В одной из рекрутинговых компаний Сеула работники, чтобы снять стресс, имитируют собственные похороны: они одеваются в белые балахоны, пишут прощальные письма своим близким, а потом ложатся в гроб с собственной фотографией в руках. Сотрудники собираются вокруг «усопшего» и оплакивают его. Считается, что это помогает людям переосмыслить собственную жизнь и начать больше её ценить. Те, кто прошёл через этот ритуал, говорят, что он помог им задуматься о себе и своих поступках и по-новому расставить приоритеты. Вполне возможно, после этого им становится проще принять тот факт, что жизнь однажды оборвётся.
В России, как объясняет Искандар Кадыров, большинство людей к этому совершенно не готовы. Если на Западе принято заранее оформлять контракт последней воли (это делают 80 — 90% людей) и детально всё расписывать — как должны выглядеть похороны, кого на них пригласить и так далее, то в России уход из жизни — что-то вроде запретной темы.
— Помню, в детстве я жил рядом с кладбищем, — говорит Кадыров. — И выглядело оно очень страшно. Какие-то искусственные цветы… А ведь в Европе и США это чаще всего зелёные лужайки с лаконичными памятниками из белого камня, там всегда есть свечи и живые растения. Да и у нас старинные — дореволюционные — кладбища очень красивые, с усыпальницами, которые выглядят, как произведения искусства. Раньше люди носили красивые одежды и ездили в красивых каретах. Вот и к смерти относились так же. И ведь такой подход позволяет воспринимать уход из жизни спокойнее — как часть естественного цикла.
Одна жительница Тайваня, провожая своего мужа в последний путь, заказала на похороны стриптизёрш. Они танцевали вокруг гроба под песню Maroon 5 «Moves like Jagger». Те, кто пришли на эти похороны, практически единодушно осудили эту женщину: прощальный ритуал — не место для танцев. При этом все знали, что она была очень предана своему мужу и после того, как он перенёс сердечный приступ, до самой его смерти сидела у постели умирающего. На самом деле её действия объяснялись очень просто — она хотела сделать любимому человеку такой подарок, который бы ему понравился.
В Китае заказывать эротический танец на похороны до недавнего времени было вполне нормальной практикой. Древнее поверье гласит, что чем больше людей придут проститься с покойным, тем лучше сложится его судьба в загробном мире. А где стриптиз — там и толпа гостей. Но Министерство культуры Китая, обратив внимание на такую традицию, постановило, что она может разрушить социальный климат страны, и решило её запретить. Превращать уход из жизни в запретную тему и лишать траурную церемонию эстетической составляющей — вообще очень типично для коммунистических стран. Когда Искандар Кадыров заинтересовался темой похоронных ритуалов и традиций, он объездил много стран, пообщался со специалистами и понял, что эстетика похорон и отношение общества к смерти тесно взаимосвязаны.
— Раньше в Российской Империи, как и на Западе, людей хоронили в чёрных гробах, обитых бархатом, — объясняет он. — У каждого был специальный душеприказчик, который занимался и завещанием, и самим ритуалом. И всё это было связано с религией: люди ходили на проповеди, и там им рассказывали, что смерти не стоит бояться — это всего лишь этап. Когда при Советском Союзе церковь ушла в подполье, исчезло и это отношение. И сейчас Россия только-только начинает медленно возвращаться к тем традициям — похоронная индустрия застряла где-то в 90-х годах. Тогда, когда мне поступил первый заказ и мы сделали театрализованные похороны, я подумал: я же могу попробовать изменить эту ситуацию, сделать так, чтобы люди по-другому стали относиться к похоронному обряду. В моих силах немного изменить мир. Сейчас, если зайти на наш сайт, там совсем нет какого-то негатива и траура. Ведь похороны — это как рождение, как свадьба. Естественные этапы жизни. И если от свадьбы человек ещё может как-то уклониться, то от рождения и похорон — нет.
Постепенно у Кадырова нашлись единомышленники и инвесторы — как правило, люди, которые сами хотели устроить для своих близких по-настоящему красивое прощание. Сейчас у Voyager Coffin уже довольно много заказов — в основном зарубежных, но иногда бывают и из России. Как считает Кадыров, это значит, что российское общество всё-таки постепенно меняет своё отношение к смерти и похоронам.
— Обычно посетители нашего сайта не с первого раза понимают замысел, — говорит он. — Они заходят и думают, что это какой-то ужас, сумасшествие. Но потом они возвращаются на сайт, показывают его своим знакомым, и постепенно мысль о том, что такое вообще существует, становится не такой странной, она как бы укладывается в головах. И люди начинают задумываться: может, в этом что-то и есть? Ведь каждого на подсознательном уровне тревожит тема смерти, а сейчас, в век технологий и информации, она уже должна перестать быть запретной.
Чтобы открыть своё дело, Искандар Кадыров и его единомышленники объездили много зарубежных фабрик и производств. Итальянские мастера помогли им разработать форму и дизайн: сейчас у Voyager Coffin есть две стандартные модели капсул, для которых можно заказать индивидуальную обивку и элементы. Вся продукция делается из биоразлагаемого материала — чтобы выйти на международный рынок, нужно было соответствовать самым жёстким западным стандартам. Самая простая модель капсулы стоит чуть больше миллиона рублей, но в ближайшее время появится новая линейка — эконом-класса.
— Пока что мы делаем только модели премиум-класса, — говорит Кадыров. — И не страшно, что не каждый может позволить себе именно нашу продукцию. Если кто-то, узнав о ней, начнёт менять своё отношение к самой идее похорон — это уже хорошо, в этом и есть наша миссия.
Руководство компании — примерно двадцать человек — работают в Москве, но мастера, сотрудничающие с Voyager Coffin, живут по всей России: и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге. Многие из них специально ездили учиться за границу, чтобы познакомиться с новейшими технологиями. Каждому, кто хочет заказать себе капсулу, высылают анкету, заполняя которую, он рассказывает обо всех своих вкусах и пожеланиях. Потом клиент может посмотреть 3D-модель и сделать предоплату.
— Мы не конкурируем с другими фирмами, которые делают подобную продукцию, — говорит Кадыров. — Во-первых, наш товар — это предметы роскоши, и таких больше ни у кого нет. Во-вторых, мы единственные, кем занимается Российский экспортный центр, то есть присутствуем и на американском, и на европейском рынках.
Если верить исследованиям, в России большинство людей в возрасте до сорока пяти, пятидесяти лет не особо задумываются о том, что произойдёт с их телом после смерти. Чаще всего они хотят, чтобы их кремировали. Но примерно в пятьдесят-пятьдесят пять лет, как объясняет Кадыров, они пересматривают своё отношение к этому вопросу. Только вот не каждый, кто начинает задумываться о таких вещах до пятидесяти лет, успевает подготовиться.
— На Западе совершенно нормальным считается, если человек в двадцать лет идёт к нотариусу и выбирает, какой у него будет гроб и кого бы он хотел пригласить на свои похороны, — говорит Кадыров. — Потом информация постепенно обновляется, актуализируется. Это — спокойное и ответственное отношение, к которому нам только предстоит прийти. И именно для этого мы создали Voyager Coffin. Я знаю, что многие, кто находят нас в интернете, смеются, шутят над сайтом и продукцией. Но для меня это значит только одно — что мы всё делаем правильно.
Статья размещена с помощью волонтёра сайта. Волонтер сайта не несет ответственность за мнения изложенные в статье. Статья написана не волонтером.
Артур Клейн
arthurhaifa@gmail.com