Кто сказал, что ультраортодоксы – правые? Откуда пошла эта легенда? На самом деле они не правые и не левые. Они сами по себе. Их интересует только благополучие своей общины и ее «ценности», которые они пытаются силой навязать израильскому обществу. В Израиле с последние десятилетия менялись правительства и коалиции: были левые, были правые. Были правительства Рабина и Нетаниягу, Барака и Шарона, Ольмерта и снова Нетаниягу. Неизменным оставалось одно – во всех коалициях и правительствах были ортодоксы ШАС и ультраортодоксальные партии. Ах, да, было одно исключение – после выборов 2013 года ШАС и харедим ушли в оппозицию. Уж больно «достал» их тогда неофит в политике антиклерикал Яир Лапид.
Вот сейчас снова все заняты прогнозами: что будет после выборов 2 марта? Подсчитывают голоса правого блока, левого блока и стоящей особняком партии НДИ. Хотя, может быть, и ультраортодоксов настало время рассматривать отдельно от блоков? Вот лидер «Яадут а-тора», министр здравоохранения Яааков Лицман провел в понедельник пресс-конференцию на тему, казалось бы, никакого отношения к политике не имеющую (такое у нас тоже иногда бывает!). Она была посвящена угрозе проникновения зловещего коронавируса в Израиль. Не все же Лицману бороться с транспортом по субботам! Но, как всегда, в Израиле в итоге все опять свелось к политике. И тут Лицман сделал сенсационное заявление: «Я не знаю, существует ли еще правый блок». Интересно, на что это он намекает? Вроде бы, список «Ямина» к левым подаваться не собирается. Партия ШАС буквально на днях поклялась в преданности Биби и даже представила себя в качестве главного защитника Нетаниягу. Выходит, «слабое звено» в правом блоке — это именно ультраортодоксы?
И как бы в подтверждение этого тезиса в тот же день депутат кнессета от «Яадут а-тора» Исраэль Айхлер принял участие в программе «Шахор лаван» (не путать с «Кахоль лаван») на телеканале кнессета. И тоже высказал «крамольную» (с точки зрения ликудников) мысль: «Если нам не удастся создать коалицию с Нетаниягу, нам придется принимать решение. Мы можем сидеть в оппозиции, а можем войти в коалицию». Намек весьма прозрачен: в конце концов, правые там или левые ценности, нам не столь важно. Важны лишь наши, ультраортодоксальные ценности.
Собственно, ничего нового в этом нет. Хорошо известно, что для «Яадут а-Тора» вопрос вхождения в коалицию – это вопрос цены. Цены, которую заплатят им за вхождение – и деньгами на ешивы, и клерикальными законами. Известно, что после апрельских выборов партия «Кахоль лаван» вела переговоры с «Яадут а-Тора» о присоединении ультраортодоксов к левоцентристскому блоку. Тогда «сделка года» («сделкой века» называется, как известно, другое) не состоялась. Не сошлись в цене. Нетаниягу предложил намного больше. Собственно, тогда Нетаниягу был готов дать им всё, что они хотели.
Четвертых выборов ультраортодоксы боятся больше всех других партий. Ведь из-за отсутствия бюджета и коалиционных денег, на которые так рассчитывают харедим, государственное финансирование ешив и колелей резко сократилось. Деньги харедим нужны как можно скорее. Так что, если Ганц сделает приемлемое предложение, то вполне можно переметнуться в левоцентристский лагерь. Главное, чтобы наконец была создана коалиция и не пришлось снова идти на выборы. Тем более, что Лицман «не знает», существует ли еще правый блок. А там не все ли равно, где диктовать свои условия светскому Израилю: из коалиции левоцентристской, которая станете лево-центристско-религиозной или право-религиозной? Ключевое слово здесь – «религиозная». И даже ненавистный Лапид уже не столь ненавистен. Харедим давно уже вовсе не исключают перспективу сидеть с этим псевдо-антиклерикалом в одной коалиции.
Говорят, что многие правые светские израильтяне, голосовавшие за «Ликуд», но недовольные перспективами религиозного диктата, намерены на предстоящих выборах отдать свои голоса «Кахоль лаван». Не окажутся ли они в дураках, когда вдруг окажется, что голосовали они за тех же харедим в коалиции? Может, есть другие опции, за кого голосовать, чтобы уж точно не позволить ультраортодоксам диктовать свои условия Израилю? Например, НДИ. Впрочем, каждый принимает решение сам.
Лев Малинский
принимает решение сам.

Артур Клейн. Главный редактор сайта.
Сайт — некоммерческий. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации
haifainfo.com@gmail.com
Фейсбук группа: facebook.com/groups/haifainfo