2001 год. Перекресток «Маарив» в Тель-Авиве.
За столиком кафе напротив меня сидит, в прошлом глава «Натива»,-Яков Кедми. Он в тот период намеревался создать новую русскоязычную партию. Я встретился с ним, чтобы познакомиться и изложить свое видение главных проблем русскоязычной общины и способов их решения. Одной из них было жилье: массовое строительство социального жилого фонда на долгосрочный съем. Яков партию так и не создал, но с тех пор мы поддерживаем связь и общение.
2011 год. Ко мне обратились с предложением помочь представлять одного из депутатов горсовета на «русской» улице-Асафа Дабуля. Мы быстро нашли общий язык, точки соприкосновения. Он предложил быть его помощником на общественных началах, я, конечно же, согласился. Естественно, что моя деятельность не ограничивалась лишь русскоязычным населением. В 2013 году, незадолго до муниципальных выборов, на рассмотрение горсовета- Асафом, был подан, подготовленный мною, проект строительства жилья на долгосрочный съем. Вот его основные пункты:
«Строительство жилых единиц для молодых семей на субсидированный долгосрочный съем. По следующим критериям: возраст 25-35 лет, приоритет семье с минимум одним ребенком. Работающие. Срок съема минимум на пять лет с опцией еще на пять.»
Проект единогласно был одобрен. Решено было создать профессиональную комиссию для его разработки. К сожалению, после выборов им никто не стал заниматься…
С началом моей общественной деятельности я лично столкнулся с темой взяток вокруг соцжилья, их существование также подтверждает недавно завершившееся уголовное дело за номером- 29349.
19 июля 2017 года в мировом суде Ришон ле-Циона, под председательством достопочтимой судьи-Инат Рон, был оглашён приговор по уголовному делу в отношении Мэри Агаджаньян מרי) אגדזניאן). За мошенничество при отягчающих обстоятельствах она была приговорена к 36 месяцам лишения свободы, 12 месяцам условно, 75,000 шекелей штрафа в доход государства и 400,000 шекелей в пользу 11 потерпевших. Представлялась им как работник Амуты (госструктуры в сфере социального жилья),обещала продвинуть их в очереди на получение социального жилья, а впоследствии выкупить его в свою собственность за 25% от фактической стоимости. Также, обвиняемая подчёркивала свою близость к руководящим кадрам партии «Наш дом Израиль» в Ришон ле-Ционе. Из обвинительного заключения: «М.Р. (потерпевшая номер 1) репатриантка из бывшего СССР, проживала в Ришон ле -Ционе…, работала уборщицей в больнице…… В определённый период М. заболела раком груди и лейкомией и проживала с мужем- инвалидом по критериям института национального страхования. В 2009 году М. познакомилась с обвиняемой в рамках её (обвиняемой) работы в партии «Наш дом Израиль»…» «…Е. К. (потерпевшая номер 2), 1962 года рождения,…была претенденткой на получение амидаровской квартиры. Обвиняемая и Е. познакомились в рамках работы в партии «Наш дом Израиль»…» «… Л. А.,(потерпевшая номер 11) 1954 года рождения, охранница в каньоне…, Обвиняемая и Л. познакомились в рамках участия в партии»Наш дом Израиль» При оглашении приговора судья указала, что подсудимая цинично и систематически использовала особое положение репатриантов из бывшего Советского Союза (пожилой возраст, незнание иврита и местного законодательства, их тяжёлое материальное положение) и поэтому, с учётом значимости общественных интересов, единственно справедливым наказанием будет только её реальное лишение свободы.»
Я столкнулся с полным, на мой взгляд, беспределом в отношении распределения жилья от минабсорбции, об этом свидетельствует существование «медицинской комиссии» при минабсорбции, которая выносит решение-положено или нет жилье по медпоказаниям очередника. Один из таких показательных случаев- это дело-Лизы Шистер, которым я начал заниматься в 2013 году. Ей и ее маме было отказано, этой самой комиссией, в крыше над головой- по медпоказаниям и это несмотря на заключение лечащего врача, в котором говорилось, что человек частично самостоятелен и в состоянии проживать сам. Семья стояла в очереди 20 лет. Понадобилось четыре года, чтобы в судебном порядке принудить Министерство дать Лизе жилье. К сожалению ее мама не дожила до этого радостного дня. Она скоротечно ушла в течение года после отказа, до последних дней своей жизни задавая вопрос» : «Почему?».
С просьбой поднять этот вопрос на государственном уровне, я обращался ко многим депутатам, как русскоязычным так и коренным израильтянам. К сожалению результат нулевой. Лишь потраченное дорогое время, не только мое-тысяч людей. Однако это меня не останавливало и очередной из депутатов, точнее его помощник, достаточно оперативно отреагировал, вследствие чего, я надеюсь, этот вопрос будет поднят после парламентских каникул на одной из значимых комиссий кнессета. Об этом я напишу отдельно.
На праздничном концерте в 2016 году, посвящённом 25 летию Большой алии, перед полным залом мэр произнес приветственную речь. Вот что об этом написал один из присутствующих: «25-летие Большой алии из бывшего СССР, в нашем городе отмечалось с большой помпой. Во дворце культуры состоялось торжественное собрание,на котором мэр города-Дов Цур, выступил с продолжительной речью. Он подчеркнул огромный вклад репатриантов в развитие Ришон ле-Циона и всей страны. Особо заострил внимание зала на фактах успешной их абсорбции в жизни города и роли в этом муниципалитета. Положителному восприятию выступления мэра способствовал факт окончания строительства к юбилейному мероприятию нового микбац-диюра по улице Фрайман и громогласное заверение построить и заселить следующий в районе Бен Нахум в течение двух лет. Переводил речь мэра на русский язык многоопытный депутат горсовета-Михаил Райф. Это подкрепило осознание людьми реальности обещанного. Последующие события опровергли радужные надежды. На деле юбилейное собрание оказалось ржавым гвоздём, вбитым в чаяния «русской» алии.»
В июле 2017 года я писал: » В октябре 2018 очередные муниципальные выборы. Каденция 5 лет. Следуя логике -за этот период, при поддержке Министерства абсорбции и желании муниципалитета, абсолютно реально строительство, как минимум, двух комплексов соцжилья.
Практически сразу после последних выборов я узнал о готовящемся проекте, под который уже был отведен участок земли и найдено финансирование. Вот что об этом полтора года тому рассказывал вице-мэр-Моти Аджами:
» Не так давно к нам обратилась одна общественная организация и предложила для этой цели дать восемь миллионов долларов. Мы нашли место, сейчас дело за министерством абсорбции. Первоначальная договоренность с ним, по некоторым причинам, была расторгнута, но я уверен, что данный проект осуществится, думаю, что в течение этого года мы достигнем нужных соглашений. »
19 апреля этого года вопрос о том как обстоят дела я задал члену горсовета, ответственному за портфель абсорбции -Михаилу Райфу. Его ответ был следующим: «Муниципалитет два года назад выделил землю и подготовил проект четвертого по счету комплекса соцжилья. На тот момент, когда меня ввели в курс дела, уже истекал срок, отведенный министерством для подачи необходимых документов. Я приложил максимум усилий, для того, чтобы подготовить всю документацию и вовремя подать ее на рассмотрение. Однако при проверке было обнаружено некоторое техническое несоответствие и, несмотря на то, что оно было довольно быстро исправлено, Министерство финансов отозвало финансирование. Я тогда встречался с Министром-Софой Ландвер. У нее было искреннее желание помочь, но ничего не вышло. Она пообещала мне, что в этом году это произойдет. Когда точно-я не знаю. Мы, муниципалитет, ждем.»
Прокомментировать данный вопрос я попросил пресс-службу Министерства абсорбции:
«Муниципалитет(Экономическая компания) участвовал в конкурсе, и получил разрешение на строительство очередного комплекса соцжилья (микбац-диюр). Однако через некоторое время изменил решение и отказался. На сегодняшний день у нас нет на рассмотрении проектов соцжилья от Ришон ле-Циона.»
К сожалению с тех пор ничего не изменилось, а если и есть какие-то неизвестные мне сдвиги, то в любом случае в эту каденцию точно ничего построено не будет. Я могу с полной уверенностью сказать, что можно строить социальное жилье не только для пожилых репатриантов, но и для рядовых граждан, жителей города, не имеющих своей частной квартиры. Однако для этого нужно прежде всего желание, которое ,например, есть у мэра Тель-Авива, там уже сданы несколько подобных проектов. В нашем городе, среди существующей власти, а также претендующей на нее, я не наблюдаю такого желания, не вижу кого-то, кто последовательно и целенаправленно пытался бы решить жилищный вопрос.
Влад Капустин
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com