https://newsland.com/community/2198/content/evreiskie-motivy-v-iskusstve-vatikana/5992120
Как Микеланджело умудрился
пропитать еврейской традицией
главные шедевры христианского искусства.
Если у кого-то возникнет желание увидеть «еврейский Рим», ему наверняка посоветуют пойти в синагогу на берегу Тибра, прогуляться по бывшему гетто или отведать Сarciofi alla Giudia (артишоки по-еврейски).
И скорее всего, никто даже не подумает отправить его в Ватикан — никому не приходит в голову мысль, что там еврейского искусства больше, чем по идее должно было бы быть.
В Ватикане уже много столетий «живут» мировые шедевры, созданные под влиянием еврейской традиции. Но об истинном замысле создателей этих произведений искусства мало кому известно. Чтобы понять природу связи этих работ с иудаизмом, нужно отправиться в прошлое — лет на 500 назад.
В 1480-х годах в одном из флорентийских дворцов юноша по имени Микеланджело Буонаротти погрузился в изучение Торы, Талмуда и каббалы. Тогда иудеи были изгнаны из Флоренции, но могущественный и богатый покровитель Микеланджело Лоренцо де Медичи радушно зазывал евреев обратно и поощрял изучение иудаизма. В те самые годы, когда во всю работал маховик Святой инквизиции, стремящейся искоренить еврейскую культуру и еврейское знание на всем континенте, молодой скульптор вместе с детьми Медичи обучался у мыслителей, ценивших еврейскую мысль.
Одним из учителей Микеланджело был знаменитый философ эпохи Ренессанса Марсилио Фичино, католический священник, который знал иврит.
В своих сочинениях Фичино пытался соединить учение Платона и монотеистическую религию, которыми для него были как иудаизм, так и христианство.
Джованни Пико делла Мирандола, владелец самой обширной частной библиотеки иудейской литературы среди всех европейских неиудеев, оказал еще большее влияние на молодого Микеланджело. Пико учился с Элией дель Медиджо и другими влиятельными учеными мужами того времени, знал иврит и арамейский, был сведущ в Торе, Талмуде и мидраше.
Как и Фичино, Пико искал философскую гармонию в различных течениях — и в язычестве, и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме. Но Пико пошел дальше Фичино, выдвинув предположение, что иудаизм, египетский мистицизм, философия Платона и христианская теология ставят в центр мироздания одно и то же божество. Церковь посчитала его еретиком — его арестовали и бросили за решетку. И только благодаря тому, что Лоренцо ди Медичи выкупил его из тюрьмы и в дальнейшем защищал от Церкви, Пико смог продолжить свою литературную и преподавательскую деятельность.
Вдохновленный Пико и Фичино, Микеланджело погрузился в еврейский мистицизм. И, как пишет раби Бенджамин Блех, соавтор книги «Сикстинские тайны: запретное послание от Микеланджело, спрятанное в сердце Ватикана» про духовное родство Буанаротти с иудаизмом, художника иудейские темы привлекали гораздо сильнее, чем христианские. Некоторые взгляды, описанные в каббале, казались ему особенно интересными — как, например, то, что Б-г является гармоничным единым целым, включающим в семя мужское и женское, и что секс — это положительная сила. Микеланджело еще в самом начале творческого пути решил, что его работы должны «проповедовать примирение… Старого Завета с Новым, христиан с иудеями», как пишет историк искусства Энрико Брусчини.
Каббала и другие течения еврейской философии очень сильно повлияли на Микеланджело, что не могло не найти отражение в большинстве его работ.
Но его заставляли скрывать это, потому что он получал гонорары от Пап, которые никак не разделяли его восторженного взгляда на иудаизм.
На сводах Сикстинской капеллы — работе, которая должна была иллюстрировать обетование христианского прощения всех грехов — «Микеланджело скрыл эти множественные отсылки к иудаизму, очень искусно и хитро», — пишет Бусчини. В «опасных условиях» и «подвергая себя огромному риску» художник использовал символы и аллюзии, которые оказались незаметны и непонятны не только его покровителю Папе Римскому, но и более чем 25 000 посетителей музеев в Ватикане сегодня.
Чтобы увидеть Сикстинскую капеллу так, как задумывал ее Микеланджело, и постичь истинное послание, которое несет эта работа, вам понадобится бинокль. На входе в капеллу, который расположен в конце музея, не поднимайте глаза вверх, пока не пройдете до самого конца комнаты, где находится дверь для выхода. А теперь достаньте свой бинокль и внимательно посмотрите на самую большую фреску в католическом мире. Удивительно, но никто из 300 персонажей, которых нарисовал Микеланджело, не является христианином. По словам рава Блеха, 5% изображенных людей — язычники, а 95% — иудеи. Работа Микеланджело «воспевает не только Тору, но и каббалу».
Тут можно увидеть и еврейских пророков — Захарию, Иоиля, Исайю, Иезекииля, Даниила, Иеремию и Иону, — которых Микеланджело собрал как символ семи ступеней на духовной лестнице, ведущей к Б-гу в каббалистическом Древе Жизни: Малхут, Есод, Ход, Нецах, Тиферет, ГвураДин и Хесед. Чтобы другие не перепутали пророков, Микеланджело снабдил их образы особыми, «персональными» элементами. Кроме того, художник показал, что знает идиш — он нарисовал буквы алеф и айн на свитке в левом углу от пророка Иеремии. В Талмуде сказано, что священник, который не может отличить алеф от айн, не способен служить в храме.
На четырехугольных перекрытиях между арками Микеланджело изобразил героических евреев, двух мужчин и двух женщин, которые в Книге Бытия спасли свои народы. Юдифь с головой Олоферна стоит на одной стороне рядом с пророком Захарией, а Давид, убивший Голиафа, расположен на другой. Напротив них, по обе стороны от пророка Ионы, — Эстер, убившая Амана, и Моисей со своим бронзовым змеем.
Рядом с Эстер — Аминадав, отец замечательных детей по Талмуду. На его накидке — как раз там, где левая рука — можно рассмотреть желтую круглую нашивку. Этот элемент стал заметен обычному глазу благодаря реставрационным работам конца XX-го века, в ходе которых удалось сделать цвета фресок более насыщенными, что во многих случаях помогло сделать понятным их посыл.
В серии панелей в центре потолка Микеланджело изобразил сотворение мира — как о нем рассказывалось в Торе, как этот процесс растолковал художнику его учитель Пико в «Гептапле», каббалистических комментариях к первым 26 стихам Книги Бытия.
В самом начале бородатый Б-г поднимает руки и поворачивается, чтобы отделить свет от тьмы. Затем, паря в воздухе, он отделяет воду от земли. Ткнув указательным пальцем в пространство, он создает солнце и луну.
На самой знаменитой панели Б-г тянется пальцем к пальцу протянутой руки полулежащего Адама. За Б-гом огромным темно-розовым облаком развернулся его плащ, который напоминает разрезанное пополам правое полушарие мозга человека и часть спинного мозга — скорее всего, Микеланджело узнал об этих подробностях строения тела при препарировании. В каббале правое полушарие мозга ассоциируется с мудростью — в ежедневной еврейской молитве звучит благодарность Б-гу, который «создал человечество [Адама] и Мудрость».
Через две панели, в Эдемском саду, змий, у которого верхняя половина тела — женская, дает Еве запретный плод, которым по еврейской традиции является инжир.
И если вы еще не слишком утомились, можно вернуться ко входу в капеллу и посмотреть на другую огромную фреску Микеланджело, которую ему заказал другой папа римский через 20 лет после того, как работа над росписью сводов была завершена. Папа Климент VII, который, как и де Медичи, знал о либеральном флорентийском образовании Микеланджело, специально выбрал тему Страшного суда, в которой, казалось бы, просто невозможно было упомянуть евреев.
Но художника это не испугало. Первым делом Микеланджело немного изменил форму — она стала напоминать две плиты с закругленными верхами, на которых был написан Закон Моисеев. Единая композиция этой фрески покрывает всю стену: души грешников художник изобразил внизу, нисходящими в ад, а души праведников — наверху. В центре расположен Христос, который встречает праведников, восходящих к раю. Чуть выше правого плеча Христа он нарисовал двух иудеев — их легко отличить от остальных по шапкам (одна — с двумя острыми концами, другая — желтая), которые они должны были носить. И чтобы уже точно не дать иудеям потеряться в толпе, художник рядом с ними изобразил ангела, который показывает рукой на эти две фигуры. И хотя по христианским законам иудеи не могут рассчитывать на спасение, после окончания мира по представлению Микеланджело они все же попадают в рай.
Продолжая путешествие по еврейскому Риму, загляните в базилику Святого Петра, где находится «самая знаменитая в христианской культуре статуя», — по словам раби Блеха, у нее также «есть свой еврейский секрет».
Микеланджело создал Пьету задолго до своей работы в Сикстинской капелле — вскоре после переезда из Флоренции в Рим, когда ему было всего 24 года. По библейской истории, во время распятия Христа Марии должно было быть уже за 50, но художник изобразил ее не старше — если не моложе — своего 33-летнего сына.
Одно из объяснений этому в том, что Микеланджело знал мидраш про Сару, которая была одним из прототипов Марии в иудейской традиции. Как пояснял Раши, Сара была настолько чиста духовно, что выглядела на 20.
Главный редактор сайта до 2021 года.
На данный момент по личным обстоятельствам не может поддерживать информационную связь с читателями сайта.
Очень познавательно!