Как не сыграть в чужую игру?
Ситуация на границе с Сектором Газы продолжает оставаться «вторым фронтом» в сфере безопасности Израиля. Но «второй фронт» вовсе не означает второстепенность по времени. Разрешение вопроса на этом фронте произойдет куда раньше, чем распутывание сложного узла на израильско-сирийской границе.
У конфликта в Газе есть несколько аспектов, заслуживающих внимания. И если со стороны Израиля речь идет об аспектах сугубо государственных, то с палестинской стороны все упирается в личное. С него и начнем.
Последний бой ХАМАСа
«Подзаборная война» – фактически последняя война с Израилем ХАМАСа в качестве военно-политической структуры. Она в любой момент может перейти в стадию прямого военного конфликта. Это лишь вопрос политического терпения нынешнего правительства Израиля. Черные и зловонные туманы от тысяч жженых покрышек в сочетании с пожарами сельскохозяйственных угодий вблизи сектора Газы долго продолжаться не смогут. На их финансирование у ХАМАСа хватит денег. Терпения у граждан Израиля – вряд ли.
Перед лидером ХАМАСа в Газе, Йехи Сануаром, непростая задача. Он должен оставаться на плаву борьбы с сионизмом, но при этом не вводить Газу в прямой конфликт. Сануар провел немало времени в израильской тюрьме, и у него было время изучить все тонкости нашей внутренней политики. Он прекрасно понимает, что прямой конфликт с Израилем, когда в правительстве оборонное ведомство возглавляет Либерман, война в Газе не будет косметической операцией по корректировке носа, а скорее операцией на открытом сердце. Нужно ли ему, в состоянии полнейшего истощения, не только в переносном, но и в прямом смысле, испытывать политическое терпение израильтян? Ответ однозначный – нет.
Сануар видит себя лидером палестинского государства на территории Иудеи, Самарии и Газы. Он будет лавировать между хрупкими переговорами с Абу-Мазеном и военным сопротивлением сионистскому режиму. Это его личная война, и разворачивать ее он будет по своим правилам.
В минувший четверг Сануар дал интервью итальянскому изданию «Ла Република». Он сетовал на плачевное состояние жителей Газы, на нехватку пресной воды, на высочайший уровень безработицы. К кому он обращался? Сануар прекрасно знает, что миру совершенно безразлична судьба сектора -плевать жителям Рима на нехватку пресной воды в Газе. Он обращался к израильтянам. Пытался «продать» нам временное затишье на южной границе в обмен на послабления в блокаде сектора.
Здесь я, наверное, удивлю Сануара. Израильтянам тоже плевать на бедственное положение людей, которые поддерживают ХАМАС. То есть по человечески, конечно, мы сострадаем голодным детям, но играть с ХАМАСом в одной команде против Абу-Мазена мы не станем. И это только первый проблемный аспект разрешения ситуации в Газе.
Удушающий прием Абу-Мазена
Махмуд Абас давно потерял Газу. Она существует как отдельное государство со своими лидерами, армией и полицией. Газа ведет уже четвертую войну с Израилем, не согласовывая свои действия с Абу-Мазеном. Единственная нить, которая хоть как-то ставит Газу в зависимость от Палестинской автономии – это финансы.
Пренебрегать этой нитью нельзя. Иначе ХАМАС давно бы уже полностью отстранился от автономии. У него свой путь к решению палестинской проблемы. Абас не в состоянии полностью решить все финансовые проблемы в Газе, но усугубить ситуацию он может. Ему не нравится независимое поведение ХАМАСа, который пытается через египетских посредников наладить диалог с Израилем.
Вовсе не факт, что Израиль готов к такому диалогу, но сам факт вероятности его уже неприятен Абу-Мазену. Он немногого добился после смерти Арафата и уж точно не готов остаться в палестинской истории тем, кто потерял территорию с двумя миллионами потенциальных граждан палестинского государства.
Абу-Мазен перекрыл финансовый поток в Газу из Палестинской автономии. Это весьма крутой поворот в отношениях Рамаллы и Газы. Эти отношения переживали разные стадии – от почти единого правления до полного разъединения власти. Нынешние отношения – открытая война. Война на истощение. Именно она может сыграть решающую роль в судьбе ХАМАСа.
Абу-Мазен пошел ва-банк: либо он, либо никто. Это давление, которое оставляет жителей Газы без пресной воды, лекарств, зарплат чиновникам, силовикам и «бюджетникам» и главное – веры в ХАМАС. Расчет Абу-Мазена — на подрыв доверия населения к правительству ХАМАСа.
Спасти ХАМАС могут только международное сообщество и Израиль. Готовы ли мы играть роль первой скрипки в оркестре Абу-Мазена? Конечно же, нет. И это второй аспект сложности разрешения ситуации в Газе.
Тактика войны на истощение
Мы – главный игрок на этом поле. Никого, кроме нас, по большому счету, не волнует ситуация на границе с сектором Газы. Только нас беспокоят летающие презервативы со взрывчаткой над приграничными с Газой киббуцами. Весь мир это веселит. Веселит это и Йехи Сануара, который в упомянутом интервью объяснил, что это лишь посыл о том, что борьба с сионизмом продолжается. Только нас волнуют голодные дети Газы. Больше никого. Мы ведь знаем с кого спросят, если что.
Задача, которая стоит перед правительством, весьма сложна. С одной стороны – прямой военный конфликт на руку Абу-Мазену и в какой-то степени — ХАМАСу. С другой – предвыборная ситуация диктует свои условия, и заметать мусор Газы под ковер с каждым днем все сложнее и сложнее.
Тем не менее, на данный момент с начала «подзаборной войны» убиты 211 палестинцев и более пяти тысяч ранены. Это самая настоящая война, хоть и вторая по значимости после войны в Сирии. Она, возможно, менее заметна, как в Израиле, так и за рубежом, но это война. Очень непростая, требующая от правительства весьма неординарных решений. Нужно лавировать между интересами многих ее участников, и пока это удается.
Стоит заметить, что удается вопреки политическим междоусобицам. Лидер партии «Еврейский дом» Нафтали Бенет не упускает ни единой возможности выступить с критикой действий министра обороны относительно сектора Газы. У него якобы есть свой рецепт решения конфликта. Правда, он его тщательно скрывает за словами: «перевернуть» и «раздавить».
Плавали, знаем. Бенет наметил себе пост главы правительства. Самый верный путь к нему — через пост министра обороны. Он выбрал в качестве предмета критики ситуацию на границе с Газой – второстепенный фронт Израиля. И в качестве объекта критики — министра обороны. Заметьте, не премьера, а министра обороны. Дешевый политический ход. Некий ход «героя». Совершенно ненужный и весьма опасный. Сейчас не вспомню, кому точно принадлежат гениальные слова: «Герои нужны в период опасности. В остальное время – они опасны». Это про Бенета. Его изречения излишни и весьма опасны. По крайней мере, для солдат, которые несут службу на границе с сектором.
Осмелюсь предположить, что после беспорядков в ближайшие выходные министр обороны полностью закроет КПП Керем- Шалом на границе с Сектором. Это будет адекватной реакций на действия ХАМАСа. Некоей попыткой навязать игру по нашим правилам. Но, поскольку кроме нас проблема на границе с сектором никого не волнует, пусть ситуация развивается по нашим правилам. Так безопаснее.
А долго ли удастся удерживать ее на грани войны, не переступив ее, — вопрос времени и только его.

Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo