верящие в мирные процессы и не видящие в Махмуде Аббасе партнера для мирных переговоров. Гевалт!
Кстати, дело здесь не в самом Либермане – ведущий колумнист и журналист газет «Макор Ришон» и «Исраэль Хайом» Амнон Лорд назвал в своей статье от 11 августа 2017-го рупор радикально левого лагеря газету «Гаарец» не просто расистским, но еще и «юдофобским» изданием, которое проводит расово-этнически-конфессиональную границу между «хорошими» (белыми европейцами) и «североафриканскими арабами» (восточными евреями) на протяжение почти 70 лет. Лорд блестяще показал, как с момента создания страны левые СМИ демонизировали всех «унтерменшей» с Востока, к которым с начала 90-х присоединились и мы. А в день написания этой статьи постоянный автор «Гаарец» обвинил репатриантов из б.СССР – даже приехавших 40 лет назад, даже приехавшими детьми – в неуважении к закону. Все русскоязычные – ВСЕ – верят в то, что можно давать и брать взятки, можно пренебрегать нормами, можно обманывать, обкрадывать, обсчитывать. Такая уж у этих homo-soveticus криминальная наклонность. У всех.
Правый нарратив или Левый Либерман Родину продаст
В конце минувшей недели журналист Кальман Либскинд – на мой взгляд, один из лучших журналистов страны – опубликовал большую статью в «Маариве», в которой призвал представителей правого лагеря перестать автоматически бросаться на защиту Биньямина Нетаниягу. Либскинд признает, что СМИ давно уже борются с Нетаниягу, крайне претенциозно освещая всё, что касается связанных с именем премьера расследований, но выступает против того, чтобы правый лагерь вёл себя таким же образом. Нетаниягу – это не синоним «Ликуда», а партия власти – не синоним правого лагеря, пишет журналист.
Забавно, но вскоре многие коллеги Либскинда, в том числе и ведущие с ним право-популистскую передачу «Патриоты» на 20-м канале, намекнули, что он «полевел». Наверное, под нажимом, оговорились они, ведь никто не может обвинить Либскинда в недобросовестности, но налицо – полевел наш друг Кальман, выступает против Нетаниягу. Всё это забавно вдвойне, потому что Либскинд – один из немногих израильских журналистов, прямо заявивших перед выборами в Кнессет 20-го созыва, что он поддерживает партию «Ликуд» и будет голосовать за нее. Он учился в религиозной школе, потом в йешиве, носит кипу, отец пяти детей. Настоящий «левак», короче.
Таковы сегодняшние настроения в партии власти. Кто не с нами, тот против нас. Они – левые. Генеральный инспектор полиции Рони Эльшейх – левый, юридический советник правительства Мандельблит – левый. Министр транспорта Исраэль Кац, считающий себя преемником Нетаниягу – еще не левый, вовремя публично покаялся. Однако если вдруг рыпнется – то станет левым. Черное и белое, без каких-либо оттенков, именно так смотрит на мир «ликудник» 2017 года.
Журналист Амихай Атали из «Едиот Ахронот» никогда не скрывал своих взглядов. Как и Либскинд, он религиозный сионист. На прошлой неделе он «посмел» написать, что Нетаниягу лишь кричит о том, что СМИ и прокуратура пытаются свергнуть правое правительство. По словам Атали, Нетаниягу – никакой не правый. «Этот человек подписал договор о Хевроне, — напомнил он. – Он пожал руку Ясиру Арафату, проголосовал на первом этапе за план размежевания, выпустил в рамках сделки Шалита более тысячи террористов и убрал металлодетекторы (с Храмовой горы)». Атали призвал Нетаниягу воспользоваться подходящим моментом и начать проводить в жизнь политику правого лагеря: «лиши гражданства террористов с синим теудат зеутом, прекрати замораживание строительства в Иерусалиме, разреши евреям массово восходить на Храмовую гору, продвигай консервативно настроенных судей. Это твой час!», писал Атали.
Правая журналистская «бранжа» сразу же начала рвать Атали на куски. В такое время – и критиковать Нетаниягу? Наверное, всё дело в том, что он работает в «Едиот Ахронот», газете, чья редакционная политика называется просто «мочить Биби». То, что брат Атали погиб в теракте, а убийца вышел на свободу в рамках сделки Шалита не волновало линчевателей. Шимон Риклин, известный радиоведущий и публицист из правого лагеря открыто заявил, что надо видеть полную картину – идет война правых с левыми. Кто против Нетаниягу – тот левый.
Довелось и Авигдору Либерману побывать левым. До недавнего времени други и недруги говорили, что правее его только стена. Либерман – поселенец, считает своим духовным учителем Зеэва Жаботинского, много лет состоял в «Ликуде». Но перед выборами 2015-го отказался кинуться Нетаниягу в ноги, заверить в том, что его и только его поддержит на пост премьер-министра. Этого хватило, чтобы обвинить Либермана в «левизне». Для сегодняшнего «ликудника» Жаботинский, Шамир и Бегин – пустые слова. У них есть Нетаниягу – Царь и Помазанник Божий – и есть его верные адепты: Мири Регев, Давид Битан, Мики Зоар, Орен Хазан, Дуди Амсалем и т.д. Настоящие, классические «ликудники» уходили один за другим в «Наш дом Израиль» не потому, что перестали быть «ликудниками». Для таких людей как Яир Шамир и Узи Ландау нет ничего общего между той партией, в которой они выросли, и нынешним цирком.
Заявив во всеуслышание, что Либерман примкнул к левым, сразу же после выборов верхушка «Ликуда» побежала к нему – звать в коалицию. Ты же правый, Авигдор, представитель национального лагеря, как же быть коалиции без тебя, говорили они. Однако Либерман отказался, после чего вновь «стал левым». Либерман пробыл левым ровно до конца мая 2016-го, после чего принял предложение Нетаниягу занять пост министра обороны, и вновь стал для крикунов из «Ликуда» нормальным правым парнем.
Тенденцию проследить несложно – во время выборов Либерман левый, так как представляет угрозу для «Ликуда». Любой, кто может урвать часть голосов «Ликуда» — левый вражина. Любой, кто смеет критиковать Нетаниягу – левый вражина. Любой, кто считает, что в доме премьера не всё ладно – тот левый вражина. Такой вот нарратив.
В последние месяцы Либерман занимает второе-третье место во всех опросах, где спрашивают, кто мог бы заменить Биньямина Нетаниягу во главе национального лагеря. Сами «ликудники» традиционно отдают ему также второе-третье место. 26 процентов представителей правого лагеря считают его «подходящим» и «очень подходящим» на пост премьера (опрос Panels Politics, «Маарив-Софшавуа», 11 августа 2017). 27 процентов представителей правого лагеря считают, что Либерман лучше всех справится с палестинским террором (опрос Института Смита, начало августа 2017). Опрос Panels Politics для передачи «Ха-Цолелет» на телеканале Кнессета показал, что лишь восемь процентов респондентов считают его левым.
Очевидно, что рядовой обыватель не верит верхушке «Ликуда», ну никак не левый, Либерман этот. ШАБАК и армия работают не покладая рук, ведутся постоянные аресты террористов как среди израильских арабов, так и в Иудее и Самарии. ХАМАС присмирел, и первый год Либермана на посту министра обороны был самым тихим на границе с Сектором за последние 50 лет. В то же время никаких переворотов он не устраивает, защищает демократические ценности и независимость суда – то есть и лево-расистский нарратив не выдерживает проверку временем и фактами. Что, впрочем, неудивительно – в рамках постмодернистского дискурса правда не обязана быть правдой, главное, подать информацию (не факты, а именно информацию) под определенным сосусом.
Однако в одном преуспели и те и другие. Несмотря на то, что Либерман является ветераном израильской политики, занимал посты министра инфраструктуры, министра транспорта, министра иностранных дел и министра обороны, центральные СМИ не называют его возможным кандидатом на пост премьер-министра. На «бирже имен» возможных претендентов мы найдем и Гидеона Саара, который уже почти три года как вне политики, и бывших начальников Генштаба Габи Ашкенази и Бени Ганца, которые в политику пока даже не пошли, и даже нового лидера «Аводы» Ави Габая, для избрания которого требуется чудо, почище того, что проделал Моисей на Красном море. Либермана мы там найдем крайне редко. С другой стороны, на этой «бирже» играют все те же журналисты, прочно занявшие одну из сторон. А о том, какую линию они гнут, я уже поведал вам…
Главный редактор сайта с 2021 года Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com
Одна из многих статей рускоязычных журналистов, поющих дифирамбы рвущегося к вершинам власти человеку, который способен делать громогласные заявления и не следовать им. Этот деятель пролез во власть на горбу «русских» олим и тут же забыл о их нуждах. И он достоин восхваления?