Выставка «Мода и Искусство» в Хайфе

Выставка «Мода и искусство» проходит в эти дни в Доме Союза художников и скульпторов Израиля «Бейт Шагал» в Хайфе.

Интересную идею воплотили в ансамбле работ выставки ее кураторы Татьяна Белоконенко, Виталина Мухин Vitalina Moukhin и преподаватель академии Вицо Марина Мухин Marina Moukhin, предложившая сделать совместный проект с участием своих учениц и художников Бейт Шагал. Начинание было поддержано руководством Вицо и директором Бейт Шагал Ави Шароном.

Во все времена мода и искусство идут рука об руку.
Особенно, когда речь идет о высокой моде.

Немного истории.

По словам теоретика моды Валери Стил, «моду — в первую очередь от-кутюр, которая создается вручную и не предназначена для масс-маркета, рассматривают как искусство. Хотя до сих пор не утихают споры вокруг этого вопроса.

Конечно, классическое вечернее платье от Кристобаля Баленсиаги, как говорит Валери, продемонстрированное на подиуме или выставленное в стеклянной витрине музейного зала, производит впечатление произведения искусства, несмотря на то что это произведение мира моды. То, что модные выставки стали проводиться в музеях, несомненно способствовало стиранию границы между искусством и модой. Кроме того, некоторые модельеры стали позиционировать себя как художники, в то время как все большее число художников начали проявлять интерес к моде».

Одним из первых модельеров, который назвал себя художником, был Чарльз Фредерик Ворт, в 1858 году открывший свое модное ателье на Рю де ла Пэ. Ворт внес ощутимую лепту в формирование образа высокой моды как искусства.

В то время как парижские кутюрье, такие как Ворт, пытались представлять себя художниками, авангардные художники и интеллектуалы создали новую форму одежды, в качестве альтернативы моде.

Несколько позже утопическую идею антимоды также пытались воплотить итальянские художники-футуристы, в частности Джакомо Балла, и русские конструктивисты, к числу которых принадлежали Варвара Степанова и Александра Экстер. И хотя некоторые из этих инициатив оказали влияние на моду, в целом они так и не нашли себе места внутри ее системы.

Балла создал всего несколько оригинальных предметов одежды; его никак не назовешь профессиональным модельером.

Другая экспериментальная попытка соединить искусство и моду была предпринята художницей Соней Делоне; ее «Симультанный бутик» (Boutique Simultané), организованный в союзе с кутюрье Жаком Хеймом, был представлен на парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в разделе, посвященном моде. Но большей частью и художественные предметы одежды, и утопические доктрины антимоды оставались на периферии системы моды.

На этом фоне одним из наиболее влиятельных модельеров начала XX века был Поль Пуаре. Совсем недолго проработав у Ворта, Пуаре основал собственный дом моделей, который специализировался на прогрессивных моделях, часто с ориентальными мотивами, которые произвели революцию в довоенном мире моды. Как и Ворт, Пуаре именовал себя художником.

Подобно Пуаре, которого она называла «Леонардо от моды», известная дизайнер Скиапарелли относилась к дизайну одежды не как к «профессии, но как к искусству». Она неоднократно вступала в творческий альянс с художниками — Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Бебе Бераром и Вертесом — и говорила, что, работая с ними, ощущает «поддержку и понимание, уносящие за пределы грубой и скучной реальности, где платья просто делаются на продажу». Без Скиапарелли и ее работ не обходится ни одна книга и ни одна выставка, посвященная искусству и моде, благодаря ее сотрудничеству с такими художниками, как Сальвадор Дали, с которым она создала известные всем сюрреалистические фешен-объекты — «Шляпу-туфлю» (Shoe Hat) и «Платье с вырванными лоскутами» (Tear Dress (это название часто переводят как «Платье-слеза»)). И хотя существуют свидетельства, указывающие на то, что роль Дали здесь первична, поскольку именно ему принадлежат эскизы этих вещей, Скиапарелли, определенно, видела этот дизайн через призму художественного вдохновения («безумные идеи»), и превратила свой модный дом в то, что Кокто назвал «лабораторией Дьявола» сарториального маскарада.

Обладая модернистским сознанием, Шанель была предана идее моды как аспекта современной жизни. В отличие от нее, и Пуаре, и Скиапарелли видели в моде театр, перформанс — а следовательно, форму искусства.

С 1950-х по 1970-е годы эстетические аспекты моды были признаны по крайней мере в самом мире моды. Такие модельеры, как Баленсиага, Диор, Мадам Гре, Чарльз Джеймс и особенно Ив Сен-Лоран, именовались современниками не иначе как художники.

На выставке в Бейт Шагал ее участники раскрыли тему искусства и моды в своих картинах, скульптурах и инсталляциях.

Но особенно интересными для зрителей оказались плоды творческого сотрудничества художников и модельеров.

Причем это была встреча на «подиуме» выставки не только дизайнерского подхода к созданию модели  и ее художественного видения, но и первых шагов в творчестве и опыта.

Ведь модельные платья были пошиты специально для выставки — ученицами первого года обучения Вицо лимудэй хуц мерказ академи.

А затем художественно оформлены художниками Бейт Шагал.

Здесь, например, платье Гейша, модель которого сделали студентки Вицо Уфу Хасон и Айфа Тарбия. Художественное оформление: Елена ШемТов (Elenа ShemTov).

Платье в виде веера. По словам Елены, она увлекается китайской живописью, и это отражается в ее работе. На темном фоне — золото с оттенками и роспись ирисами. Брызги капельками символизируют запах цветков.

В некоторых случаях художники участвовали с самого начала в разработке дизайна модели, а иногда сшитое ученицами платье попадало уже готовым в руки художника и ему нужно было проявить фантазию и создать модель на заданную тему.
Так например, получилось с экспонатом «Мир и война».
Согласитесь, что не просто было создать эксклюзивное пдатье на такую тему.

А вот модель «Падший ангел» создавался сразу по эскизу Лилии Лилия Гойзман.

В любом случае такое творческое сотрудничество было полезно, как начинающим модельерам, так и художникам, которые должны были фантазировать на холстах платьев.

На выставке представлены и картины, и скульптуры на тему моды.

Интересную работу показал зрителям Аки Флексер, создав серию фотографий харизматичной модели, с которой познакомился незадолго до выставки .

Полина Высоковская представила женские портреты, героини которых в оригинальном обрамлении шалей и шляп, подчеркивающих их индивидуальность.

В платье , оформленном Татьяна Белоконенко — мотивы Хайфского пейзажа в нежных тонах.

Один из своих прекрасных гобеленов представила зрителям Тамара Семенов.

Художник Сергей Сыченко представил на выставке серию карикатур на тему моды и искусства.

А это одна из работ Арье Рабиновича.

Работа Плины Высоковской

Участники выставки на ее открытии

Татьяна Климович

Фото автора

О Редакция Сайта

Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером. Артур Клейн arthurhaifa@gmail.com